Отечеству нашему пресветлый светильниче (К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского)

 Отечеству нашему пресветлый светильниче

 (К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского)

 

Андрюшина С.В., зав. Православной

библиотекой храма Преображения

Господня в Богородском

 

«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры,

мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому

первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись,

зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти

линии русской культуры сходятся к Преподобному».

                                                                Свщмч. Павел (Флоренский)

 

            14 августа 2011г. Президентом РФ был подписан Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Таким образом, в  2014г. мы будем отмечать этот юбилей.

            В преддверии предстоящего юбилея многие, особенно мало церковные люди, задаются вопросами, чем же замечателен преподобный Сергий? Почему человек, не оставивший после себя ни строчки, вообще сторонившийся какого-либо учительства,  тем не менее заслужил в веках всенародную любовь, почитание и прозвания «Ангел-хранитель земли Русской», «Игумен Русской земли», «Заступник за землю Русскую», «Печальник земли Русской»? И что же заставляет современников, называющих себя цивилизованными людьми, обращаться к далёкому ХIV веку, пристально вглядываясь в события и лица? Одновременно с возникающими вопросами приходит и осознание того, что  человеку ХХI века с явно выраженными гедонистическими склонностями не всегда возможно постичь, в чём же состоит смысл духовного аскетического подвига преподобного Сергия и чем было значимо явление Преподобного в истории нашего государства. Постараемся найти  на эти вопросы ответы у отечественных историков, в том числе  церковных, принимая во внимание, что  человек средневековой эпохи был чрезвычайно религиозен и весь уклад его жизни был неразрывно связан с православной верой.

            Явление такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, было, несомненно, предопрелено и духовно, и исторически, на что указывают  исследователи русского Средневековья: «В дни великих бедствий и испытаний, когда решается вопрос — быть или не быть государству, когда народ находится на грани исчезновения, Господь по молитвам и деяниям праведников даёт вождей и светочей духовных, способных сохранить, укрепить и направить уже рассыпающийся корабль государства и нации. Слезами, трудами, молитвами, муками, воинскими подвигами многих радетелей за землю Русскую выпествован был великий подвижник, способный не только продлить жизнь стране, народу, но и придать им новые смысл, движение, развитие, становление. Преподобный Сергий Радонежский оказался в основе и в центре всей будущей истории государства Российского, и его живое участие действенно до наших дней»[1].

            Будущий игумен Земли Русской родился, как сказано в житии, у благочестивых родителей — ростовского боярина Кирилла и жены его Марии,  в сельце Варницы. Днём рождения преподобного Сергия  считается 3(16) мая 1314 года[2]. При крещении младенец был наречён Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея, память которого приходится на 11(24) июня. Время рождения будущего духовного светоча совпало с весьма трагическим  временем  для Руси,  покорённой Золотой Ордой и изнывающей от постоянных набегов татар-кочевников и тяжёлых поборов-ясаков. Семья ростовских бояр, подвергавшаяся  беспрестанному разорению и притеснениям,  окончательно обеднела и была вынуждена перебраться в Радонеж, что недалеко от Хотькова.

            С младенчества Варфоломей отличался от сверстников удивительной для его возраста молитвенностью, особым боголюбием[3]. Варфоломей никогда  не выходил из-под родительской воли, был послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему — обучение грамоте.

            Наверное, нет ни одного человека, которому не была знакома картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где художник отразил знаменательный для будущего Преподобного момент — встречу со схимником, который помолившись за отрока, благословил  его и передал кусочек освящённой просфоры,  сказав при этом, что тот больше не будет испытывать затруднений в обучении.

            Очень рано Варфоломей почувствовал склонность к монашеской жизни, поэтому он обратился к отцу за благословением, чтобы тот позволил ему уйти в монастырь. Однако отец, одобрив  решение сына, указал ему на свой и его матери преклонный возраст, из-за чего им невозможно обойтись без помощника по хозяйству.  Лишь после смерти  родителей, которые незадолго до неё, как нередко было принято в те времена, приняли схиму и были похоронены в Хотьковском Покровском монастыре, осуществил своё желание. Варфоломею было 23 года, когда игумен Митрофан постриг его в монашество и нарек  именем Сергий. Пострижение произошло 7(20) октября, когда Церковь отмечает память  мучеников Вакха и Сергия.

            Маковец — эта местность  стала на долгие годы местом пребывания  монаха Сергия. Невысокую, пологую гору, прозванною Маковец, и омываемую с двух сторон речками, находящуюся в десяти верстах от Радонежа, Варфоломей присмотрел ещё при жизни родителей. Теперь же, после их смерти, он пришёл на Маковец вместе со  старшим братом Стефаном, который к тому времени уже овдовел. В два топора они срубили церковь и освятили её во имя «Святыя и Живоначальныя Троицы». Так, было заложено основание будущего Свято-Троицкого монастыря[4], который  летописцы станут называть «Домом Пресвятыя Троицы».

            Брату Стефану жизнь среди лесов, полная лишений и постоянных трудов, оказалась не по силам. Он уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, где вскоре становится его настоятелем и духовником великого князя. Молодой монах Сергий остаётся один. Леса, окружавшие Маковец, вовсе не были похожи на те лесные массивы, что сохранились в современном Подмосковье. Это были чащобы, полные диких зверей и хищников. К отшельнику зимней порой наведывались волки. Что было у монаха Сергия, чтобы их отогнать? Только молитва. Волки приближались  к нему, принюхивались и отходили прочь. Как утверждал жизнеописатель, молодой инок  долгое время подкармливал приходящего к его келии медведя, отдавая ему свой хлеб, сам нередко оставаясь голодным[5]. Когда же еды не было, зверь жалобно выл, а Сергий ласково уговариал его потерпеть.

            Несмотря на то, что монах Сергий вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие  уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. Не все оставались в новом монастыре. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. Только крепкая вера, истинное благочестие побеждали трудности такой жизни. Преподобный наставлял братию словами из Евангелия: «Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их» (Мф 6:26). В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он  шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку, пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник, не было хлеба — Преподобный молился и вскоре от некого христолюбца (как говорили в те времена) приходил обоз с хлебом[6]. «Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда», — так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце.

            В монашеском устроении преподобный Сергий совершил самый настоящий переворот[7]. Он положил  начало тому, что  на Руси по примеру древней Церкви появились  монахи-пустынники, устроив монашескую обитель с общежительным уставом вдали от поселений, в глухих лесах Московского княжества. Здесь иноки обретались совместно в евангельской любви, единомыслии и, говоря современным языком, экономическом единстве. Много забот игумен Троицкой обители уделил составлению хорошей библиотеки; при этом книги не только переписывались в самом монастыре, но и покупались, чтобы «всякое полезное чтение было под рукой у братии»[8]. Сергиева Лавра, по словам священномученика Павла (Флоренского).  от самого своего основания делается очагом обширной литературной деятельности. В дальнейшем, созданный преподобным Сергием, Свято-Троицкий монастырь стал одним из главных центров  русской православной средневековой культуры. Так духовно возвысился Маковец.

            Авторитет же самого Сергия был чрезвычайно велик не только среди братии монастыря, но и среди церковных  и государственных деятелей того времени. Молитвенность, смирение, кротость, нестяжание, трудолюбие, истинное благочестие и особая духовная незаурядность, глубина ума вызывали у современников исключительное уважение к Преподобному; ещё при жизни игумен Сергий почитался в народе как святой. «Ангелов собеседниче», — говорили о нём. Позднее стали прибавлять: «Отечеству нашему пресветлый светильниче»[9].                                                      Своими  неустанными духовными трудами, подвижничеством преподобный Сергий взрастил немало учеников[10], или «собеседников», «сотаинников», испытавших его духовное влияние, которые, расходясь по Руси, создавали новые монастыри, подобные Свято-Троицкому[11].                                                                                                     Однако поначалу не всё гладко было во вновь созданной обители, особенно в то время, когда вводился общежительный устав. Видя, что часть братии противится новому порядку и не внимает увещеваниям, Сергий,  ставший к тому времени игуменом монастыря, принимает решение покинуть его. Так, он оказывается на реке Киржач, где начинает  строительство нового монастыря.  Нестроения же в Троицкой обители продолжаются и после ухода её игумена. Часть радонежских монахов следует за  аввой Сергием. Оставшиеся начинают осозновать свои заблуждения и обращаются к митрополиту Московскому Алексию с просьбой вернуть Сергия в обитель. Внимая зову раскаявшихся, Преподобный возвращается и вновь принимается  за прежние  труды, трудясь то как простой монах, то как политик-государственник. При этом игумен Сергий всячески избегает земных почестей, отказавшись, кстати, возглавить Русскую Церковь после смерти митрополита Московского Алексия в 1378 г.

            Размышляя о значении преподобного Сергия в истории нашей страны, можно сказать, что его жизнь  изначально была предуготована к спасению человеческих душ. Время же его духовного служения  поставило перед Преподобным ещё одно предназначение — спасение Руси от ордынского засилья. Однако прежде надо было собрать разрозненные княжества в единое государство с признанием главенства одного князя — Московского[12]. И Преподобный сам пошёл к князьям, чтобы примирить их и собрать Русь воедино. Несколько лет было потрачено игуменом Сергием на миротворчество, дабы прекратить усобицы между князьями, которые ослабляли и без того обессиленную Русь. И, наконец, к 1380 году это удалось совершить.

            В Орде также происходили усобицы: хан сменял хана, Орда ослабевала. В конце концов власть захватил хан Мамай, желавший вернуть Орде былую силу.        Кульминационным моментом в истории Руси ХIV века стала Куликовская битва[13], сделавшая решительный шаг к освобождению Московского государства от владычества Золотой Орды. На призыв Великого князя Димитрия Иоанновича выступить против  войска хана Мамая откликнулись тверичи[14], суздальцы, новгородцы, псковитяне, белозерцы и пр. Все посылали свою рать под алые стяги с образом Спаса Нерукотворного дружины Московского князя Димитрия.  Русичами уже давно владело желание освободиться от ордынского ига. И вот  пришёл долгожданный час. Каждый ратник, готовясь к предстоящему бою, прекрасно осознавал евангельские слова, что «нет больше той любви, как  если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13).  Великая цель требовала великих усилий и немалых жертв.

            По  пути на Дон, как повествуют некоторые источники[15], Великий князь Московский Димитрий вместе с войском прибыл в  монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию. Напутствуя князя на битву, игумен, отслужив молебен, благословил его[16] и сопроводил с ним  монахов Троицкого монастыря Александра Пересвета и Андрея  Ослябю, бывших в миру воинами, с такими словами: «Мир вам, братья мои, пострадайте, как добрые воины Христовы». И, как сказано в Житии преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, «и дал им Сергий вместо тленного оружия нетленное — Крест Христов, нашит на схимах».

            Накануне сражения, которое состоялось 8(21) сентября в день празднования Церковью Рождества Пресвятой Богородицы, Великий князь Димитрий Иоаннович получил от игумена Сергия грамоту, в которой, по словам Епифания Премудрого, было сказано, чтобы князь  безо всякого сомнения начинал битву, «чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица»[17]

            И пока продолжалось сражение, в монастыре Живоначальной Троицы шла беспрерывная служба. Братия во главе со своим игуменом молилась о победе русского оружия. И тут же Сергий поминал убиенных, погибших на поле брани. Он своими духовными очами  прозревал ход битвы и называл имена тех, кто погиб в данную минуту.

            Разгромив  хана Мамая, обескровленное, уменьшенное войско князя Димитрия на пути в Москву вновь посетило Троицкий монастырь. Здесь был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида по погибшим воинам. Это была суббота и день памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Московского князя, при жизни также бывшего воином. Преподобный Сергий установил обычай молиться в Димитриевскую субботу об убиенных на поле Куликовом. Этот обычай соблюдается и поныне. Но теперь молятся  не только о героях Куликовской битвы, а и о  воинах, душу свою за Отечество положивших на поле брани во всех минувших войнах.                                                                                                1(14) ноября 1380г. Великий князь Димитрий Донской собрал в Москве общерусский княжеский съезд, на котором, по словам летописца, была установлена «велия любовь». Так была достигнута  главная цель, поставленная преподобным Сергием и Великим князем Димитрием Донским,  «собирание»  единой  Руси вокруг Москвы.  Задача эта была решена, по словам В.О. Ключевского, только благодаря тому, что преподобный Сергий своим личным примером пробудил нравственную потребность в русском человеке ХIV в., униженном  и  угнетённом завоевателями. Пробуждение этой потребности и стало началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа.

            Жизнь преподобного Сергия клонилась к закату, но он не оставлял трудов своих, совершая богослужения, помогая братии точно также, как и в начале монашества. Пришлось ему вновь применить свой дипломатический талант при примирении рязанского князя Олега с великим князем Димитрием Донским в 1385г. Вот как описывает этот эпизод историк С.М.Соловьёв: «Димитрий стал хлопотать о мире, отправил к рязанскому князю послов, но никто не мог умолить Олега; наконец по просьбе великого князя отправился в Рязань троицкий игумен, св. Сергий. Летописец говорит, что этот чудный старец тихими и кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви; князь Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душою, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. Этот мир был скреплён даже семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия»[18].

            За полгода до своей кончины преподобный Сергий собрал братию,  сказав: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните», — благословил игумена Никона стать своим преемником, а сам ушёл в безмолвие. В день же кончины, 25 сентября (8 октября) 1392 г., Преподобный причастился Святых Христовых Таин и впервые после обета молчания произнёс: «В руце Твои предаю дух мой, Господи», — и умер, как уснул. И, как отметил его жизнеописатель Епифаний Премудрый, лицо Преподобного просияло неведомым нам светом и благоухание дивных райских цветов разлилось по келье и обители.

             Современники преподобного Сергия оставили нам свидетельства, что ещё при жизни он совершил немало чудотворений, несколько раз удостоился явления Божией Матери (что подтверждалось его келейником Михеем). Богословы отмечают его духовный вклад в учение о Святой Троице, тайна которой была им познана  опытным путём. Святейший Патриарх Кирилл, в частности, говоря о значении прп. Сергия Радонежского в русской и церковной истории, так расценивает этот вклад: «Преподобный Сергий не только умом, но и сердцем прозревал тайну Святой Троицы. И, понимая, как важно людям приобщиться к Божественному догмату единства Святой Троицы, учил своих учеников. В то время когда Русь была раздроблена, пример Бога, живущего в единстве по закону любви, явился вдохновляющим примером для людей. Перед лицом единой Троицы разрушалась, по слову преподобного Сергия, рознь мира сего».[19] 

             Для современного человека, несомненно, главным остаётся неизменная нравственная составляющая  линия жизни Преподобного, хотя такие понятия, как смирение, кротость, умение прощать обиды с трудом принимаются многими нашими соременниками.    

            Говоря об историческом значении преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить  слова русского историка В.О.Ключевского, сказанные им ещё в 1892г., но не утратившие актуальности и сегодня: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[20]. К этому стоит также  добавить мысль священномученика  Павла (Флоренского) о том, что Дом Живоначальной Троицы в народном сознании всегда являлся и является поныне сердцем России, а строитель  этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, осознаётся народом как Ангел-хранитель России. 

            Поэтому до сих пор и не зарастает тропа в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И идут к Преподобному на поклонение и верующие, и колеблющиеся, и сомневающиеся, чтобы рассказать о своих нуждах, попросить помощи у великого русского святого и научиться от него жить по совести. И преклоняя колена пред ракою святого, молят его: «Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: Радуйся, Сергие богомудре!»[21]

            Предлагаемый список литературы, возможно, поможет при организации юбилейных мероприятий, а также расширит кругозор тех, кто искренне интересуется отечественной историей.

 

Рекомендуемая литература

 

Житийные материалы

            Владимирова Е. Преподобный Сергий Радонежский: Полное  жизнеописание. — М.: Эксмо, 2011. — 368 с.

            Димитрий Ростовский, свт. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Димитрий Ростов., свт. Жития святых на русском  языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрием Ростовским. Кн. 1: Сентябрь. — М.: Трифонов Печенг.мон.; Книжное дело; Ковчег, 2003. — С. 511-563: ил.

            Епифаний Премудрый, прп. Житие преподобного Сергия Радонежского. — С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2012. —  208 с.

            Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца  /  сост. архим. Никоном // Сердце чисто созижди во мне, Боже: Сб.святоотеч.изречений и поучений. Кн. 1. — юнхен: Обитель прп. Иова Почаев., 1991]. — С. 11-28.

            Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Избр.жития рус.святых Х-ХV вв. / Предисл.: А.Карпов. — М.: Мол.гвардия, 1992. — С. 282-317: ил.

            Житие преподобного Сергия Радонежского. — М.: Неугасимая лампада, 2007. — 304 с.

            Житие преподобного Сергия Радонежского и жития родителей его преподобного схимонаха Кирилла и преподобной схимонахини Марии. — М.: Оранта, 2012. — 56 с.

            Никон (Лысенко), архим. Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Вече, 2011. — 320 с.: ил. — (Православие. Традиции. Люди).

            Никон (Рождественский), архиеп. Житие, чудеса и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. — М.: Трифонов Печенг.мон.; Ковчег; Новая кн., 2003. — 431 с. — (Великие святые России).

            Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Благовест, 2012. — 495 с. — (Причастники Божественного света).

            Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Сретен.мон., 2010. — 224 с. — (Жития святых)

            Преподобный Сергий Радонежский: Житие, подвиги / Сост.: Гончар Ж.Э. — Минск: Лучи Софии, 1998. — 255 с.: ил.

            Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца // Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иеромон. Макарий Симонопетрский. — Адаптир.пер.с франц. — Т. 1: Сент.-окт. — М.: Сретен.мон., 2011. — С. 333-340.

            Рассказы о чудесах преподобного Сергия Радонежского: Житие. Акафист. Молитвы. — М.: Артос-медиа, 2006. — 64 с.

            Сергеева Е. Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Вече, 2011. — 64 с.: ил. — (Православ.чудеса).                                                                                                                      Сказание о явлении и чудесах преподобного отца нашего Сергия Радонежского. — М.: Рус.хронографъ, б.г. — 32 с. — Репринт.изд. 1836 г.

                 Богослужебные материалы                             

            Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену, Радонежскому чудотворцу. — СПб., 2000. — 84 с.: 17 л.ил. — На церковно-славян.яз.                                                                    Служба со акафистом преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. — Б.м.:Liceum,1992. — 146 с.: 1 л. ил. — (К 600-лет.преставления). — Репринт.изд. 1893 г

Исторические работы                 

            Аверьянов К.Л. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. — М.: Энциклопедия рус.деревень, 2006. — 444 с.

            Ангел-хранитель Земли Русской: Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб.ст. — М.: Луч, 1994. — 141 с.

            Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…: Ист.портрет Сергия Радонежского. — М.: Мол.гвардия, 1990. — 303 с.: портр. — (Ист.портреты).

            Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Мол.гвардия, 2009. — 298 с. — (Сер.: ЖЗЛ).

            Взбранный России воевода: [Сб.ист.исслед.о прп. Сергии Радонежском] / Сост.: А. Светозарский. — М.: Роман-газета, 1994. — 111 с.

            Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. — С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2007. —  466 с. — Репринт.изд.

            Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской православной Церкви: Курс лекций. — Н.Новгород: Христиан.б-ка, 2008. — Из содерж.: Сергий Радонежский, прп. — С. 13, 716, 761.

            Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. — М.: Крутиц.патриаршее подворье; О-во любит.церков.ист., 1999. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 152, 159, 183, 208-210, 213, 221, 243, 249, 253-258, 317, 388, 396, 621, 712, 831.

            Иоанн (Кологривов), иеромон. Преподобный Сергий Радонежский // Иоанн (Кологривов), иеромон. Очерки по истории русской святости. — Вильнюс: Интерфейс, б.г. — С. 85-109. — Библиогр.: С. 109.

            Карамзин Н.М. Полн.собр.соч. В 18 т.: Т. 5. — М.: Терра-Кн.клуб, 2007. — Из содерж.: [прп. Сергий Радонежский]. — С. 33, 34, 38, 40, 43, 52, 59, 60, 62, 65, 170, 176, 237, 239, 243, 245, 247, 250, 254, 265, 267, 280-282, 284, 327, 329, 379, 427, 429.

            Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. : Т.2. Курс русской истории. Ч. 2. — М.: Мысль, 1988. — Из содерж.: Сергий Радонежский, игумен и основатель Троице-Сергиева монастыря. — С. 11, 18, 233-235, 245, 260.

            Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М.: АСТ; Астрель, 2011. — 640 с. — Гл. 10. Преподобный Сергий.

            Макарий (Булгаков), митр. Моск.и Коломен. История Русской Церкви. Кн.3 / Науч.ред.: А.А. Турилов. — М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1995. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 42, 48-52, 86, 102, 108, 109, 110, 111-117, 122, 123. 131, 133, 134, 140, 141, 149, 150, 153, 155, 159, 160, 167, 168, 178-180, 214, 225, 226, 237, 239, 270, 293, 295, 296, 315, 330, 375, 379, 383, 385, 386, 393, 398, 402, 407, 439-442, 444, 445, 453.

            Нечволодов А. Сказание о Русской Земле: Ч. 1-2, Кн. 1. — М.: Сварог и К, 1997. — Из содерж.: рп. Сергий Радонежский]. — С. 756-765, 792, 803, 814, 819, 824, 833, 838.

            Платонов С.Ф. Книга о чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина. — М., 2011. — 150 с. — Репринт. 1888 г.

            Преподобный Сергий Радонежский // История рус.святости. — М.: Синтагма, 2001. — С. 71-95: ил.

            Сергий Радонежский, игумен (1392) // Энциклопедия православ.святости / Авт.-сост.: А.И. Рогов, А.Г. Парменов. Т.2. — М.: Ниола 21-й век; Лик пресс, 2003. — С. 151-154: ил.

            Сергий Радонежский, прп. // Славян.энциклопедия. Т.2. Киев.  Русь — Московия / Авт.-сост.: Богуславский В.В. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 352-354: ил.

            Сергий Радонежский, св., прп. // Рус.биогр.словарь в 20 т. Т.13. — М.: Терра-Кн.клуб, 2001. — С. 455-457: ил.

            Смирнов П., прот. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Смирнов П., прот.  История христианской православной Церкви. — М.: Православ.беседа, 1994. — С. 115-117: ил.

            Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. — М.: Мысль, 1988. — Кн. 2. История России с древнейших времён: Т. 3-4. — Из содерж.: Сергий Радонежский основатель и игумен Троицкого (Сергиева) монастыря. — С. 258, 259, 275, 276, 282, 396, 401, 405, 485, 544, 554, 556, 582, 584, 608, 671; Кн. 3. История России с древнейших времён: Т. 5-6. — Сергий Радонежский основатель и игумен Троице-Сергиевого монастыря. — С. 181, 189, 277, 281, 412, 418, 442, 456.

            Толстой М.В. История Русской Церкви: Рассказы из истории Русской Церкви. — М.: Изд. Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1991. — Из содерж.: О прп. Сергии Радонежском. Гл. 5.  — С. 162-177 ; Гл. 6. — С. 183-191, 192-196.

            Троице-Сергиева Лавра / Под общ ред. митр. Волоколам.и Юрьев. Питирима (Нечаева); Авт.-сост.: архим. Иннокентий (Просвирин). — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1987. — 263 с.: ил. — Библиогр.: С. 236-243. — (1000-лет. Крещения Руси посвящается).

            Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — СПб.: Сатисъ; Держава, 2004. — Гл. 8. Прп Сергий Радонежский. — С. 161-179.

            Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра: Сб. — М.: Индрик, 2007. — С. 25-46.

            Шафранова О. Герои Куликова поля. — М.: Паломник, 2005. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 46-59.

Художественные произведения

            Балашов Д.М. Дмитрий Донской. Битва за Святую Русь: Трилогия. — М.: Астрель, 2012. — Из содерж.: Куликово поле. — С. 179-291; Горькое похмелье. — С. 292-391; Сергий Радонежский. — С. 392-478.

            Балашов Д.М. Похвала Сергию: Ист. роман о Сергии Радонежском. — М.: Межрегион.центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. —  299 с.; 1 л.ил.

            Бородин С.П. Дмитрий Донской: Ист.роман. — М.: Рус.слово, 2008. — 376 с.

            Крупин В. Сергий Радонежский // Крупин В. Школа святости: Очерки о рус.святых. — М.: Новоспас.мон., 2009. — С. 103-115.

            Летуновский А.С. Вразумитель вождей: Жизнь и подвиги прп. Сергия Радонежского: [Ист.повествование]. — М.: Маска, 2013. — 432 с.

            Лощиц Ю. Дмитрий Донской: [Ист.биография]. — М.: Новатор, 1996. — (Российские судьбы). — Гл. 11. За други своя. — С. 180-216;  Гл. 12. Обстоятельства битвы. — С. 217-243; Гл. 13. От головешек. С. 244-266.

            Сказание о Мамаевом побоище: Лицевая рукопись. — М.: Сов. Россия, 1980. — 270 с.: ил. — Факсимильное изд.

            Старостин А.С., Тростникова Е.В. Куликово поле: Повесть. — М.: Изд.совет РПЦ, 2005.  — Из содерж.: У Троицы. — С. 49-58.

            Юдин Г. Скорый помощниче: Повесть о прп. Сергии Радонежском. — Коломна: Церковь Пресв. Троицы, 2001. — 63 с.: ил.

            Яковлев М. Димитрий и Евдокия: Слово Любви. — М.: Даръ, 2007. — Из содерж.: Куликово. — С. 212-316; Государь-отец. — С. 317-396.

Книги по искусству

            Алдошина Е.Н. Благословенный труд: [Иконы матушки Иулиании (М.Н. Соколовой)] / МДА. — М.: Изографика, 2001. —  240 с.: ил.

            Астахов Ю. Историческая картина. Русская живопись: Альбом. — М.: Белый город, 2008. — 936 с.: ил. — (Сер.: Большая коллекция)

             Березина И.И. Илья Глазунов. — М.: Белый город, 2003. — 48 с.: ил. — (Мастера живописи)

             Великие мастера: Михаил Нестеров. —  М.:  Белый город;  Воскресный день. — 2013. — 24 с.: 12 л.ил. — (Галерея рус.живописи) (Сер.: Набор репродукций).

            Гусарова А. Нестеров. — М.: Белый город, 2001. — 63 с.: ил. — (Мастера живописи)

            Ефошкин С. Пред Тобою: Альбом. — М.: Троица; Новоспас.мон., 2007. — 368 с.: ил.

            Житие преподобного Сергия Радонежского в живописи Александра Простева. — Б.м.: Воскресение, 2008. — 132 с.: ил.

            Князев Е. [и др.] Преподобный  Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Князев Е., Князева Е., Евстигнеев А.. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 160 с.: ил. — (Чудотворные иконы).

            Малинина Е.Г. Михаил Нестеров. — М.: Белый город, 2008. — 48 с.: ил.

            Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве / Сост.: Е.П. Маточкин. —  Самара, 2006. — 48 с.: ил.

            Преподобный Сергий Радонежский: Житие в иконе: Альбом / Авт.-сост.: Н.Чугреева. — М.: Гранд-Холдинг, 2007. — 56 с.: 27 л.ил.

            Преподобный Сергий Радонежский: Гравюры / Худож.: С.Харламов. — М.: Рус.духов.центр, 1992. — 8 л.ил.

            Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства ХVХIХ веков: Каталог-альбом. — Б.м.: Руссар, 1992. — 110 с.: ил.

            Рыженко П. Любимая Россия: Живопись. — М.: Искусство — ХХI век, 2008. — 110 с.: ил.

            Харламов С. Зримые ступени: Альбом. — М.: Сов.писатель, 2002. — 289 с.: ил.                                                                   Книги для детей                                                                Ананичев А. Радонежский чудотворец // Ананичев А. История рус.святости: Рассказы для школьников. — М.: Синтагма, 2010. — С. 53-142.

            Данчук О.В. Житие преподобного Сергия Радонежского. — СПб.: Родное пепелище, 2010. — 20 с. — (Жития святых детям).

            Дуванова Е. Куликовская битва. — М.: Белый город, 2007. — 11 с.

            Еремина Е. Видение отрока Варфоломея: Детство и юность прп. Сергия Радонежского. — М.: Сиб.благозвонница, 2013. — 32 с. — (Б-ка православ.отрока)

            Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Духов.проза. — М.: Дет.лит., 2004. — 319 с.: ил.; портр. — (Школьная б-ка).

            Китаева Л.В. Сергий Радонежский. — М.: Белый город, 2012. — 48 с.: ил. — (Ист. России).

            Крутогоров Ю. Куликовская битва: Повесть. — М.: Белый город, 2005. — Из содерж.: У преподобного Сергия. — С. 25-27. — (Ист. России).

            Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. — М.: Отчий дом, 2011. — 112 с.: ил. — (Православ.дет.б-ка).

            Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский // Рассказы о православных святых / Под ред. В.Воскобойникова. — СПб.: Золотой век; Диамант, 1999. — С. 321-337: ил.

            Преподобный Сергий / Сост.: Е.В. Тростникова. — М.: Изд.совет РПЦ, 2004. — 136 с.: ил. — (Наши святые заступники).

            Преподобный Сергий Радонежский / Текст: О. Касаткина. — М.: Православ.мир, 2011. — 80 с.: ил.

            Преподобный Сергий Радонежский // Родные святые / Авт.-сост.: О.Касаткина. — М.: Православ.мир, 2007. — С. 23-32: ил.

            Преподобный Сергий Радонежский: 8 окт./25 сент. // Избр.жития святых для детей / Сост.: Р. Балакшин. Т. 2. — М.: Сретен.мон., 2008. — С. 224-236: ил.

            Сергий Радонежский. — М.: Граница, 2009. — 15 с.: ил. — (Защитники Земли Русской).

            Скоробогатько Н. Сергий Радонежский // Скоробогатько Н. Русские святые. — М.: Белый город, 2005. — С. 16-17: ил.- (Ист. России).

            Скоробогатько Н. Сергий Радонежский: История о великом святом. — М.: Белый город, 2008. — 11 с.

            Худошин А. Русский патерик для детей. — М.: Оранта, 2009. — Из содерж.: Святой Сергий исцеляет солдата. — С. 147-151; Преподобный Сергий помогает несчастному. — С. 152-158.

            Чарская Л. Один за всех: Повесть о жизни великого подвижника Земли Русской. — М.: Кукольный дом; Светоч, 1992. — 109 с.: ил. — (К 600-лет.кончины прп. Сергия Радонежского).

            Чарская Л. Святой отрок: Повесть о юности великого подвижника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского // Чарская Л. Полн.собр.соч.в 54 т. Т. 36. — М.: Рус.миссия: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропол.; Приход  храма Св. Духа сошествия, 2007. — 143 с.: ил. — (Т-во рус.писателей)(Чтение для рус.детей)

            Юдин Г.Н. Чудотворец. — М.: Эллис Лак, 1995. — 191 с.: ил. — (Рус.святые).

            Языкова И. Преподобный Сергий Радонежский:[Стихотворение] //День Ангела. — М.: Круг чтения; Храм Архистратига Михаила в Тропарёве, 2005. — С.50-51: ил.



[1]   Энциклопедия православной святости / А.И.Рогов, А.Г. Парменов. Т. 2. — М., 2003. — С. 152.

[2]   См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им  Троицкая Лавра. — М.: С.Посад, 2007. — С. 15-17.

[3]   Как отмечал первый создатель Жития прп. Сергия Епифаний Премудрый, Варфоломей c детства любил в одиночестве молиться по ночам

[4]   Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой в 1744г. согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны.

[5]   Сюжет с медведем стал любимым для многих русских художников (М.Нестеров, А Простев, П.Рыженко и др.), Он запечатлен даже на входе в ворота Троице-Сергиевой Лавры.

[6]   Художником М.Нестеровым был создан триптих «Труды преподобного Сергия».

[7]   В русском средневековом монашестве был принят так называемый особножительный устав. К тому же, монастыри в то время обустраивались либо в городах, либо близ них. Прп. Сергий последовал учению афонских монахов об исихазме (молчании, безмолвии) и киновии (общежительном устроении монастырской жизни). Позднее между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским  возникнут споры о том, какой образ жизни для монашества спасительней — особножительный или общежительный..

[8]   Ангел-хранитель Земли Русской. — М., 1994. — С. 33.

[9]    Эти слова зафиксированы в Службе прп. Сергию Радонежскому.

[10]Прообразом явления на Маковце учеников-последователей прп. Сергия было видение им  множества птиц,  заполнивших его келию. И этот сюжет из жития прп. Сергия был запечатлен многими художниками, в т.ч. С.Харламовым, матушкой Иулианией (М.В.Соколовой) и др.

[11]Учениками прп. Сергия Радонежского было основано более 50-ти монастырей в разных концах Руси, вплоть до Пермского края. Все эти монастыри жили по уставу прп. Сергия. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) писал в своей «Истории Русской Церкви»: «Заслуга преподобного Сергия для русского монашества состоит не в том одном, что он основал Свято-Троицкую Лавру, а равно и в том, что его трудами или при его участии и благословении устроено несколько других обителей» (Кн. 3. — М., 1995. — С. 115). Надо также помнить, что в те времена монастыри были центрами духовного и физического врачевания, просвещения, где переписывались книги, создавались иконы, велись летописи, учреждались библиотеки, школы, где учились жить и поступать по совести.

[12]  С начала своего княжения Димитрий Иоаннович предпринимает попытки к объединению Руси вокруг Москвы.

[13]  Доп.см. на сайте «бого.рф» обзор «Вспоминая Куликовскую битву».

[14]В Никоновской летописи сказано об участии в Куликовском сражении тверского полка князя из Холмского рода Иоанна Всеволодовича, однако некоторые современные историки (В.В.Каргалов, Э.Клюг) подвергают этот факт сомнению.

[15]  Специалисты по русскому Средневековью  ссылаются на Новгородско-Софийский летописный свод, Житие прп.Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым, а также на «Сказание о Мамаевом побоище».

[16]Сюжет благословения прп. Сергием Радонежским широко распространён как в иконографии, так и в исторической живописи ХIХ-ХХ вв.  О благословении князя Димитрия на битву писали художники А.Кившенко, А.Немеровский, А.Новооскольцев, В.Челышев, В.Соковнин, И.Глазунов,  И.Сушенок, М.Самсонов, П.Рыженко, Ю.Понтюхин, Ю.Ракша и др.

[17]Цит.по: Соловьёв С.М. Соч. Кн. 2, т. 3. — С. 276.

[18]Соловьев С.М. Соч.  Кн. 2, т. 3. — С. 282.

[19]Слово в день памяти прп. Сергия Радонежского, сказанное после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре  18 июля 2012 г. — см.: Журн. Моск. Патриархии. — 2012. — № 10. — С. 1 или сайт:  www.patriarchia.ru

[20]Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., 1990. — С. 76.

[21]  Из Кондака преподобному Сергию, игумену Радонежскому. Слово «ралуйся» (khaire) в греческом языке сохранялось как приветствие. В русской церковной гимнографии используется в акафистах для подчёркивания особой торжественности песнопения.

  1. Напишите ФИО, адрес, домашний телефон, возраст ребенка. Мы Вам перезвоним.