Миссионерская деятельность как направление работы с читателями в приходской библиотеке

(Из опыта работы)

 

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

 

            Cообщение сделано в Синодальной библиотеке 29.01.2014г.  на научно-практической конференции «Православная библиотека как центр миссионерской работы» в рамках ХХII Международных образовательных Рождественских чтений.

           

            В прежние времена православная миссия была рассчитана на язычников и иноверцев, чтобы открыть им Истину, заключённую в Слове Божием. В наше время, после десятилетий гонений на Церковь Христову,  надо заново свидетельствовать о Христе перед потомками тех, кто был крещён в Днепровской Купели вел.кн. Владимиром и долго хранил в сердцах своих Заветы Господни. Разрушение церквей, изгнание священников из повседневной жизни людей сделали своё дело, многие отошли от веры отцов, уподобились «иванам, родства не помнящим». Однако в душе человека неосознанно  остаётся мечта о том Фаворском Свете, что оссиял Господа Иисуса Христа перед апостолами, и он невольно стремится приобщиться к Нему. Сделать же это можно только через искреннее вверение себя Господу и  через евангельскую проповедь. Как писал апостол Павел во Втором Послании к Тимофею: «Проповедуй слово … со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:2).

            Немаловажным подспорьем в православной миссии проповеди Божией может служить приходская библиотека. Именно традиционная работа с читателями в приходской библиотеке и является  малой частицей апостольского, миссионерского служения. Почему делается акцент на традиционной работе с читателями? Потому, что в основе её лежит непосредственное руководство чтением, через которое и преподаётся та Благая весть, что ниспослана нам Самим Господом Иисусом Христом.            Приходская библиотека по своей сути есть общедоступная публичная (массовая) библиотека, где живое общение библиотекаря и читателя может дать положительный результат в религиозном, духовном просвещении читателя (именно читателя библиотеки, а не её пользователя). В настоящее время в библиотечном мире уделяется слишком пристальное внимание электронным библиотекам. При этом как-то забывают, что электронная библиотека — это всего лишь вспомогательный инструмент в руках библиотекаря, и она никак не сможет заменить привычную массовую библиотеку. К тому же, нельзя бросать неопытного читателя в электронное море книг, чтобы он там беспомощно барахтался, надеясь на то, что как-нибудь сам во всём разберётся. Принцип невмешательства библиотечного специалиста в чтение читателя характерен для западных и американских библиотек. Принципом же отечественного библиотековедения изначально было оказание помощи читателю в выборе нужной ему книги и ненавязчивое руководство его чтением. Вспомним хотя бы Н.А. Рубакина (1862-1946), заложившего научные основы  рекомендательной библиографии и руководства чтением. В приходской библиотеке обслуживание читателей невозможно без руководства их чтением. Кстати, почти каждый, обращающийся в библиотеку, человек просит помочь ему в выборе необходимой литературы.

            Руководство чтением особенно важно в деле духовного просвещения готовящихся к крещению людей и новоначальных прихожан. Несмотря на то, что среди них большую часть составляют люди, имеющие высшее образование, в религиозном плане они бывают довольно несведущими. Надо отметить, что в распространении сомнительных сведений о вере, весьма негативную роль играют светские СМИ, которые в своих репортажах, к примеру,  о православных праздниках акцентируют внимание на некоторых народных обрядах, не вдаваясь в суть самого явления. Конечно, ставшие обязательными, огласительные беседы  в храмах перед крещением помогают человеку познакомиться с элементарными представлениями о Православной вере, Православной Церкви и её таинствах. Однако человек должен возрастать духовно и в этом помощником и, в какой-то степени, наставником должна стать приходская библиотека, которая через православную книгу  исполняет слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы…» (Мф 28:19). Для того, чтобы библиотечная работа была успешной, необходимо правильно сформировать фонд приходской библиотеки. Этому способствуют тематико-типологический план комплектования приходской библиотеки (профиль комплектования)[1] и библиографическая модель фонда (ядро фонда), специально разработанная для приходской библиотеки[2].

            Библиотека располагает различными формами и методами обслуживания читателей: индивидуальными и групповыми (массовыми)[3]. Индивидуальная работа начинается буквально с момента записи читателя в библиотеку, когда библиотекарь проводит с читателем первоначальную беседу: знакомит его с самой библиотекой, её фондом, библиотечными правилами, традициями, сложившимися здесь, и одновременно определяет  культурный, образовательный уровень и степень воцерковлённости этого человека.

            Беседа с читателем продолжается и при выдаче литературы, во время которой библиотекарь как бы намечает тактику обслуживания читателя в дальнейшем. Рекомендуя какую-либо книгу, библиотекарь старается найти такие слова, чтобы читатель захотел её прочитать. При этом, предлагая одну и ту же книгу разным читателям, библиотекарь по-разному строит свой рассказ о ней, исходя из читательской культуры посетителя и цели его обращения. Беседует библиотекарь с читателем и при возвращении им литературы. В этот момент библиотекарь выясняет, выполнена ли поставленная им перед читателем задача, т. е. выявляет уровень восприятия, понимания читателем прочитанного, уточняет читательский интерес.

            Предваряя описание практики работы Православной библиотеки храма Преображения Господня в Богородском, надо также сказать, что, начиная с 90-х годов ХХ века, в церковь пришло и продолжает понемногу приходить новое поколение верующих, которым недостаточно той сердечной веры евангельских пастухов, что была присуща «белым платочкам», сохранившим Русскую Церковь в годы лихолетья. Многие из нового поколения верующих идут по «пути волхвов» (как говорил в своё время отец Глеб Каледа). «Путь волхвов — это путь от изучения природы к Библии, от Библии к непосредственному богообщению, к высшей степени богопознания и духовной жизни … Верующего, идущего путём волхвов,  интеллигента чтение [духовных книг] настраивает на молитву, подвигает к непосредственному личному созерцанию и переживанию Бога…»[4]. Перед приходской библиотекой встаёт серьёзная задача: показать, пришедшему сюда, человеку, как ему осилить этот «путь волхвов», как взрастить, зародившиеся в нём, ростки веры.

            С чего начинается работа с новоначальным или малоцерковным читателем? С того, чтобы дать такому читателю первоначальные представления о христианстве, истории христианства, о православной вере, спасении, о Православной Церкви как богоустановленном институте и о церкви как храме и её устройстве, об иконах и их символике и т.д..

            Конечно, основной книгой для каждого православного человека является Евангелие, о котором свт. Игнатий (Брянчанинов) сказал, что «это книга жизни, и надо читать её жизнию»[5]. Однако, как показывает практика, малоопытным читателям, некоторым пожилым людям, впервые приступающим к чтению Священного Писания, целесообразно для начала ознакомиться с таким популярным изданием, как «100 рассказов из Евангельской истории» (М.,2000). Когда же человек начнёт самостоятельно осмысленно читать Евангелие,  следует лополнительно  предложить ему для чтения «Евангельские беседы на каждый день года: Толкование на Евангелие» (М., 2010), «Толкование Евангелия» Б.И. Гладкова (М., 2005), «Евангельскую историю» свт. Феофана Затворника (М, 1997). Эти книги помогут читателю найти ответы на, возникающие в ходе чтения, вопросы.

            Обычно новоначальным, постигающим основы Православной веры, рекомендуют для чтения «Закон Божий» прот. С. Слободского и «Христианский катехизис» митр. Филарета (Вознесенского). Практика же даёт возможность использовать также издания современных авторов — «Сокровенный мир Православия» В.Н. Духанина (М.,2006), «Православная духовная культура» свящ. А. Половинкина (М., 2003), «Воцерковление: Для начинающих церковную жизнь» прот. А. Торика (Владимир, 2002). Рекомендуются также размышления митр. Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении» (М., 2009), сборники «Непознанный мир веры» (М., 2010), «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Минск, 2008), «Книга о Церкви» (М., 2004), «Как научиться понимать молитвы» (М., 2005), «Богослужение Православной Церкви» из серии «Азы Православия» (М., 2005). Понять, что такое Иисусова молитва, помогает такая известная книга, как «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» (М., 2004). Несмотря на то, что книга получила известность ещё в ХIХ в., она до сих пор не утратила своей актуальности, и интерес читателей к ней по-прежнему не угасает. Кстати, говоря о новоначальных, надо заметить, что в начале духовного пути у многих возникает проблема с поиском духовного отца. Книга прот. В. Тулупова «Как найти духовного отца и жить под его руководством» (М., 2008) помогает в её решении.

            Большую роль в религиозном просвещении малоподготовленного читателя играет художественная и духовно-нравственная литература. При этом особое внимание уделяется художественно-исторической литературе. Так, читателям рекомендуются произведения Д.М. Балашова «Похвала Сергию» (М., 1997), «Дмитрий Донской. Битва за Святую Русь» (М., 2012) и др.; прот. Н.Агафонова «Иоанн Дамаскин» (М., 2007), «Жены-мироносицы» (М., 2010), «Адамант Земля Русской» (М., 2012); В.А. Бахревского «Никон» (М., 2012), «Смута» (М., 2011), «Святейший Патриарх Тихон» (М., 2001); А.Ю. Сегеня «Александр Невский Солнце земли Русской» (М., 2013) «Свет светлый» (М., 2013); Б.А. Васильева «Александр Невский» (М., 2008), М.Ю. Яковлева «Димитрий и Евдокия» (М., 2007). Весьма полезна в просветительской работе приходской библиотеки серия «Духовный путь» издательства «Олма Медиа Групп». Только в 2013 г. в данной серии вышли следующие книги, сразу же нашедшие своих читателей, — это  Е. Поселянин «Святые вожди земли Русской», сборники «Светозарные гости», «Не от мира сего», «Ожерелье для Марии: Святые женщины», «Святая простота» и др. Немалую пользу читатель нашей библиотеки может извлечь из знакомства с книгами серии издательства Сретенского монастыря «Подвижники благочестия ХХ века»: «Близок нам Господь» (о схиигумене Савве (Остапенко)), «Разработку Луки продолжаем…» (о свт Луке (Войно-Ясенецком)), «Любовь покрывает всё…» (о иеросхимонахе Михаиле (Питкевиче)), «О чём душа скорбит» (о схиархимандрите Зосиме (Сокуре)). Эти книги не стоят на полке, они тут же расходятся «по рукам». Ведь жизненный путь этих подвижников благочестия, их наставления, размышления показывают, что есть истинная вера и как каждому обрести спасение, идя к нему по тому узкому  пути, что дал нам Господь, ибо «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф 7:14).

            У воцерковляющихся людей весьма часто возникает вопрос о взаимосвязи религии и науки. При этом сразу же вспоминают о кострах инквизиции, Джордано Бруно, Николае Копернике, Галилео Галилее. В таком случае, во-первых, целесообразно познакомить читателей с некоторыми работами по истории Православной Церкви (особенно Русской Церкви), а во-вторых, предложить им ознакомиться со всевозможными сборниками  и трудами отечественных богословов, показывающими, что вера в Бога нисколько не мешает научным исследованиям в различных областях знания. Так, определённый интерес у читателей вызывают книги  канд. физ.-мат. наук, прот. Г. Нейфаха «Гармония Божественного творения: Взаимотношение науки и религии» (М., 2013),  канд. геолого-минералог. наук, свящ. К. Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции» (СПб., 2003), сборник трудов свт. Луки (Войно-Ясенецкого) «Наука и религия» (М., 2008), в который вошла широко известная работа святителя «Дух, душа и тело», а также труд русского философа и богослова В.Н. Ильина «Шесть дней творения. Библия и наука о творении и происхождении мира» (Минск, 2006).

            Конечно, вышеперечисленные работы рассчитаны не на тех, кто делает первые шаги в своей духовной жизни, а на более подготовленных читателей. Знакомство с этими книгами, а также им подобными, перекидывает мостик к литературе по апологетике (хотя, надо заметить, и упомянутые ранее работы также носят апологетический характер). Для каждого христианина важно не только  знать «твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1:4), но он должен быть готов «всякому требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Для этого человеку необходимы твёрдые знания  вероучительных и нравственных истин христианства,  понимание духовной жизни, связь её с различными сторонами мирской жизни человека, в том числе и  научными. В связи с этими задачами библиотекарь,  исходя из общеобразовательной и духовной подготовки читателя, обычно рекомендует ознакомиться с такими  книгами, как «Православная апологетика» И.М. Андреева (М., 2006), «Апологетика» прот. В. Зеньковского (Минск, 2010), «Путь истины в поисках разума» А.И.Осипова (М., 2010), «Доказательства существования Бога» А.В. Фомина (М., 2010) и др.

            Миссионерская работа в библиотеке немыслима без рекомендации читателям  творений русских святителей Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана, Затворника Вышенского, Игнатия (Брянчанинова). Впервые приступающим к чтению творений русских святителей, по нашему мнению, лучше всего начинать со следующих книг: свт. Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения» (М., 2010), «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» (М., 2010); свт. Игнатий (Брянчанинов)  «Аскетические опыты» (М., 2011); свт. Филарет Московский «Призови Бога в помощь: Письма о духовной жизни» (М., 2007); свт. Тихон Задонский «Берегись греха, человек» (М., 2012). Нельзя также обойти вниманием и книгу св.прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (М., 2008).

            Желающим освоить святоотеческое наследие, полезно вначале познакомиться с книгой С.И. Фуделя «Путь Отцов» (М., 2012), сочетающей в себе аскетику и патрологию. Основу данной антологии составляют выписки из творений и писем Отцов Церкви, сделанные самим С. Фуделем во времена недоступности святоотеческой литературы для большинства верующих в России. Сам автор так писал о своей книге: «Я старался дать некоторые вводные представления о пути Отцов-подвижников, в особенности об их триедином оружии воздержания, любви и молитвы»[6]. В  библиотеке храма имеется неплохая подборка святоотеческих книг, поэтому есть возможность  подобрать для каждого читателя, учитывая его индивидуальные особенности, то, что он прочитает с пользой и удовольствием. Чаще всего рекомендуются следующие книги, которые, кстати, и пользуются наибольшим спросом: св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» (М., 2004), прп. Никодим Святогорец «Невидимая брань» (М., 2005), блж. Августин «Исповедь» (М., 2003), серия издательства Сретенского монастыря «Письма о духовной жизни», в которую вошли сборники писем свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.

            Дабы не перегружать внимание дополнительными перечнями источников, отмечу, что индивидуальная работа с читателями ведётся также и в области рекомендации агиографической, литургической литературы, книг по православной аскетике, проповеднической литературы, изданий по церковной истории, иконографии и другим проблемам.

            С постоянными читателями, которые серьёзно занимаются  духовным самообразованием, используются такие методы индивидуального планового чтения, как составление небольших рекомендательных списков-закладок «Что читать дальше», которые можно вкладывать  в книги. Составление же типовых и индивидуальных планов чтения, требующих больших затрат  времени, в нашей библиотеке не пактикуется, т.к. это не под силу единственному её сотруднику.

            В Православной библиотеке храма Преображения Господня в Богородском чаще практикуется индивидуальное информирование о литературе как новой, так и вышедшей в прежние годы, а также тематические подборки изданий по конкретным запросам читателей. Помимо этого, готовятся рекомендательные  тематические списки литературы, которые вывешиваются на доске информации «Наша библиотека».

            Из групповых или массовых форм библиотечной работы в библиотеке храма Преображения Господня используются книжно-иллюстративные выставки и информационно-библиографические обзоры, которые выкладываются на сайте храма «бого.рф».

            В связи с тем, что не всегда можно собрать достаточную аудиторию читателей для проведения библиографических обзоров, было принято решение использовать для этих целей сайт храма. Вся библиографическая информация сопровождается как иллюстративным материалом, так и пристатейными списками литературы. Нередко эти списки состоят из двух частей: литературы, предназначенной для взрослых читателей, и литературы для детей. Таким образом, читатели познакомились с материалами, посвящёнными главным православным праздникам — Рождеству Христову («Свет Рождественской Звезды»), Пасхе («Пасха всечестная нам возсия!»),  святым воинам Руси —  Александру  Невскому («Солнце Земли Русской»), Димитрию Донскому («Вспоминая Куликовскую битву»), 200-летию Отечественной войны («Гроза двенадцатого года»), 400-летию преодоления Смуты («Спасённая Россия»). Помимо этого, читатели получили информацию, сопровождавшуюся большим библиографическим списком литературы, об истории Оптиной Пустыни («Благословенная Оптина»). В конце 2013 — начале 2014 гг. были подготовлены обзоры, посвященные прп. Илие Муромцу, Печерскому («Илья Муромец: Воин. Монах. Святой»), предстоящему 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского («Отечеству нашему пресветлый светильниче»), а также историко-поэтический обзор о земной жизни и почитании Приснодевы Марии («Величаем Тя, Пресвятая Дево…»).

            Весьма популярны у читателей Православной библиотеки храма Преображения Господня в Богородском книжно-иллюстративные выставки как новых поступлений в фонд, так и всевозможные тематические. На выставке читатель одновременно может познакомиться с комплексом изданий, которые на библиотечных стеллажах не всегда можно сразу найти, т. к. они рассредоточены в разных разделах фонда. В последнее время читатели познакомились с выставками книг, посвящёнными многим историческим событиям: 400-летию династии Романовых, празднику Победы в Великой Отечественной войне и др.. И всё же основные книжные выставки за прошедший период были посвящены православным праздникам: Рождеству Пресвятой Богородицы, Воздвижению Креста Господня, Покрову Пресвятой Богородицы, Введению во храм Девы Марии, Рождеству Христову, свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню, прп. Сергию Радонежскому, свтт. Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому. Помимо этого, были подготовлены: книжная выставка «Детям о святых» и выставка детских периодических изданий «Рождество Христово: по страницам детских журналов». Нередко библиотека готовит информационные выставки рекомендательного характера, чтобы привлечь читателя к изучению проповеднической, литургической, педагогической, святоотеческой литературы: «В помощь преподавателям Воскресной школы», «Читайте творения святых отцов»,  «В помощь изучающим богослужение». «Слово пастыря» и т. д.

            Многие массовые мероприятия организуются Воскресной школой храма при участии читателей библиотеки. Так, например, состоялись лекции проф. А.Н. Унжакова «Православие и русская литература», «Мастер и Маргарита» — прелестный роман», проф. В.В. Медушевского  «Музыка — дар Божий» и апологетическая беседа проф. А.И. Осипова. Читатели библиотеки приняли в них самое активное участие.

            В завершении можно сказать, что приходская библиотека, как видно из выше изложенного, выполняя закреплённые за ней функции религиозного образования и  просвещения, занимается  также и миссионерской работой, помогая углублять познания в Истине как новоначальным, так и тем, кто стремится к дальнейшему духовному самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             



[1]   См.: Андрюшина С.В. Методические рекомендации по комплектованию приходской библиотеки  // Приход. — 2009. — №  4; Тематико-типологический план, или профиль комплектования приходской библиотеки: (Метод. рек.) / Сост.: С.В.Андрюшина  // Сайт izdatsovet.ru,  Рубрика «Библиотека». — 7.09.2011.

[2]   См.: Андрюшина С.В. Модель фонда приходской библиотеки: Некоторые подходы к разработке // Мир библиографии. — 2009. — № 6. — С. 28-35; 2010. — № 1. — С. 13-16.

[3]   См.: Обслуживание читателей в приходской библиотеке: (Метод. советы) / Сост.:Андрюшина С.В. // Сайт izdatsovet.ru, Рубрика «Библиотека». — 12.09.2011; Выставочная работа в приходской библиотеке / Сост.: Андрюшина С.В. // Сайт: izdatsovet.ru , Рубрика «Библиотека». — 14.09.2011.

[4]   Каледа Г., прот.  Полнота жизни во Христе: Проповеди. — М., 1996. — С. 59, 61-62.

[5]   Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. соч. Т. 1. — М., 2005. — С. 121.

[6]   См.: www.predanie.ru