На нашем сайте опубликована статья библиотекаря храма Андрюшиной С.В. “Работа с читателями в православной библиотеке как форма миссионерского служения (Из опыта работы)”

 

 

Андрюшина С.В.,

библиотекарь Православной библиотеки Храма Преображения Господня в Богородском

 

Работа с читателями в православной библиотеке как форма миссионерского служения (Из опыта работы)

В проповеди, посвященной памяти апостола и евангелиста Матфея, прот.Глеб Каледа, обращаясь к молодым прихожанам, говорил, что «апостолат является обязанностью по существу каждого христианина, – пускай это будет в пределах … какого-нибудь небольшого общения»[1]. Именно работа с читателями в православной библиотеке и есть малая крупица апостольского, миссионерского служения. Основой же работы с читателями является правильно организованная библиотека, которая только в этом случае может стать настоящим кормчим в книжном море, ведущим корабль знаний в нужном направлении, помогая в определении верного пути и учащему, и учащемуся.

Позволю себе поделиться опытом работы с читателями в Православной библиотеке храма Преображения Господня в Богородском (Москва). Читателями нашей библиотеки являются учащиеся Воскресной школы, их родители, педагоги школы, священнослужители, прихожане храма, а также жители Богородского и Преображенского, интересующиеся духовной литературой. Возрастная категория читателей библиотеки представлена следующим образом: дети (дошкольники, школьники), подростки, молодежь, (включая студентов православных учебных заведений); взрослые (работающие, домашние хозяйки, пенсионеры). Взрослые читатели, в том числе и пенсионеры, в основном имеют высшее образование. Среди читателей библиотеки есть как верующие люди, так и индифферентно относящиеся к вере, а также инославные (представители армянской диаспоры). Верующие читатели – невоцерковленные, новоначальные, воцерковленные. В зависимости от перечисленных категорий читателей и производится их обслуживание. С инославными читателями и людьми, не считающими себя верующими, работа ведется исключительно в историко-культурологическом ключе, с учетом интереса и запросов каждого конкретного читателя.

Наиболее сложна, но и интересна для библиотекаря работа с невоцерковленными и новоначальными в вере читателями. У них пока нет еще четкого представления о православии как вероучении, они не всегда понимают смысл богослужения, не видят разницы между таинством и обрядом и пр. Многие из них по ряду причин не могут посещать занятия в Воскресной школе, предназначенные для взрослых. В связи с этим на библиотекаря ложится ответственность по руководству чтением данных читателей[2]. Причем, подбор источников должен быть таким, чтобы не перегрузить читателя сложным и на первых порах непонятным материалом. Конечно, основной книгой для каждого православного человека является «Евангелие», о котором свт.Игнатий Брянчанинов говорит, что «Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию».[3] Однако, как показывает опыт, без дополнительного истолкования Священной истории новичку в нем порой сложно самостоятельно разобраться. Поэтому малоцерковному читателю предлагаются «100 рассказов из Евангельской истории» (М., 2000). Иногда взрослым советуют обратиться к изданиям для детей среднего и старшего возраста. К примеру, «Изложение Нового Завета для детей» А.Н.Бахметевой (Минск, 2005).

Священники начинающим обычно рекомендуют «Закон Божий» прот.С.Слободского и «Христианский катехизис» митрополита Филарета (Вознесенского). Однако для неподготовленного читателя, занимающегося самообразованием, больше подходят, как мне кажется, книги преподавателя Николо-Угрешской семинарии В.Духанина «Сокровенный мир Православия» (М.,2006) и бывшего ректора Волгоградского политехнического института, в настоящее время священника и проректора Царицынского православного университета преп.Сергия Радонежского А.Половинкина «Православная духовная культура» (М.,2003), а также размышления митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении» (М.,1992), сборники «Непознанный мир веры» (М.,2003), «Верую, Господи, помоги моему неверию…» (Минск,2008), «Книга о Церкви» (М.,2004), «Как научиться понимать молитвы» (М.,2005), «Богослужение Православной Церкви» из серии «Азы Православия» (М.,2005).

Большую роль в религиозном просвещении малоподготовленного читателя играет художественная и духовно-нравственная литература. Именно она в ряде случаев выводится на первый план, т.к. современному человеку, взращенному на криминальных или дамских романах, довольно сложно осваивать вероучительную литературу. Нередко библиотекарю приходится одновременно предлагать небольшую книгу прот. А.Торика «Воцерковление: Для начинающих церковную жизнь» (Владимир, 2002) и его же повесть «Флавиан» (М., 2008) о неожиданном для окружающих приходе к вере человека, казалось, далекого от церковной жизни, постоянно кружившегося в водовороте суетного бытия, и о его преображении.

Произведения Ю.Вознесенской, Н.Веселовской, Е.Чудиновой, И.Тырданова и др. являются как бы ступенькой к чтению серьезной литературы. Одна из читательниц призналась, что благодаря роману Ю.Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключение с макаронами» (М.,2007) она прочитала книгу свт.Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» (М.,2006).

Неоценимы в работе с малоцерковными читателями и произведения дореволюционной писательницы Л.Чарской. Когда библиотека приобретала полное собрание сочинений Л.Чарской, предполагалось, что книги будут читать девочки-подростки. Оказалось, что они также интересны мамам и бабушкам этих девочек. Недостатком собрания сочинений Л.Чарской является полное отсутствие какого-либо научного аппарата: нет ни предисловия, ни биографических сведений о писательнице, ни комментария. Лишь в первом томе имеется крошечная заметка в виде аннотации о творчестве Л.Чарской и судьбе ее книг в советское время. А ведь это первое почти за девяносто лет полное издание произведений Л.Чарской. Ее имя знакомо, пожалуй, лишь выпускникам филологических и библиотечных факультетов вузов, да и то с явно негативной оценкой. На самом деле повести, рассказы Чарской пробуждают у читателей чувства милосердия, сострадания к слабым, бедным; многие произведения посвящены событиям на Кавказе и другим периодам русской истории. Герои ее произведений не схематичны, обладают яркой индивидуальностью. Самоотверженность, искренность чувств, чистота помыслов и делает этих героев притягательными для православных читателей XXI века.

От книг Л.Чарской некоторые малоцерковные читатели переходят к чтению житийной литературы, ведь одна из повестей писательницы посвящена преп. Сергию Радонежскому («Святой отрок»). Обычно малоцерковным читателям предлагаются жизнеописания преп.Серафима Саровского, Оптинских старцев, прав.Иоанна Кронштадтского, преп.Силуана Афонского, свт.Луки (Войно-Ясенецкого), свщмч.Илариона (Троицкого), великой княгини Елизаветы Федоровны (наиболее близких по времени и духу святых), изложенных доступно и хорошим русским языком. Рекомендуя агиографическую литературу, следует быть особо внимательным к читателю, чтобы по прочтении того или иного жития у него не возникло неприятия и отторжения такого рода литературы, т.к. человек нашего времени с его рациональным мышлением не всегда может понять смысл духовного подвига.

Одним из важнейших принципов Православия является нравственное состояние личности и души христианина. Умению жить по заповедям, данным Богом, способствует аскетика. Молодежи и новоначальным христианам рекомендуется ознакомиться с книгой свящ.Тимофея «Пособие по аскетике для современного юношества» (М.,1999). Что такое непрерывная Иисусова молитва, помогает понять известная не одному поколению христиан книга «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» (М., 2004). Кстати, в начале пути у многих возникает проблема с поиском духовного отца. Книга прот.В.Тулупова «Как найти духовного отца и жить под его руководством» (М.,2008) помогает ее решить. Не менее важно познакомить читателей с началами основного богословия, т.е. показать связь науки и религии и направления христианской апологетики. Для многих читателей интересны работа свт.Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело» (Клин, 2005), исповедь-исследование белорусского ученого, академика В.И.Вейника «Почему я верю в Бога» (Минск, 2002), книга канд.геолого-минералог.наук, священника К.Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции» (Спб., 2003), а также лекции известного богослова и филолога, проф.И.М.Андреева «Православная апологетика» (М., 2006).

Помимо индивидуальной работы с читателями ведется массовая[4] и библиографическая работа – книжные выставки, подготовка рекомендательных списков литературы, тематические библиографические или информационные обзоры книг. В библиотеке существует постоянно действующая (обновляющаяся) выставка-витрина «Верую», которая помогает читателям в выборе литературы о православном вероучении, о храме и его символике, об иконах и пр. Основным костяком воцерковленных читателей являются 50-60-летние люди, пришедшие к вере в 80-90-е годы XX в., имеющие высшее образование. Они пришли на смену так называемым «белым платочкам», что имели сердечную веру, как Рождественские пастухи, и благодаря которым, возможно, удалось сохранить Церковь в России. Новое поколение шло к вере «путем волхвов». «Путь волхвов – это путь от изучения природы к Библии, от Библии к непосредственному богообщению, к высшей степени богопознания и духовной жизни. … Если пастух может молиться, не читая духовных книг, то для верующего, идущего путем волхвов, интеллигента чтение их настраивает на молитву, подвигает к непосредственному личному созерцанию и переживанию Бога…»[5].

Следующей группой воцерковленных читателей являются люди 30-40 лет, чаще всего из нецерковных семей, желающие укрепить свою веру знаниями, посещающие группы для взрослых в Воскресной школе. И, наконец, молодежь, воспитывавшаяся в православных семьях, с детства знакомая с богослужением, таинствами и обрядами Церкви, прислуживающая в алтаре, поющая на клиросе, обучающаяся в православных учебных заведениях. Большинство из этих читателей имеет в домашних библиотеках «Жития святых» свт.Димитрия Ростовского, «Добротолюбие», «Пролог», «Закон Божий» прот.С.Слободского и многие другие издания, выходившие в начале 90-х годов XX столетия репринтным способом или поступавшие в Россию в качестве «тамиздата». Эти читатели не испытывают трудностей при чтении текстов, напечатанных по правилам старой орфографии или на церковно­славянском языке. Их интерес к чтению связан с углублением своих знаний и знакомством с новой богословской, церковно-исторической, духовно-нравственной литературой. Запросы их, обычно, определенны, хотя проявляется также интерес и к тематическим книжным выставкам, выставкам новых поступлений в библиотеку, рекомендательным спискам литературы. Наибольшим спросом у данной группы читателей пользуются книги архиеп.Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» (М.,2005), Б.И.Гладкова «Толкование Евангелия» (С.Посад, 2004), свт.Феофана Затворника «Евангельская история» (М., 1997), еп.Александра (Милеанта) «Исследуйте Писания: К познанию Библии» (М.,2004), митр.Филарета (Вознесенского) «Христианский катехизис» (Спб.,2006), А.И.Осипова «Путь разума в поисках истины» (М.,2004), С.Фуделя «Путь Отцов» (М.,1997) и др.

Воцерковленные читатели уже неплохо знакомы с православной аскетикой, поэтому у них имеется закономерный интерес к творениям свт. Игнатия (Брянчанинова), в частности к «Аскетическим опытам» (Собр.соч., Т.1-2.-М.,2005). Не менее значимы для этих читателей и работы по апологетике и экзегетике русского философа и богослова В.Н.Ильина «Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира» (Минск, 2006), американского православного духовного писателя, богослова, иеромонаха Серафима (Роуза) «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди» (М., 2004), философа, педагога, профессора, прот.В.Зеньковского «Апологетика» (М.,2004), физика и богослова, свящ. С.Соколова «Мир иной и время Вселенной» (М., 2008).

Большой интерес вызывают книги о новомучениках, исповедниках веры, о старчестве как в дореволюционный период, так и в наши дни, об истории монастырей в России и пр. Так, книги о жизни, деятельности митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) пользуются особым спросом – «Златоуст XX века: Митр.Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников» (Спб.,2003), «Свидетель Православия: Слова, речи, выступления. Церковная печать о деятельности митр.Николая (Ярушевича)» (М.,2000). Интересуются также книгой К.Михайлова «История одного взрыва» (М., 2004), описывающей уничтожение 17 июля 1964 г. храма Спаса-Преображения в Москве на Преображенской площади, бывшим кафедрой митрополита Николая до его смерти в 1961г.

Наиболее читаемы следующие книги о современных старцах Русской Церкви: Шполянский И. «Светлый старец: Отец Иоанн Крестьянкин» (М.,2007), «Старец иеросхимонах Сампсон (Сивере)» (М.,2000), «Великие старцы двадцатого столетия» (М.,2007). Замечательна книга прот.М.Малеева «Старцы XX столетия: Подвижники веры и благочестия» (М.,2005), в которой биографические эссе сопровождаются графическими рисунками автора. Со страниц этой книги на читающего смотрят архим.Кирилл (Павлов), архим.Иоанн (Крестьянкин), схиархим.Иоанн (Маслов), о. Николай Гурьянов, прот.Глеб Каледа и многие другие известные либо малоизвестные подвижники благочестия.

Активно спрашивается читателями, выдержавшая не одно издание, книга «Отец Арсений» (М.,2005). Ее можно назвать документальным вариантом «Одного дня Ивана Денисовича» А.Солженицына, столь же пронзительным (ведь книга основывается исключительно на реальных фактах), но при этом очень светлым, полным той самой Христовой Любви, о которой говорит апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Волнуют читателей и судьбы женщин, брошенных в лагеря за исповедание веры: «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (Н.Новгород,2004).

В свое время многих людей потрясла мученическая смерть в чеченском плену российского солдата Евгения Родионова, отказавшегося снять с себя православный крест. Книга «Новый мученик за Христа воин Евгений» (М.,2000) читается молодыми ребятами, которым еще только предстоит служба в армии, как и книги об афганских событиях В.Николаева «Живый в помощи…» (М.,1995), Г.Гребенникова «Дневник православного воина» (М.,2003).

Любит молодежь и книгу игумена Сергия (Рыбко) «Молодым сердцам Русской Земли» (М.,2005), где он ведет диалог о смысле жизни, спасении, духовности, современном мире, культуре, музыке. Эта беседа идет легко и непринужденно, так как игумен хорошо знает своих читателей, ведь он никогда не прерывал связи с ищущими истину молодыми людьми. Письма игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние» (М., 2001), книга Н.Павловой «Пасха Красная» (М.,2008) об убитых на Пасху 1993г. оптинских монахах; духовные поучения Оптинских старцев «Нужно жить нелицемерно» (изд.Св.-Введен.Оптин.пустыни, б.г.) на наш взгляд, интересны всем читателям. Также большинству читателей рекомендуются «Афонские рассказы» (М.,2007) известного сектоведа А.Дворкина, выступающего в новом для себя жанре, – повествователя о паломничестве на Святую Гору Афон; произведения прот.Н.Агафонова (сборник рассказов «Дорога Домой» – М., 2006; исторический роман «Иоанн Дамаскин» – М., 2007), рассказы свящ.С.Николаева «Божьи вешки» (М.,1999) и книги православного писателя В.Лялина «Нечаянная радость», «Птицы небесные» (М.,2007).

Необходимо остановиться на формах обслуживания читателей святоотеческой литературой, наиболее важном разделе богословской книги. Свт. Игнатий (Брянчанинов) так оценивает необходимость чтения творений святых отцов: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это – мысль гордая, опасная… Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, … словом сказать – спасению и христианскому совершенству».[6]

В данном случае основной формой обслуживания читателей является выставочная работа ( выставки новых поступлений в библиотеку и выставки к двунадесятым и великим церковным праздникам)[7], а также выдача литературы по определенным запросам читателей, связанным либо с их учебой, либо рекомендацией священника. Более всего спрашиваются «Лествица» преп. Иоанна Лествичника (М.,2000), «Душеполезные поучения» преп.аввы Дорофея (М.,2004), «Невидимая брань» преп. Никодима Святогорца (М., 2005). Библиотека располагает неплохим подбором святоотеческой книги – это творения святителей Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блаж. Августина, свт. Афанасия Великого, преп. Антония Великого, преп. Марка Подвижника, свт. Василия Великого и др. В библиотеке имеются также исследовательские труды известных богословов-патрологов: проф.Моск.духов.акад. К.Е. Скурата, епископа Илариона (Алфеева), игумена Петра (Пиголя), архимандрита Киприана (Керна), прот. И.Мейендорфа, прот. Г.Флоровского и пр. Работа с читателями в библиотеке почти всегда сопровождается личной беседой. Наиболее плодотворна она, когда проходит с глазу на глаз. Только в этом случае собеседник, не смущаясь, может рассказать о своем круге чтения, поделиться впечатлениями о прочитанном, выслушать советы библиотекаря, поспорить или согласиться с его рекомендациями. Таким образом и выполняется миссия духовного просвещения, катехизации читателей православной библиотеки.

[1] Каледа Г., прот. Полнота жизни во Христе: Проповеди. – М, 1996. – С.88.

[2] Необходимо отметить, что руководство чтением в православной библиотеке не является прерогативой только библиотекаря. Работу библиотеки окормляет обычно настоятель храма, с которым библиотекарь обсуждает проблемы как работы библиотеки в целом, так и работу библиотекаря с читателями. Советы настоятеля или другого опытного священника могут иметь решающее значение в подборе литературы для отдельных групп читателей.

[3] Свт.Игнатий (Брянчанинов). Собр.соч. Т.1. -М., 2005. -С. 121.

[4] В связи с тем, что библиотека работает в тесном контакте с Воскресной школой, то многие массовые мероприятия: встречи с писателями, утренники, посвященные Господским и Богородичным праздникам, памяти отдельных святых, проводятся совместно.

[5] Каледа Г., прот. Полнота жизни во Христе: Проповеди. – М., 1996. – С.59, 61-62.

[6] Свт.Игнатий (Брянчанинов) Собр.соч. Т.1. – М., 2005. – С. 127-128.

[7] В 2009г. для читателей библиотеки была подготовлена книжная выставка рекомендательного характера «Читайте творения святых Отцов и учителей Церкви».