Сретение в ЦСО района «Богородское»

Накануне праздника состоялась встреча с ветеранами и пенсионерами района, на которой верующие послушали о Сретении Господне, соборно помолились и задали вопросы.

Прошло сорок дней с тех пор, как «нас ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Наставленные Ангелом пастухи уже отыскали и вертеп, и ясли, и Младенца повита, и юную Мать. Они поведали о «великой радости, которая будет всем людям». Волхвы преподнесли дары Богомладенцу. Они вернулись домой, возвещая всем о пришествии в мир Спасителя. Смиренная Дева-Богоматерь «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». Она запоминала эти необыкновенные известия, сравнивая их с тем, что слышала от Архангела в день Благовещения; Ее чистое сердце получало радостную уверенность, что совершается великая тайна спасения людей, наступает тот момент, когда весь род человеческий радостно провозгласит: «С нами Бог».

Недавно мы праздновали праздник Обрезание Господне. Спаситель выполняет «всякую правду» ветхого закона: в восьмой день Младенца обрезывают и дают Ему имя Иисус.

Что же означает «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». В сороковой день предстоит другой обряд: посвящение Его, как первородного, Господу. B воспоминание чудесного события, когда в памятную ночь перед выходом евреев из Египта! Ангел смерти, поразив первенцев египетских, оставил невредимыми детей еврейских, – закон Моисеев определил посвящать Богу всех первородных во Израиле. Матерью в этот же день приносилась очистительная жертва: однолетний агнец во всесожжение и молодой голубь или горлица в жертву за грех (Лев. 12, 6). Не имея возможности, по бедности своей, приобрести агнца, они несли в храм Господень двух птенцов голубиных.

В это время жил в Иерусалиме старец, по имени Симеон. Посмотрите на икону, он держит Богомладенца. Это один из переводчиков Библии с еврейского языка на греческий. То есть он жил более двухсот лет до Рождества Христова, уже жил и деятельно трудился. Тогда, по заказу известной александрийской библиотеки, фараон Птолемей потребовал от евреев, чтобы они перевели Священное Писание с еврейского на греческий. Евреи очень долго отказывались, но потом дали согласие. Фараон Птолемей не доверял евреям, что они переведут правильно, и он собрал семьдесят двух переводчиков, поэтому этот перевод называется «перевод семидесяти», или, по-гречески, Септуагинта, и сказал: каждый будет переводить отдельно от другого, а мы потом сравним. И каждого поместили в отдельную келию, как учит предание, чтобы каждый переводил, а потом греки ходили и смотрели, одинаково ли они переводят.

Так вот Симеон был один из переводчиков и христианское предание рассказывает, что, когда он переводил книгу пророка Исаии, там были слова: «Се Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Эммануил». Когда Симеон прочитал в кожаном свитке этот еврейский текст, он подумал: «Наверное, это описка. Если родит, то уже не дева. Как же сказано — се дева во чреве примет, если примет во чреве, уже не дева, и родит». И он взял нож, чтобы из кожаного свитка вырезать слово, которое означает дева, но когда он хотел это сделать, чтобы заменить словом жена, по-еврейски, вдруг в его келии появился белоснежный ангел, который остановил его руку с ножом и сказал: «Симеон праведный, ты будешь жить до тех пор, пока сам не увидишь деву, которая родит. Не повреждай текст пророка, ты увидишь сам своими глазами деву, которая родит». И Симеон жил очень долго. Он прожил более двухсот лет. Он каждый день приходил в Иерусалимский храм, потому что каждый день туда приносили детей, и он всматривался в матерей этих детей, всматривался в младенцев, чтобы понять, когда же он увидит деву, которая родила.

Симеон, будучи «праведным и благочестивым», не мог не испытывать нравственных мук, наблюдая в течение своей долгой жизни то духовное заблуждение, в которое все более погружались его соплеменники; он видел, как установления закона, в существе своем полные глубокого смысла и духовных чаяний, погасали в черствых и лицемерных сердцах фарисеев и саддукеев… Истекали пророческие сроки праотца Иакова и «мужа желаний» Даниила; он, Симеон, старел, а вожделенный для всего Израиля и обещанный ему лично «Ангел завета» все еще не вступал в храм Свой. И вот, наконец, он держит на руках своих долгожданного Избавителя мира. Имея душу, исполненную Божественного вдохновения и смиренномудрия, увидел Святой Симеон в беспомощном сорокадневном Младенце славу Израиля. Вот оно Сретение – встреча.

«Глаголи, Симеоне: Кого нося на руку в церкви, радуешися?». Мог ли Симеон удержать свои пророческие уста в молчании, созерцая свершение своего долгого и томительного ожидания? И он воспел свою бессмертную песнь. В этой песни мы слышим не вздох облегчения души, сбросившей тяжкое бремя ожидания и обретшей, наконец, покой смерти, – в ней звучит величественный гимн новой жизни и радость познания Бога, во плоти пришедшего.

«Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Праздник Сретения Господня есть один из величественных моментов истории спасения людей. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами; настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям; однако, в лице праведного Симеона, уходя, Ветхий Завет познает свое назначение, смысл своего томительного бытия у закрытых врат рая, – и в Боговдохновенном «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания. «Тут была также Анна пророчица… И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36, 38). «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Мы видим, что эта старица только семь лет прожила с мужем, стала вдовою и до самой глубокой старости сохраняла верность своему мужу и ходила в храм день и ночь пребывая в нем. «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Ветхий Завет имел своим назначением готовить людей к восприятию истинного Света-Христа: закон, данный на горе Синае, открывал человеку его грехи, но не отпускал их; все установления закона – жертвы, омовения, очищения, … «стояли до времени», они предусматривали все относящееся к плоти и «не могли сделать совершенными приходящих». Человек в законе и его обрядах навыкал грядущим действиям Духа, а в прообразах поучался и внимал пророчествам о своем высоком назначении в Царстве Мессии. «Закон был, – по словам св. Иринея Лионского, – и средством научения, и пророчеством будущего».

Подобно тому как через пустыню, «великую и страшную», вел Господь Израиля в Землю Обетованную, устрашая его врагами, голодом, жаждой, змеями и скорпионами, чтобы он бодрствовал, пребывал в чистоте и вере, если хотел быть допущенным в землю, «текущую медом и молоком», – так и строгим соблюдением закона, Господь держал богоизбранный народ под особым попечением, дабы он, сохраняя в себе непрестанное духовное горение, получил возможность вступить в Царство Мессии и узреть Бога «непокровенным лицом». Сама скиния была сооружена по такому плану, что держала человека в состоянии приуготовления: святилище скинии было недоступно для народа, а в Святое святых входил только первосвященник однажды в год.

Промыслом Божиим было устроено так, чтобы человек постепенно приходил к мысли, что своими силами он не в состоянии освободиться от ига греха; единственное спасение – вера в Грядущего Искупителя. «Многие пророки и праведники, – говорил Господь Своим ученикам, – желали видеть, что вы видите, и не видели, слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17). Они жили верою и ожиданием, наподобие праведного Симеона. Праведные праотцы и пророки являли своими личностями и образом жизни великие примеры чаяний спасении от Бога.

«И что еще скажу?» – спрашивает Апостол Павел, изображая дух Ветхого Завета!.. Что еще можно сказать об удивительных прообразах ветхозаветных и людях, ожидавших спасения? «Не достанет мне времени, – прибавляет он, – чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые …заграждали уста львов, угашали силу огня..; были побиваемы камнями, перепиливаемы…, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…» – «И все сии, – восклицает вдохновенный Апостол, – свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11, 32-34, 37, 39).

Святая Церковь руководит нас все дальше в познании духовного смысла праздника. Хор из прославленных песнословцев – святителей и преподобных отцов: Германа и Анатолия, Патриархов Константинопольских, Андрея Критского, Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина. Небесными красками они живописуют Младенца, Которого держит на своих дряхлых руках Симеон: это Господь Славы, это Тот, Которого провозвещал Давид, Кто глаголал отцам во пророцех и на Синайской горе дал скрижали Завета. На крыльях своего Божественного вдохновения возносят они благословенное и чистое имя Приснодевы:

Укрась твой чертог, Сион, приими Царя Христа, величай Марию – Небесную Дверь. Она престолом херувимским явилась. Она носит Царя славы. Эта Пречистая Дева есть Облако Света, ибо носит на руках Младенца-Сына, Который предвечно от Отца родился. Так на великой вечерне изображается неземная слава скромной Девы, принесшей на руках Законодавца, Ветхого деньми и Сына Своего и смиренно представшей Господу, дабы исполнить закон.

Вот Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник на иконе. И Симеон пророчествует и говорит, обращаясь к Марии: «… Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Когда оружие пронзило душу Пресвятой Девы Марии?

Когда она видела, как на Голгофе распинали ее Сына, каждый гвоздь, вбитый в руки Спасителя, в ноги Спасителя, копье, ударившее под ребро, это оружие пронзало сердце Пресвятой Девы Марии, как праведный Симеон в Духе Святом и предсказал: «… оружие пройдет душу тебе». Мои дорогие, если ваше сердце исстрадалось о детях своих или внуках и правнуках, живущих без Бога, погибающих без любви, обманутых в сектах, идите к Пресвятой Деве Марии, Царице Неба и Земли, и Она вас обязательно утешит.

А Сын Божий выполняет Отчую Любовь: Он принимает не только естество наше, но и все грехи наши, – чтобы понести их и изгладить Своей правдой и Своими страданиями. Ныне в храме Иерусалимском Сын Божий, сделавшись одновременно Сыном Человеческим, посвящает Себя Богу Отцу как единственная спасающая мир жертва за грех – жертва крестная. «Вот иду исполнить волю Твою, Боже». Этот обет Свой Он завершит на Голгофе.

День Сретения Господня – день добровольного посвящения Богу-Отцу Великой Жертвы за грехи человечества.

«Закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7, 19). Обрезание, жертвы, субботствования не могли проникать в душу и делать совершенными исполнявших их. Однако все установления закона учреждены были не без нужды, ибо, нося в себе образ истины, они воспитывали ветхозаветного плотского человека и готовили его к восприятию самой истины. С пришествием Господа Иисуса Христа мы видим, как под действием Солнца Правды ветхозаветные обряды принимают иной смысл: отходит «буква закона», и через темные очертания тени засияла благодать Духа Святаго.

Итак, еще раз обратим взоры на икону, где пророки Божии — праведный Симеон, Симеон Великий и пророчица Анна, свидетельствуют о Богомладенце Христе Иисусе, что это истинный Мессия, долгожданный Мессия, Спаситель мира. Праздник Сретения задает вопрос каждому из нас, он обращен, этот вопрос, к нашей совести: а пережили ли мы встречу с Господом? Было ли Сретение в нашей жизни, когда мы ощутили присутствие Христа в своей жизни?

А что же нужно сделать, чтобы Сретение состоялось у нас?

Да, это присутствие на службе и таинство Исповеди, чтение Священного Писания, и в Святом Причастии мы переживают встречу с Господом. Когда Святое Причастие входит в храм человеческого тела, как и сказано в Писании: вы есть храм. И когда Святое Причастие входит в нас, помните в молитве к Причастию: вратами, которые создал Господь, то есть через рот, и мы принимаем внутрь себя Божество, это действительно Сретение, освящающее нас, попаляющее тернии прегрешений, это Сретение обожающее нас, то есть восстанавливающее в нас подобие Богу.

Праздник Сретения — это праздник и встреча поколений, как говорит святейший патриарх Кирилл, поэтому мы, старшее поколение, должны внимательнее относится к младшим поколениям, чтобы передать им свою веру. Наша молодежь должна жить, зная свои корни, традиции христианские. Особенно в этом должны усердствовать вы – наши дорогие дедушки и прадедушки, бабушки, прабабушки, как эта пожилая вдова Анна, которая сохраняла верность мужу и ходила в храм Божий и присутствовала там, где благословляли младенцев, для того, чтобы дождаться момента увидеть Христа Мессию. Вот ее долгожданное Сретение.

Давайте и мы не будем роптать на Бога за болезни и искушения, не будем впадать в отчаяние и искать в наших немощах, которые не всегда тяжки и смертельны, лишнего повода не пойти в храм Божий в воскресенье или в праздник. Наоборот, будем искать возможности лишний раз прославить Господа и Бога нашего Иисуса Христа на общественной молитве в храме. Будем прославить Его за все бесчисленные благодеяния, которые Он через Церковь Свою Святую изливает на каждого из нас. И у нас будет Сретение.

Спасибо: http://azbyka.ru/

Вопрос. Семистрельная икона Божией Матери связана с праздником?

Ответ. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Умягчение злых сердец”, или “Симеоново проречение», она как раз символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: “Тебе Самой оружие пройдет душу” (Лк. 2, 35).