Великий Пост в ЦСО «Богородское»

Накануне великого поста состоялась встреча с ветеранами и пенсионерами, где все соборно помолились, послушали о цели поста и задали интересующие вопросы.

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова. В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

“В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир – это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним” сказал архим. Иоанн Крестьянкин.

Начнется служба как обычная- вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы”. После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: “Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных”. Священник произносит “Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас”. Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целуют Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: “Бог простит”, прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. Многие плачут, так трогательно торжественно проходит «чин прощения». Прощеное воскресенье – это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории – изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге. Сказано в Евангелии «Познайте Истину и Она сделает вас свободными». Свободными от чего? Конечно, от греха.
Итак, в понедельник наступает Великий пост. Что сказано о посте в Святом Евангелии? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, что­бы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Главное условие душеполезного говения — поститься перед Богом.

Дорогие, важно, что воздержание в пище — лишь одно из условий поста, но не более того. Основная же цель поста — покаяние! Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. Важно, чтобы мы не стали агрессивными и раздражительными. Чтобы не было склок и распрей на кухне, ведь не все постятся наши близкие. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:3—6). Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, — для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах. 7:5).

Вот как понять, для Господа ты постишься или для себя? Для себя постятся те, кто делает это из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения. Пост есть время наиболее благоприятное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, совместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более активно заниматься и благотворительностью, и подавать охотно милостыню. Сказано: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12:8).

О благотворении во время поста и необходимости нравственного перерождения говорил и пророк Исайя. Он осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела и обращали меньше внимания на необходимость нравственного возрождения. Исайя говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, — день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:3-8).

Понятно, что не все могут поститься, болезнь, например, мешает, а также дети.

Они могут выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста, или конфет. Либо отказаться от чего –то, что очень любишь. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность, как трость надломленная, ткни ее — и она сломается; или как лен курящийся, махни на него — и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста, угодно Ему.

Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».

Как же правильно расставить для себя акценты в великопостное время, чтобы, скрупулезно соблюдая внешнюю сторону поста, не забыть о духовной его стороне?

Будем приводить себе на ум слова из Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Слова «сие надлежало делать, и того не оставлять» означают, что во всем надо исполнять не только внешнюю сторону, но и внутреннюю, которая в религиозной жизни всегда должна преобладать над внешней обрядовой.

Свт. Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, что­бы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи — только дополнение, а главное в посте — суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор; не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это с вами понимаем, то и поститься по-настоящему будем. Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым. В старину православные служили во время поста не в мрачных ризах, а в светлых. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост — это весна души! Так учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил чрез пророка Захарию: «Так говорит Господь Саваоф: пост. . . соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).

Иоанн Предтеча – начальник покаяния. К нему особенно надо прибегать, дорогие братья и сестры, чтобы обратить наших ближних – детей, мужа, родственников, тех, к кому мы проявляем любовь и кто нам небезразличен – к вере и покаянию. Ему надо читать акафист, заказывать молебны, просить его святых молитв, сами понимаете, он имеет перед Богом великое дерзновение, ведь Сам Господь принимал у него Крещение. Есть великолепный акафист св. Иоанну Предтече, написанный патриархом Константинопольским Исидором в XIV веке (им также написаны акафисты Архистратигу Михаилу, святителю Николаю, Похвальный канон с акафистом Божией Матери). Я поэтому и принесла вам икону святого Иоанна Предтечи. Был такой случай: в начале 70-х годов одна верующая женщина уже в возрасте, жившая на Урале, обливалась слезами, скорбела и убивалась, как ей отвратить от гибельной жизни и обратить к покаянию свою любимую племянницу, безбожницу и блудницу, которая жила на Украине в г. Николаеве. Эта женщина молилась каждый день, читала акафист св. Иоанну Крестителю. И вот дело было летом на пляже. Безоблачное небо, солнце изрядно палило, а племянница в купальнике со своим сожителем загорала. Она лежала на спине, открыла глаза и вдруг увидела, как огромный мужчина, одетый только в набедренную повязку, весь в ослепительном свете, высотой несколько сотен метров стоит в устье реки при впадении Южного Буга в Черное море. Этот мужчина стоял несколько минут, и она, и ее сожитель созерцали это видение. Они не могли сдвинуться с места от его взгляда: и страх, и удивление, и какая-то любовь к нему, потому что зрение святых угодников Божиих и ангелов не вызывает такого ощущения страха, как при явлении бесов или злых духов. И вот, через несколько минут святой – а это был св. Иоанн Креститель – начал постепенно исчезать. И когда он скрылся из виду, тут же они оба от страха бросились переодеваться и бежать. Девушка, кусая локти и рвя на себе волосы, со слезами побежала в храм, приняла Крещение и покаялась в своих грехах. С тех пор она стала проводить чистую богоугодную жизнь. Вот насколько сильны молитвы верующих людей Иоанну Крестителю!

Благоприятного поста и усердного покаяния. Спаси Господи.

Из проповеди архимандрита Петра (Кучера) и прот. Олега Стеняева.