СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ В ЦСО «Богородское»

78978На светлой седмице в четверг прошла встреча-поздравление со светлым праздником Пасхи в ЦСО нашего района. Присутствующие послушали о смысле Праздника и соборно помолились.

Дорогие наши друзья, Христос Воскресе! Давайте все вместе споем тропарь праздника. Мы сердечно поздравляем вас с Великим Праздником Пасхи, ждем вас в храме каждый день в 8.00, начало Литургии. Каждый день этой седмицы мы можем причащаться без поста. По окончании беседы мы хотели поздравить вас и вручить пасхальные подарки.

 Пасха — отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 8 мая). И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Пасха или Светлое Христово Воскресение — главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4—5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение — в ночь на Пасху. В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме, весь народ спешил в храм. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Так же как и сейчас.

Первая ее часть называется полунощница. Она проводится в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом выносят из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения.

В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви.

По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня.

Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие…», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе».

После заутрени начиналась праздничная Литургия, в конце которой освещался артос — специальный хлеб с изображением креста и тернового венца. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывает у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду.

После окончания службы прихожане поздравляют друг друга со светлым праздником, трижды целуются и произносят слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», обмениваются яйцами, окрашенными в красный цвет. В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) — сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, также как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни. На Пасху было принято поздравлять всех знакомых.

Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками. Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. – считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе.

Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер – “с пауженальной поры”. Основное празднование, начало молодежных гуляний – “игрищ” приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями.

Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и “богоносов” – крестьян с церковными иконами и крестами в руках. По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Еще раз – Христос Воскресе.

 

Источник: pravoslavnprazdniki.