Крестопоклонная неделя

Третье воскресенье Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели.

В cубботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед Крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. В Константинопольской Церкви Крест в меньшей степени расценивался как символ страданий и как орудие Страстей Христовых, но больше как трофей, взятый в победе над Космосом, как знак победы и воскресения. Крест ― это не только страдания и смерть, но Воскресение и Жизнь вечная для всех, кто готов следовать за Христом. Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига.

Крестопоклонная неделя Великого поста имеет характерную особенность, присущую только ей. На церковных службах этой седмицы вспоминается событие, которому ещё только предстоит свершиться. В обыденной жизни вспоминать можно только то, что уже произошло, но для Бога нет понятия времени, и поэтому в службах Ему грани прошедшего и будущего стираются. Третья неделя Великого поста ― Крестопоклонная ― это воспоминание о грядущей Пасхе. Уникальность воскресной церковной службы заключается в том, что она сочетает в себе и полные драматизма молитвы Страстной седмицы, и радостные пасхальные песнопения.  Данный порядок чинопоследования пришёл к нам из первых веков христианства. В те времена в сознании людей страдания и воскресение были слиты воедино и являлись звеньями одной неразрывной цепи. Одно логически вытекало из другого. Крест и страдания теряют всякий смысл без воскресения из мёртвых.

Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “Крестопоклонными”.

По материалам pravmir и fb.ru