Проповедь Архиепископа Филарета в Прощёное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот и завершились подготовительные недели к Великому посту, и мы с вами, дорогие братья и сестры, предстоим перед первой седмицей Великого поста.
Богомудрая церковь Христова всегда научает каждого разумного человека святой вере, покаянию, смирению, любви; это то, что является самым главным в жизни каждого христианина. Первая подготовительная неделя была неделя о Закхее — это был богатый человек, но пример неправедного стяжания богатства, потому что эти деньги отнимались у бедных людей. И вот — после беседы со Христом он пол-имения своего раздал нищим и кого чем обидел, воздал в четверо.
Следующая неделя — мытаря и фарисея; в ней Господь научает нас смиренной молитве, а не тщеславной и высокомерной. Мытарь только и мог произнести, наклонив низко свою голову: «Боже милостив буди ми грешному».
Неделя о блудном сыне — это особенно относится к молодёжи, которая думает по-своему и считает, что взрослые не понимают её. Вот он оставил своего отца, богатый дом и ушёл в страну далече, обнищал, потерял всё, что имел и кончил тем, что пас свиней и питался пищей животных , но пришло время и он вспомнил об отце своем, вернулся, и отец в образе которого Господь представляет Бога Отца, обнял своего сына с радостью, одел его в новые одежды, накрыл столы в своем доме и произнес такие слова: «Мой сын был мёртвым, но ожил».
Неделя о страшном суде напоминает каждому христианину и вообще каждому человеку, живущему на земле, что жизнь заканчивается встречей с вечностью, что каждый из нас предстанет перед судом Божиим, судом праведным и нелицеприятным, в котором обнажатся все человеческие дела.
И наконец, сегодня Прощёное воскресенье, когда по обычаю, дорогие, мы собираемся в храмах Божиих перед началом Великого поста, чтобы примириться с Богом, примириться с ближними, примириться с обидчиками и неприятелями, ибо нельзя просить себе прощения не простив своих близких, ведь покаяние дается милосердием человека. Мы должны понимать, что Бог нас терпит тогда, когда мы терпим других людей, когда мы носим на себе немощи людские и грехи, тогда Господь, как Человеколюбивый и Многомилостивый обращает Свое лицо к каждому человеку. Иными словами, невозможно быть жестоким и суровым и вместе с тем просить прощения своих грехов, и вот в сегодняшний вечер, дорогие, мы собрались в этом святом храме, чтобы по обычаю православного русского человека, вступая в Великий пост, просить прощения друг у друга, у обидчиков, у  неприятелей, может быть даже у врагов. Иногда мы обижаемся и раздражаемся, но зря мы это делаем, потому что, если Бог терпит их, то терпит и нас.
Приведём себе на память покаяние многих отцов и учителей Церкви, которые стремились в пустынях, скрываясь от людей, стучать в двери покаяния Господня, прося прощение своих согрешений. Огромное множество людей — ветхозаветных праведников и новозаветных — дают нам пример подражания, но и конечно Господь наш Иисус Христос, Который был возведен Духом в пустыню и сорок дней и сорок ночей постился, а затем призывал народ к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось  Царство небесное».
Дорогие, мы вступаем в великий пост и мы не знаем, как сложится жизнь наша дальше. Может быть, кто-то и не доживёт до Святой Пасхи. Поэтому, как древние отцы святой Церкви, испросим прощения своим грехам перед престолом Божиим в смирении в покаянии. Сегодня бич нашей жизни — это гордость и высокомерие, сегодня гордыня, к сожалению, охватила многие сердца наших граждан, которые считают, что без Бога, что без божественной благодати можно построить рай на земле (его уже сколько строили!). Но ничего и никогда не получается потому, что отступление от Бога и грехи уже здесь на земле, в душах людей, создают ад, ад создают — казалось бы и в богатстве и во всем, а нет покоя на сердце человека. А потому, что нет мира с Богом и нет мира со своей совестью, поэтому дорогие в преддверии первой седмицы великого поста.
Завтра мы будем слушать канон преп. Андрея Критского, который помогает нам обнажать язвы наших человеческих грехов; его слова проникают в сердце, в самую глубину человеческой души, поднимая нас из бездны греховной, возводя к Богу.
Посему в этот святой вечер я хотел прежде всего попросить и у вас прощение, кому из вас досадил, обидел может быть, словом, делом или помышлением, всеми моими чувствами. Прошу вас, дорогие отцы, братья и сестры, простите меня грешного. Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас.      Аминь.