Праздник Воздвижения Честного Креста Господня в ЦСО

68734Накануне праздника прошла беседа в ЦСО района «Богородское» с ветеранами и пенсионерами. Верующие соборно помолились и послушали о смысле праздника.

Тропарь:

Спаси, Господи, люди Твоя /

и благослови достояние Твое, /

победы православным христианом на сопротивныя даруя /

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак:

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.

 

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое поем и славим!» Почему в этом церковном песнопении соединяются две темы: Крест Христов и Его Воскресение? Потому, что страдания Господа Иисуса Христа на Кресте, которые совершались нас ради человек и ради нашего спасения, они и увенчались Христовым Воскресением. Ибо там, где Крест — смерть, а там, где смерть — там и Воскресение.

Он умирает за тех людей, которые жили до Его Крестной смерти и которые живут после Его Крестной смерти, и Он приносит полноту спасения даже для тех людей, которые ещё не родились в этот мир, родятся, будут грешить, и совершенное искупление совершено уже и за них. Поэтому тем, которые ставят под сомнение Божество Христа Иисуса, надо ставить под сомнение универсальность Его жертвы. Но мы, православные христиане, исповедуем, что в Иисусе Христе Его истинное Божество и Его истинное человечество соединены в единую ипостась. Так, что Божество не отделяется от человечества, а человечество не отделяется от Божества. И если наш искупитель — это Богочеловек, то значение жертвы становится совсем другое, нежели, когда один человек, просто человек, умирает за другого человека.

И когда Господь наш Иисус Христос умер на Кресте и Его враги, и Его друзья стали ожидать, примет ли Бог-Отец эту жертву? И когда Бог-Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и когда Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества, вот это было свидетельство, что жертва принята. Вот почему Крестная смерть и Воскресение объединяются эти дни в одну общую тему. Если бы Христос умер и не воскрес, это означало бы, что мы во грехах наших и жертва не была принята. Но Он умер и Воскрес! Это значит, что Его Воскресение, как пишет апостол Павел, есть оправдания наши. Мы искуплены Крестными страданиями Сына Божия и оправданы Его Воскресением из мертвых. Вот почему в этом песнопении мы славословим: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое поем и славим».

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием. Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Гос­пода Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась с великою радостью его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов. Наконец ей указали на одного престарелого еврея Иуду, который знал, где находится Крест Господень. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землей, а сверху выстроен языческий храм.

Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя. По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой.

Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста. Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его.

Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!» Св. равноапостольные цари Константин и Елена над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

 По материалам www.pravmir.ru