Произведения художественной литературы периода Первой мировой войны.

hl.  Брешко-Брешковский Н. Дикая дивизия

Произведения художественной литературы

периода Первой мировой войны

( Информационно-библиографический обзор )

 

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

 

2014 год был годом столетия со дня начала Первой мировой войны. Отзвучали торжественные речи на открытии памятника героям той войны на Поклонной горе в Москве, однако события, связанные с участием России в Великой войне, не стали ближе и понятнее большинству современников. Возможно, это связано с тем, что прошлое затмевается сегодняшними событиями, т. к. происходящее сейчас на Украине более актуально, чем то, что было сто лет назад. А возможно, это происходит и от того, что о той войне не было создано такого эпического полотна, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, посвящённого Отечественной войне 1812 года.

Конечно, когда идёт война, эпопеи не пишут. Нужно время для осмысления происходящего. Однако в связи с наслоением на события, связанные с Первой мировой войной, произошедшими друг за другом Февральской и Октябрьской революциями, а затем и Гражданской войной, приведшими к смене идеологии, Великая война стала для советской России несущественной и очень быстро канула в Лету. На долгие десятилетия память об участии России в Первой мировой войне была изъята из сознания основной массы населения как СССР, так и новой России.

И всё же, если быть объективным, то, несмотря на сознательное беспамятство о годах Первой мировой войны и многолетнее негативное восприятие литературного творчества тех лет, надо сказать, что за период 1914-1918 гг. было написано немало публицистических, художественных, поэтических произведений[1]. Особенное развитие в эти годы получил фольклор. Частушка, как жанр, вышла за пределы села и обосновалась как на заводских окраинах городов, так и на фронтовых позициях[2]. Вот образцы частушечного творчества первых месяцев войны: «Собирай-котесь, ребята, кто к военной службе гож, / Зададим мы немцу перцу, пропадёт он ни за грош», «Пойдём, товарищ, добровольцем, будем Родине служить, / Распроклятого австрийца будем вместе с тобой бить», «Мы с Японией буянили, с Германией идём. / Кулаки у нас большие, мы нигде не пропадём».

Кроме того, широкое распространение получил жанр народной фронтовой песни. Наибольшей популярностью в годы Второй Отечественной войны пользовалась песня «Мы смело в бой пойдём» («Слыхали, деды, / Война началася. / Бросай своё дело, / В поход собирайся. / Мы смело в бой пойдём / За Русь святую, / И как один прольём / Кровь молодую»). Написанный в 1912 г. композитором В.А. Агапкиным марш «Прощание славянки», также имел немало текстовых вариантов. Так, припев варианта 1912 г., посвящённого Первой Балканской войне, звучал следующим образом: «Овевает нас Божие Слово, / Мы на этой земле не одни. / И за братьев, за веру Христову, / Отдавали мы жизни свои». А в 1914 г. студенты, добровольно отправлявшиеся на фронт, пели: «Вспоили вы нас и вскормили / Отчизны родные поля. / И мы беззаветно любили / Тебя, Святой Руси земля. / Но грозный час борьбы настал, / Коварный враг на нас напал. / И каждому, кто Руси сын, / На бой с врагом лишь путь один». Под марш Агапкина вступали русские войска в Галицию: «По неровным дорогам Галиции / Поднимая июльскую пыль / Эскадроны идут вереницею, / Приминая дорожный ковыль. / Прощай, Россия-мать, / Идём мы защищать / Твои границы и покой». При проводах на фронт чаще всего звучала песня «Последний нонешний денёчек», а среди фронтовиков популярностью пользовались песни «Когда мы были на войне». «Если хочешь быть военным», «По горам Карпатским», «Милосердная сестра», «Горит свеча, в вагоне тихо», «Ревёт и грохочет мортира вдали», «За Родину, за честь», «Оружьем на солнце сверкая» и др.[3] К сожалению, долгое время направление народного творчества, связанное с периодом Второй Отечественной войны, никем не изучалось. Поэтому в истории русской литературы этого периода неминуемы невосполнимые утраты. И всё же благодаря некоторым сборникам, составленным свидетелями событий 1914-1918 гг., в частности, фольклориста В.И. Симакова[4], историка и публициста Б.Б. Глинского[5], врача, журналиста, публициста Л.Н. Войтоловского[6] можно судить о народном творчестве времён Первой мировой войны. И как показывают некоторые библиографичекие разыскания, в ХХI веке тема народного творчества и Великой войны стала вновь актуальна. Научные работники начали посвящать ей свои исследования, как, например, доцент Иркутского государственного университета, канд.ист.наук Н.Л. Зыкова, а также выпускница СПГУ А.Е. Недвига                 .

Обратимся также к прозе периода Первой мировой войны. Оказывается о художественных произведениях, изданных в это время, мало известно массовому читателю. И, как показывает практика, при подготовке юбилейных выставок в муниципальных библиотеках, большая часть литературы была представлена зарубежными авторами (Э.-М. Ремарк, А. Барбюс, Я. Гашек, У. Фолкнер, Э. Хемингуей и др.). Раздел отечественной литературы включал, в основном, издания советских писателей, посвятивших своё творчество волею судеб героизации периода становления советской власти и Гражданской войны и затронувших годы Первой мировой войны лишь попутно: А.Н. Толстой «Хождение по мукам», М.А. Шолохов «Тихий Дон», С.Н. Сергеев-Ценский «Преображение России», А.Н. Степанов «Семья Звонарёвых» и др. Кроме того, конечно, были представлены книги Б.П. Пастернака «Доктор Жеваго», А.И. Солженицына «Красное колесо. Август четырнадцатого», В.С. Пикуля «Моонзунд», «Честь имею», Б.П. Васильева «Дом, который построил Дед». И лишь немногие, располагавшие в своём фонде наличием книг, изданных перед Великой Отечественной войной или во время неё, могли показать на выставках книгу С.Н. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв» (роман, раскритикованный в 1947 г. как идеологически вредное произведение) или роман “Русь” П.С. Романова, созданный в 20-е годы прошлого века и охватывающий события как предвоенного периода, так и Первой мировой войны, и революции. Партийной критикой этот роман не был принят, несмотря на неоднократные его переработки, а автор был причислен к эпигонам мелкобуржуазной идеологии. Некоторые библиотеки предложили своим читателям ознакомиться с романом Л.В. Успенского «1916: Перед потопом», написанном ещё в 40-е годы ХХ века, но не издававшемся до 2010 г.

Представить читателям издания времён Первой мировой войны могли лишь очень крупные универсальные библиотеки, обладающие коллекциями редких книг.

Пусть время не оставило крупных художественных полотен прозы тех лет, но, надо заметить, что в годы войны выходило немало патриотических повестей, рассказов. В творчестве той же Л.С. Чарской особое место занимали повести и рассказы о Великой войне. Можно сказать, что ею создана галерея героев этой войны — офицеров, солдат, детей, так или иначе втянутых в трагические события. Вот повесть «Игорь и Милица» (1915), касающаяся событий в Сербии, первой подвергшейся нападению со стороны Австро-Венгрии и Германии, и истории девушки-сербки, отправившейся на фронт, чтобы сражаться с врагом во имя освобождения своей Родины. Или повесть «Дикарь» (1916), рассказывающая историю мальчика Димы Всеволодского и отряда следопытов «Зоркая дружина», занимающихся сбором разведданных в тылу немцев. За период 1914-1917 гг. Чарская написала немало рассказов, связанных с войной: «За веру, царя и Отечество», «Бирюзовое колечко», «Двое и один», «Свои, не бойтесь», «Девочка с кружкой», «Дорогой ценой», «Платформа № 10», «Мститель», «Лёвушка», «Отец».

Среди писателей той поры надо также отметить Ф.Д. Крюкова (рассказ «Ратник», 1915), С.З. Федорченко, добровольно ушедшую на фронт сестрой милосердия, издавшую в 1917 г. книгу «Народ на войне: Фронтовые записи», Н.А. Тэффи (рассказ «Дэзи», 1916), Ф.А. Степуна, написавшего во время лечения в военных госпиталях эпистолярный роман «Из писем прапорщика артиллериста», И.С. Шмелёва (сборник рассказов «Суровые дни», 1916; повесть «Это было», 1919), Н.С. Гумилёва («Записки кавалериста», 1915-1916) и др. Особое место в плеяде писателей того времени занимает полковник Ф.Ф. Тютчев, внебрачный сын поэта Ф.И. Тютчева. В настоящее время Ф.Ф. Тютчев практически забыт, в то время, как он обладал незаурядным талантом, писал стихи и прозу, пользующиеся успехом у читателей своего времени. Первую мировую войну полковник встретил в возрасте 54 лет. Ему предстояло воевать в Галиции в составе 9-й армии. Уже в октябре 1914 г. за успешную атаку позиций противника Ф.Ф. Тютчев был награждён Георгиевским оружием. Будучи заместителем командира Сводного пограничного полка, в 1915 г. во время боевой операции он получил тяжёлую контузию. 9 февраля 1916 года полковник Тютчев умер в военном госпитале Бердичева. Своё участие в боевых операциях на фронтах войны полковник отразил в дневниковых заметках, которые вместе с другим рукописным наследием писателя были переданы в Государственный литературный музей его дочерью Надеждой Фёдоровной. Сейчас дневники находятся в РГАЛИ, отрывки из них были опубликованы в журнале «Русская история» (2014. № 2).

Вероятно, надо упомянуть и генерала П.Н. Краснова, писателя забытого в силу политических причин, а потому и недостаточно оценённого современным литературоведением. В 1915 г. из печати выходит его книга повестей «Фарфоровый кролик и Волшебная песня», рассказывающая о судьбе двух молодых офицеров. Книга была написана ещё в предвоенные годы. Во время боевых действий генералу, казалось бы, было не до литературного творчества, он активно участвует в боевых операциях. Уже в первые месяцы войны награждён Георгиевским оружием и орденом св. Георгия 4-й степени. Дивизия Краснова в 1916 г. одна из первых начинает Луцкий прорыв. Однако оказавшись в лазарете в связи с ранением, генерал Краснов приступает к работе над сборником новелл «Тихие подвижники», посвящённом истинным героям Великой войны, русским солдатам, чьими руками и ковались победы на фронтах забытой войны. Сам Краснов в предисловии к сборнику писал: «Я хочу рассказать, как сражались, жили, томились в плену и как умирали солдаты Русской императорской армии. Мой венок будет на могилу Неизвестного русского солдата, за Веру, Царя и Отечество живот свой на бранях положившего. Ибо тогда умели умирать. Ибо тогда смерть честью венчала»[7]. Кроме того, в 1915 г. выходит небольшая книжка, скорее брошюрка, под названием «О славных боевых днях 1914-1915 годов Донского казачьего генерала Луковкина полка», носящая автобиографический характер.                                                                                                               В 1916 г. молодой начинающий писатель К.Г. Паустовский приступает к написанию романа «Романтики», третья часть которого «Военные будни» будет посвящена военным событиям, в которых и он сам принимал участие в качестве санитара на поезде, курсировавшем по Польше.

В современном литературоведении, к сожалению, нет обобщающих работ о русской военной литературе 1914-18 гг. Пожалуй, а данном случае следует обратить внимание на исследование проблем русской литературы периода Первой мировой войны, изложенное в статьях и диссертации д-ра филол.наук А.И. Иванова. По его мнению, литература этого периода отличается характерными гуманистическими чертами. Авторы, стараясь показать войну, как она есть, акцентируют внимание на том, что ни солдат, ни офицер, вне зависимости от обстоятельств, не теряет человеческого облика, а также того чувства, что называют милосердием. Несомненной заслугой А. Иванова является его вывод о том, что «в годы войны русское искусство делало то, что и подобает подлинному искусству военных лет: утешало, молилось, сострадало, верило, отчаивалось, взывало к совести»[8]. В своей докторской диссертации Иванов особенно подчёркивает, что «литература военных лет имеет полное право стать достойным звеном в истории русской литературы ХХ в.». Не секрет, что в современных учебниках по истории русской литературы этот период по-прежнему трактуется исключительно с позиций соцреализма как «литература периода империалистической войны».

Говоря о русской литературе, издаваемой в годы Первой мировой войны, нельзя не затронуть произведений поэтического жанра, как наиболее ярких и ёмких по своему содержанию.

Как известно, патриотический порыв людей в первые месяцы войны был настолько велик, что многие литераторы добровольно шли на фронт. Иные были призваны в действующую армию, либо в санитарные отряды, среди них был и А.Н. Вертинский, добровольно вступивший во фронтовой санитарный отряд. Те же, кто был признан не годным к службе, уезжали на фронт в качестве военных корреспондентов. Даже такой именитый писатель, как А.И. Куприн, будучи уже немолодым человеком, надевает мундир поручика, чтобы отдать свой долг Родине. Когда же здоровье не позволило ему продолжать службу, писатель на собственные деньги в своём доме в Гатчине открывает военный госпиталь. Вероятно, немногие знают, что и поэт В.В.Маяковский также хотел пойти добровольцем на фронт, но в силу политической неблагонадёжности получил отказ. Поэту-сатирику А.П. Шполянскому, писавшему под псевдонимом Дон-Аминадо, уже мобилизованному и служащему простым солдатом, удаётся в 1914 г. издать книгу стихов «Песни войны», где он пытается осмыслить и войну, и состояние души тех, кто воюет по разные стороны фронта: «Настанет час! Мы кровью свежей / Поля немые обагрим!.. / И, может быть, одни и те же / Слова со вздохом повторим!» («Талисман»). Но в то же время поэт показывает и варварский характер врага, несмотря на внешний цивилизационный лоск: «Сквозь лак асфальтовой культуры / Прорвался дремлющий дикарь! / Что фрак взамен звериной шкуры? / В нём зверь беснуется, как встарь!» («Германии»). И поэт С.Ф. Сулин, выпустивший в 1915 г. сборник стихов «Вторая отечественная война 1914-1915 гг.», так же оценивает немецкое нашестие: «Забыв заветы вековые, / Неся пожар, насилье, стон, / Сметённый дважды из России, / Вновь рати вёл на нас Тевтон… Но Вождь Верховный русской силы / Удары смертные отвёл, / И вновь лишь плен иль мрак могилы / Тевтон безумный здесь нашёл» («Императорский бой»).

Несмотря на патриотический подъём, поэты-современники не могли не отразить в своих стихах, насколько тяжелы и страшны реалии войны. Вот как писал об этом А.А. Ганин (расстрелян в 1924 г.), которого почитатели называли поэтом солнца: «Ты подумай, как страшно теперь… / Мы молиться и плакать устали … / Обезумел испуганный мир, / Поклонился незримому зверю, / И с проклятьем, в спасенье не веря, / Глохнет в лязге и звоне секир» («Война»). Ему вторит Н.С. Гумилёв (расстрелян в 1921 г.) в своём стихотворении «Наступление». Однако помимо мрака и ужаса войны в стихах поэта живёт свет живой веры, который не позволяет впасть в уныние: «Та страна, что могла быть раем, / Стала логовищем огня, / Мы четвёртый день наступаем, / Мы не ели четыре дня. / Но не надо яства земного / В этот страшный и светлый час, / Оттого, что Господне слово / Лучше хлеба питает нас». Получивший боевое крещение 18-летний князь Владимир Палей (расстрелян в 1918 г.), под впечатлением от гибели своих солдат пишет следующие строки: «Спите, солдатики, спите, соколики, / Вам здесь простор и покой. / Благословил вас Господь наш Всевидящий / Миротворящей рукой. / Русь защищая, ребята бывалые, / Долго дрались вы с врагом. / Спите, родимые, спите усталые, / Под деревянным крестом». Все трое участников Великой войны, беззаветно любившие Родину и не жалевшие своей крови, защищая её, в разное время были расстреляны новой властью как идеологически чуждые элементы.

На события Великой войны откликнулись как маститые поэты Серебряного века, так и новые никому неизвестные люди, начавшие писать, можно сказать, в окопах[9]. Литературная критика того времени даже ввела в обиход термин — военная поэзия. Среди известных поэтов можно назвать К.Л. Бальмонта, А.А. Блока, Ф. Сологуба, В.Я. Брюсова, А. Белого, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматову, М.А. Волошина, З.И. Гиппиус, И. Северянина, М.И.Цветаеву и пр. Менее знакомы современному читателю, а то и вовсе не знакомы следующие имена: Ф. Касаткин-Ростовский, Л. Столица, Н. Гагарин, А. Гагарин, М. Генералов, В. Михайлова, С. Бехтеев, Н. Туроверов, Н. Агнивцев, Б. Садовский, М. Моравская, С.Маковский, П. Соловьёва, А Несмелов, И. Савин, С. Сулин. Многие из упомянутых здесь авторов представили высочайшие образцы русской поэзии, часть которой стала классикой. И всё же высшим достижением в русской военной поэзии того времени стала военная лирика Н..Гумилёва. Как пишет современный критик и поэт Г.Н.Красников: «Так о войне мог сказать разве что «певец во стане русских воинов» — Василий Жуковский, чувствующий религиозную красоту подвига… И совершенно справедливо утверждение Б. Эйхенбаума о том, что военные стихи Николая Гумилёва «приняли вид псалмов об «огнезарном бое», и вообще, «не замечательно ли самое стремление поэта — показать войну как мистерию духа». И эту «мистерию духа», это столкновение тёмной, всегда чужой и чуждой силы с вечной Россией — Святой Русью — как некое пророческое предупреждение о будущих битвах необыкновенно чутко улавливал Гумилёв»[10].

И действительно в творчестве русских поэтов периода Первой мировой войны постоянно присутствует ощущение мистичности событий, восприятие этой войны как поворотного момента в судьбе России. Апокалиптичность происходящего заставляет поэтов обращаться к молитве: «Каждый день поминайте молитвой умильной / Тех, кто молится на ратных полях, / Там, где Смерть веселится поживой обильной, / Блуждая с косой в руках; / Где рассвет, проступая, скользит меж развалин, / Эхо вторит раскатам мортир без числа; / Где блуждающий ветер, угрюм и печален, / Ласкает в траве тела…» (Брюсов В. «Каждый день»). Об использовании евангельских, библейских образов в поэзии Первой мировой войны пишет в своей диссертации и д-р филол.наук И.Ф.Герасимова. Кроме того, в своих работах она оценивает роль войны в русской культуре и её воздействие на творчество поэтов разных направлений. Герасимова также отмечает, что «Первая мировая война, став переломной вехой в истории ХХ века, оказала значительное воздействие на судьбы отечественной культуры. Русским общественным сознанием она была воспринята как «великая война», «священная война», как предшествие грядущего Апокалипсиса и сбывающихся на глазах современников тысячелетних библейских пророчеств. При этом в восприятии начального этапа войны в русской поэзии доминирует ощущение не только близящегося «кануна времён», но и предчувствие некоего грандиозного поворота всей мировой истории. Вторая Отечественная воспринималась как событие хотя и трагическое, но и очистительное, способное вдохнуть новую жизнь в дряхлеющую европейскую цивилизацию». К концу войны, когда среди воюющих и тех, кто находился в тылу, появилось ощущение усталости от бесконечности происходящего, «определяющей тенденцией русской поэзии заключительного этапа войны становится острая критическая рефлексия по отношению к её разрушительным последствиям, неприятие насилия, осуждение братоубийства, горячее стремление приблизить мирное будущее».

К сожалению, этим побуждениям к миру не пришлось сбыться. Еще на долгие годы Россия оказалась ввергнутой в немирные события — революции, гражданская война… Многие из тех, кто участвовал в Великой войне и писал о ней, были либо репрессированы, либо эмигрировали; иные же, приняв революцию, стали писать согласно своим новым убеждениям (впрочем, это не всегда соответствовало новой идеологии). Так или иначе, Первая мировая война изменила ход мировой истории: «Свершилось, Рок рукой суровой, / Приподнял завесу времён…» (В.Я. Брюсов).                 Читателям же остаётся ожидать, что появится наконец-то писатель, равный Л.Н. Толстому, и создаст эпическое произведение без идеологических перекосов, посвящённое России, русскому обществу, русскому воинству во время Первой мировой войны,

 

Возможно, предложенный здесь обзор поможет приходским библиотекарям, а также школьным учителям-словесникам в работе по раскрытию творчества русских поэтов и писателей периода Первой мировой войны, творчества, которое было в эти годы исключительно религиозно, вне зависимости от заявляемых иными авторами личных убеждений.

 

Использованная литература

 

Исследовательские работы

 

            1.Бодрова Л.Н., Молотова Н.А. Записки полковника Тютчева // Русская история. — 2014. — № 2. — С. 58-59.

            2.Герасимова И.Ф. Художественно-философское осмысление Первой мировой войны в русской поэзии 1914-1918 гг. в историко-культурном контексте эпохи: Дис. … д-ра филол.наук / Моск.гос.ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2013. — 380 с.

3.Герасимова И.Ф. Первая мировая война в поэзии русских футуристов. 1914-1916 гг. // Вестник Адыгейского гос.ун-та. Сер. 2: Филология и искусствознание. — 2012. — № 4.

            4.Евтихиева А. Вторая Отечественная: Русская литература и Первая мировая война: Докл. на выездном секретариате Союза писателей России «За веру и Отечество», посвященного литературе о Великой войне 1914-1918 гг., подвигу и миссии защитника Отечества. 27 апр. 2014 г. Вязьма. — см.: http://www.voskres.ru>idea/evtihieva.htm

5.Зыкова Н.Л. Отражение Первой мировой войны в русском фольклоре // Развитие гуманитарных наук: Мат. междунар. науч.-практ.конф. Ч. 1. — Познань, 2012. — С. 99-104.

6.Иванов А.И. Первая мировая война и русская литература 1914-1918 гг.: Этические и эстетические аспекты: Дис. … д-ра филол. наук / Ин-т мировой лит. им. А.И. Герцена РАН. — М., 2005. — 474 с.                                                                                                                        7.Недвига А.Е. «Ты, Германия и Австрия, давайте делать мир»: Первая мировая война в русской частушке // Живая старина. — 2003. — № 4. — С. 17-19.

8.Сенявская Е.С. Историческая память о Первой мировой войне: Особенности формирования в России и на Западе // Вестник МГИМО-Университета. — 2009. — № 2. — С. 31-32.

9.Тюхина Л.Г. Художественная интеллигенция Санкт-Петербурга — Петрограда и начало Первой мировой войны (июнь 1914-май1915 гг.): Автореф.дис. … канд.ист.наук / Рос.гос.пед.ун-т им. А.И.Герцена. — Спб., 2008. — см.: http://www.netess.ru

 

Художественная литература

 

            1.Авдиенко Е.В. Последние солдаты империи: Роман. — М.: Вече, 2010. — 304 с. — (Воен.приключения)

2.Брешко-Брешковский Н.Н. Дикая дивизия. На белом коне. — М.: Синергия, 2006. — 365 с.

            3.Васильев Б.П. Дом, который построил Дед: Роман. — М.: Астрель , 2011.- 575 с. — (Великая судьба России)

4.Ганин А. Стихотворения. Поэмы. Роман. — Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1991. — 218 с. — (Рус. Север)

5.Горький М. Жизнь Клима Самгина. — М.:Эксмо, 2013. — 1408 с.

6.Гумилёв Н.С. Записки кавалериста / Н.С.Гумилёв. Воспоминания / А.А.Брусилов. — М.: АСТ, 2014. — 317 с.: ил. — (Первая мировая: Забытая война)

7.Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. — М.: Вагриус, 2006. — 416 с. — (Мой 20 век)

            8.Зощенко М.М. Перед восходом солнца: Автобиогр.повесть. — М.: Эксмо, 2014. — 352 с.

            9.Катаев В.П. Юношеский роман. — М.: Сов.писатель, 1983. — 256 с.

10.Клычков С.А. Сахарный немец. Князь мира. — М.: Правда, 1989. — 512 с.

11.Краснов П.Н. За веру, царя и Отечество. — М.: Лествица, 2005. — 112 с.

12.Краснов П.Н. Тихие подвижники / П.Н. Краснов. Стратегическая ошибка: [Повесть] / Б.Н. Лавренёв. — М.: Вече, 2014. — 287 с. — (1914. Великая война в романах)

13.Крюков Ф.Д. На Германской войне: На фронте и в тылу. — М.: АИРО-ХХI, 2013. — 548 с. — (Эпоха революций в России. ХХ век)

14.Лебеденко А.Г. Тяжёлый дивизион: Роман. — Л.: Лениздат, 1972. — 759 с.

15.Мережковский Д.С. Было и будет: Дневник 1910-1914 гг. Невоенный дневник 1914-1918гг. — М.: Аграф, 2001. — 512 с. — (Символы времени)

16.Пастернак Б.П. Доктор Живаго: Роман. — М.: Дет.лит., 2009. — 606 с.: ил. — (Школьная б-ка)

17.Паустовский К.Г. Романтики: Роман // Собр.соч.: В 8 т. — М.: Худ.лит., 1967.-Т. 1.

18.Первая мировая война в русской литературе: Антология / Cост.: Г.Н. Красников, К.К. Семёнов. — М.: Вече, 2014. — 501 с.: ил.

19.Пикуль В.С. Моонзунд: Роман-хроника. — М.: Вече, 2012. — 512 с.: ил.

20.Пикуль В.С. Честь имею: Исповедь офицера Российского Генштаба: Роман. — М.: Голос, 1996. — 576 с.

21.Пришвин М.М. Дневники: 1914-1917. — СПб.: Росток, 2007. — 608 с.

22.Романов П.С. Русь: Роман-эпопея. — Б.м.: Ленингр.изд-во, 2011. — 960 с.

23.СергеевЦенский С.Н. Брусиловский прорыв. — М.: Гослитиздат, 1944. — 400 с.

24.Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России: Эпопея. В 4 кн. — М.: Правда,

25.Солженицын А.И. Красное колесо // Собр.соч. В 30 т. — М.: Воениздат, 1993-1995. — Т. 1-10.

            26.Степанов А.Н. Семья Звонарёвых: Роман. В 2 т. — М.: Худ.лит., 1990. — 973 с.

27.Степун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста. — Томск: Водолей, 2000. — 192 с.

            28.Толстой А.Н. Хождение по мукам: Трилогия. — М.: Наука, 2012. — 478 с. — (Сер.: Литературные памятники)

29.Тютчев Ф.Ф. Дневник: [Отрывок. 1914 г.] // Русская история. — 2014. — № 2. — С. 59-63: портр. — (Наше наследие)

30.Успенский Л.В. 1916: (Перед потопом). — М.: АСТ, 2010. — 320 с. — (Великая судьба России)

31.Чарская Л.С. Игорь и Милица // Полн.собр.соч. Т. 37. — М.: Изд-во свт. Игнатия Ставропол., 2007. — 288с.

32.Чарская Л.С. За веру, царя и Отечество: Рассказ // Полн.собр.соч. Т. 35. — М.: Изд-во свт. Игнатия Ставропол. , 2006. — С. 148-174.

33.Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман. В 4 кн. — М.: Амфора, 2013.

34.Шмелёв И.С. Собр.соч. В 12 т. — М.: Cиб. благозвонница, 2009. — Из содерж.: Кн. 4, т. 4. Карусель: Рассказ. — С. 95-110; Кн. 5, т. 5. Лик скрытный: Рассказ. — С. 93-150; Кн.7, т. 7. Солдаты: Роман. — С. 5-182.

 

Книги для детей

 

            1.Добровольцы: Рассказы. — М., Отчий дом, 2001. — (Православ.дет.б-ка). — Содерж.: Асеев Н. Рядовой Васейка. — С. 4-18; Сергеева Н. Добровольцы. — С.19-29; Малиновская С. Машка. — С. 30-41; Матвеевская Л. Василёк. — С. 42-61; Сергеева Е. Извозчик. — С. 62-70; Ландская Н. Вовка. — С. 71-76.

2.Незаметный герой: Рассказы о священниках на войне. — М.: Отчий дом, 2000. — (Православ.дет.б-ка). — Из содерж.: [Рассказы о Первой мировой войне]. — Северцев-Полилов Г. Пастырь-герой. — С. 46-55; Северцев-Полилов Г. Под звуки колоколов. — С. 56-60; Северцев-Полилов Г. За крестом. — С. 61-73; «Вся Россия кланяется вам…». — С. 74-80; Платонова А. Беспокойная душа. — С. 81-103.

 

Дополнительные библиографические материалы

 

1.Мешков В.М. Роковая война России: Путеводитель по книгам о Первой мировой. — М.: Пашков дом, 2014. — В печати.

 

[1]   К примеру, см.: Чего ждёт Россия от войны. — Пг., 1915; Война: Лит.-худ.альманах. — М., 1914; Эпизоды войны: Сб.рассказов участников войны и корреспондентов различных периодических изданий / Собр.: И. Тонконогов. — Пг., 1914.

[2]   Солдатские частушки, записанные со слов раненых. — М., 1915.

[3]   Многие тексты песен были сохранены благодаря трудам Н.В.Мантулина, составившем двухтомный сборник «Песенник Российского воина» (Нью-Йорк, 1970-1985).

[4]   Симаков В.И. Частушки про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т. д. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Пг., 1916.

[5]   Глинский Б. (сост.) Современная война в русской поэзии. Ч. 1-2. — Пг., 1915.

[6]   Войтоловский Л. По следам войны: Походные записи. — Л., 1927.

[7]             Краснов П. Тихие подвижники. — М., 2014. — С. 10.

[8]   Иванов А.И. Первая мировая война и российская художественная интеллигенция: современные проблемы изучения // Вестник ТГТУ. — 2004. — Т. 10. — № 3. — С. 867.

[9]   См.: Глинский Б. Современная война в русской поэзии. — Пг., 1915.

[10]  Красников Г.Н. «Внимая ужасам войны» // Первая мировая война в русской литературе. — М., 2014. — С. 567.

 

  1. Напишите ФИО, адрес, домашний телефон, возраст ребенка. Мы Вам перезвоним.