Величаем Тя, Пресвятая Дево… (О жизни и почитании Богородицы: Обзор)

 Величаем Тя, Пресвятая Дево…

(О жизни и почитании Богородицы: библиографический обзор)

 

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

 

2014 год объявлен Президентом РФ Годом культуры. Русская  культура, литература, история уже более тысячи лет наитеснейшим образом связаны с христианством. Художники, поэты, писатели, музыканты посвящали свои произведения многим эпизодам Священного Писания. Не обошли они  вниманием и полную поэзии и драмы историю Пресвятой Девы Марии, которой суждено было выполнить высочайшую миссию, положившую начало христианской эре. Наши предки глубоко чтили Приснодеву, ибо Она и «во Успении мира не оставила». Cвт. Иоанн (Максимович) писал: «Любвеобильная и милосердная, Она [Богородица] Любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него перед Милостивым, обходя землю, помогает людям». Верующие же люди и сегодня, вверяя себя Заступнице рода христианского, дарят Ей  свою любовь и особенное почитание.

 

            В книгах Нового Завета весьма кратко и немногословно изложены лишь те события из жизни Пресвятой Богородицы, которые непосредственно связаны с пребыванием на земле Её Сына Иисуса Христа. Некоторые детали и подробности Её жизни известны из церковного предания, богослужебных текстов, некоторых воспоминаний современников, записанных и сохранившихся в творениях святых отцов Церкви. О Ней писал Дионисий Ареопагит, видевший  Богородицу, бывшую уже в преклонных годах, в Иерусалиме. В своём письме к Иоанну Богослову о Пресвятой Деве рассказывал Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский. Внешний облик Девы Марии известен из описаний свт. Епифания Кипрского, которое сохранилось в «Церковной истории» Никифора Каллиста. Имеются также и иные свидетельства, которые собирали и обобщали многие исследователи евангельской истории.

            Пресвятая Дева Мария изначально почиталась во всех христианских странах. Примером тому являются многочисленные храмы, посвящённые разным событиям Её жизни, иконы, различные произведения изобразительного, музыкального и поэтического искусства. Многим известен  церковный поэт-гимнограф V в. св. Роман Сладкопевец, создатель такого поэтического жанра, как «кондак»[1]. До сих пор в богослужении Православной Церкви используется его кондак, посвящённый празднику Рождества Христова.                                                                                          «Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит; / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют; / нас бо ради родися Отроча Младо, / Превечный Бог».                        В пятую субботу Великого поста в храмах на богослужении поётся Акафист Благовещению, также созданный им. Архимандритом Амвросием (Погодиным) (1925-2004) был сделан прозаический перевод на русский язык кондака св.Романа Сладкопевца, сочинённого на евангельский сюжет Брака в Кане Галилейской.                 Особенным чувством к Матери Божией было проникнуто  почитание Её в русском народе. Богородице посвящались духовные стихи, псальмы и канты, составлялись акафисты. Девятнадцатый век был отмечен появлением ряда духовных книг, написанных хорошим понятным языком без нарочитого назидания. Одной из них была «Жизнь Пресвятыя Девы Богородицы, из книг Четьи-Минеи», составленнаяАвдотьей Павловной Глинкой, урождённой Голенищевой-Кутузовой. Книгавышла всвет в 1840г., выдержала 16 изданий и пользовалась большой популярностью в народе. Позднее в 1892г. была опубликована книга Софьи Ивановны Снессоревой (в девичестве Руновской) «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных икон Ея», которая также неоднократно переиздавалась. В самом начале ХХ в. появилась книга духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина (настоящая фамилия Погожев) «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвящённых Ея жизни икон». Это была одна из лучших русских книг о жизни Пресвятой Богородицы. Она несколько раз переиздавалась (последнее издание датируется  1914г.). Все перечисленные книги были вновь опубликованы после 90-х годов ХХ века.

            ХIХ — начало ХХ вв. дали нам также прекрасные образцы русской молитвенной поэзии, где Матери Божией посвящалось немало  стихов. Вот   одно из духовных стихотворений преподобного Варсонофия Оптинского, где он весьма патетично показывает величие Богоматери, дарованное Ей Богом:

         «И над этим царством света, / Царством мира и привета, / Царством чудных сил / Бог вознёс Отроковицу, / И навеки, как Царице, / Царство Ей вручил. / И облёк Её в порфиру, / Превознёс превыше мира / Ангельских умов, / И нам, грешным  и гонимым, / От мятежных сил боримым, / Даровал в покров!»

         Приблизительно с 20-х годов ХХ в. началась эпоха неохристианской поэзии, представителями которой были поэты Русского Зарубежья, наши «катакомбники» и христианские диссиденты, многие известные советские поэты, писавшие подобные стихи «в стол». И уже не торжественные, но скорбные, мотивы слышатся в стихах поэтов нового времени:

         «Ты потому скорбящим радость, / Что испытала свет скорбей. / Ты знаешь: боль и счастье рядом, / Без страха чашу скорби пей. / Кладёшь ласкающую руку / На голову, Благая Мать, / И на врачующую муку / Идёшь и нас сопровождать» (А.А.Солодовников «Образ Всех Скорбящих»).

             В поэзии 60-х годов образ Богоматери нередко приобретал   трагическое звучание, как, к примеру, в творчестве А.А.Галича [«Аве Мария»]. У Галича Богоматерь,  похожа на простую русскую крестьянку, в тяжком материнском горе по невинно обвинённому Сыну бредущую по раскисшей от осенней распутицы  просёлочной дороге.

             «А  Мадонна шла по Иудее / В платьице, застиранном до сини, / Шла Она с котомкой за плечами, / С каждым шагом становясь красивей, / С каждым вздохом делаясь печальней, / Шла, платок на голову набросив — / Всех земных страданий средоточье… / А Мадонна шла по Иудее, / Оскользаясь на размокшей глине, / Обдирая платье о терновник. / Шла Она и думала о Сыне, / И о смертных горестях сыновьих…»[2].                                                                                               В настоящее время издаётся немало сборников духовной поэзии, авторами которых являются как священнослужители, так и миряне — это  митрополит Питирим (Нечаев), протоиерей Андрей Логвинов, монах Лазарь (Афанасьев), протоиерей Николай Гурьянов, иеромонах Роман (Матюшин), иеромонах Василий (Росляков), архимандрит Иоанн (Экономцев), Лев Рыжов, Николай Мельников, Виктор Мамонов, Юрий Лощиц, Татьяна Глушкова, Нина Карташева, Олеся Николаева, Татьяна Шипошина, Людмила Громова и многие другие.

            Попробуем, отталкиваясь от современных литературных, историчеcких, поэтических публикаций, проследить земную жизнь Пресвятой Богородицы и почитание Её.

         В галилейском городе Назарете, расположенном в трёх днях пути от Иерусалима, проживала благочестивая чета — Иоаким и Анна, происходившая издревнего царского рода Давидова[3]. Однако после возвышения Маккавеев[4]  род царя Давида постепенно утратил свои права на власть и потомки его сравнялись с простым народом. Затем власть в Иудее  и во всей Палестине  была захвачена с помощью римских войск идумянином Иродом Великим[5], и земля израильская подчинилась Риму.

            Итак, Иоаким и Анна известны были в Назарете не столько знатным происхождением, сколько своим смирением и милосердием. Ежегодно из своих доходов они выделяли  две трети: одну часть жертвовали  храму, другую — раздавали  бедным и странникам. Их жизнь была бы вполне счастлива, если бы не отсутствие детей. В те времена бесчадие считалось великим пороком и грехом. По иудейским законам Иоаким был вправе развестись с женой, но  он весьма почитал свою супругу за кротость и высокие добродетели и, любя её, не хотел с ней разлучаться.                                                                                                                                  Однажды, когда наступил праздник Обновления Иерусалимского храма, Иоаким вместе с другими жителями Галилеи пришёл в  храм, чтобы принести жертву, но архиерей Иссахар отверг приношения Иоакима, укорив его бесчадием. От горя и позора Иоаким не вернулся домой, ушёл в пустыню, оплакивая свою скорбь и взывая к Богу, чтобы было ему даровано чадо в старости. Анна же, узнав об оскорблении, нанесённом мужу, безутешно заплакав, пошла в сад, где увидев средь ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами, также стала взывать к Божьему милосердию, чтобы и она смогла стать матерью. Вдруг перед нею явился Ангел Господень и сказал: «Анна, Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру»[6]. То же он возвестил и мужу Анны, бредущему по пустыне. Получив такое известие, они отправились в Иерусалим, где встретившись у Золотых ворот, принесли в храме благодарственные жертвы, дав обет посвятить будущее дитя служению Богу.                                                                              Как написал в своём стихотворении «Рождество Пресвятой Богородицы» священник Алексий Ушаков[7]:                                                                              «Но вот настали дни иные / для бедных старцев — наконец / над ними сжалился Творец, —  / у них родилась дочь — Мария».

         Так, в небольшом городке Назарете родилась Пресвятая Дева Мария, которой суждено было стать Матерью Спасителя человечества. Православный мир празднует это событие 21/8 сентября. Практически, с этого дня начинается отсчёт и церковного года, и истории христианства.

            Когда девочке исполнилось три года, родители выполнили свой обет посвятить её служению Богу. Для этого Иоаким и Анна вместе с ближайшими родственниками в сопровождении юных дев отправились в Иерусалим. Посвящаемая девочка должна была войти в Иерусалимский храм, преодолев 15 ступеней, на которых стояли священники и левиты, поющие псалмы. Едва родители поставили трёхлетнюю Марию на первую ступень, та, к общему изумлению присутствующих,  без посторонней помощи легко взошла наверх. Там её принял первосвященник Захария и ввёл в святилище «Святая Святых», куда не только женщины, но и священники не допускались. «Ангели вхождение Пречистыя зряще,удивишася, како дева вниде воСвятая Святых»[8]. Это место было определено Марии для молитв.

            Поэт Серебряного века Михаил Кузмин посвятил немало стихов Богородичным праздникам, в том числе и Введению во храм Пресвятой Богородицы. В одном из них он так описал этот чудесный момент:                                                                   «Вводится Дева по лестнице — / лествице без перил… / ВестниквидитсяВестнице — / будущий Гавриил. / По горней дороге вводится / в горницу, в крылья дверей… / Будущую Богородицу / славит  седой иерей».

         Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря / 21 ноября.

            В обители девственниц при Иерусалимском храме Дева Мария находилась до 14 лет, посвящая всё время чтению Священного Писания, а также различному женскому рукоделию, начиная от пряжи льна и шерсти и заканчивая шитьём шелками священных одежд. Благодаря полученным навыкам, в будущем Богоматерь изготовит на ткацком стане бесшовный хитон для Своего Сына Иисуса Христа.

            По достижении Марией четырнадцати лет первосвященник объявил ей, что по закону  Она обязана оставить храм, выйти замуж и жить в доме мужа. Однако Дева воспротивилась просьбе первосвященника, так как теперь не только по обету родителей, но и по своей воле желала служить Богу, сохраняя девство. Удивившись такой твёрдости характера Марии, первосвященник, который не мог нарушить закон, но и не мог принудить Деву нарушить обет, принял решение найти достойного человека, который обручившись с Марией, взял бы её в свой дом не для супружеской жизни. Из 12 благочестивых и престарелых мужей из рода Давидова жребий пал на Иосифа[9], уже давно овдовевшего и приходившегося Марии родственником. Иосиф отличался праведной жизнью и смиренностью. Итак, Дева Мария вошла в дом своего обрученника. Здесь, в этом доме, должно былопроизойти великое таинство воплощения Сына Божия.

            Палестинская земля давно жила ожиданием пришествия Мессии. И Дева Мария, читая Священное писание, не раз останавливалась на строках пророчества Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит, с нами Бог» (Ис 7:14; Мф 1:23). Размышляя над  словами пророка, Мария мечтала увидеть Матерь обетованного Мессии и послужить Ей. Внезапно пред Марией предстал сам Архангел Гавриил и произнёс неожиданные для Неё слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!». Дева была смущена такими словами, ибо до этого времени ни одного человека не называли благодатным. Свершается пророчество. Как поётся в тропаре Благовещению Пресвятой Богородице: «Днесь спасения нашего главизна». Мария с трепетом осознаёт, что именно Она избрана для исполнения величайшей миссии[10].                «Ты была единая от нас, / Днём Твоей мечтой владела пряжа, / Но к Тебе, святой, в вечерний час / Приступила ангельская стража. / О царица всех мирских цариц, / Дева, предреченная пророком, /  Гавриил, войдя, склонился ниц / Пред Тобой в смирении глубоком. / Внемля непостижное уму, / Ты покорно опустила очи: / Буди мне по слову твоему, / Свят! Свят! Свят! / Твой  голос, о пророче»(В.Я.Брюсов «Благовещение»).

            Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие, но никому не сказала о явлении Ей ангела. Однако посланец небес сам предупредил Иосифа  о Господней избраннице.

            Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на 7 апреля /  25марта.                                                                                                                          В IV в. в Назарете на  месте явления Архангела Гавриила перед Девой Марией был возведён храм в память Благовещения. В данное время здесь находится католическая  базилика, построенная в 1969 г. На том месте, где по преданию Архангел Гавриил благовестил Деве, сделана надпись по-латыни “Verbum caro hic factum est”, что означает Здесь Слово стало плотью. Базилика Благовещения Деве Марии является местом паломничества представителей всех христианских конфессий.

            Подходило время явления в мир Сына Божия.

            Цезарь Август, Император Рима и римских провинций, куда входила и Палестина, повелел провести перепись народов его Империи. В силу этого указа каждый израильтянин мог быть внесён в государственный список только находясь в родном городе. Иосиф с Марией должны были идти в Вифлеем, на родину царя Давида, где хранились родословные списки.

            По пришествии в Вифлеем Иосиф и Мария обнаружили, что маленький городок настолько переполнен вновь прибывшими сюда людьми, что для них уже не осталось места. Никто не захотел пустить уставшую чету на постой. Пришлось искать им убежища за воротами города. Недалеко от ворот среди каменистых скал находилась пещера, где в непогоду со своими стадами укрывались пастухи. Эта пещера и стала пристанищем измученных дорогой путешественников. Здесь в полночь и совершилось чудо явления в мир Младенца ХристаСпасителя.                          «Был вечер поздний и багровый, / Звездапредвестница взошла. / Над бездной плакал голос новый — / Младенца Дева родила» (А.А.Блок).

         Первыми пришли поклониться новорожденному Младенцу-Христу пастухи с ближайших пастбищ, поражённые явлением необычного сияния и ангельского пения, раздававшегося с небес: «Слава в вышних Богу!».                                    «Домашние звери / Стояли в пещере. / Над яслями тёплая дымка плыла. / Доху отряхнув от постельной трухи / И зёрнышек проса, / Смотрели с утёса / Спросонья в полночную даль пастухи» (Б.Л.Пастернак «Рождественская звезда»).       А следом, ведомые явившейся в небе яркой звездой, шествовали учёные волхвы, несущие Рождённому дары — ладан как Богу, золото как Царю,  смирну как Сыну человеческому. Эти дары Пресвятая Дева хранила всю Свою жизнь. Самое удивительное, что они  сохранились до наших дней и находятся в монастыре св.Павла на Святой Горе Афон[11].

            Поклонению волхвов Христу посвятил своё стихотворение Фёдор Глинка:                         «Не в палатах царственных, а в хлеве / Встретил мир явление Мессии. / В нищете Рождённый не угадан, / Но пришли к Нему  волхвы с Востока, / Злато, смирну и душистый ладан / Принесли с собою издалёка / И сложили дар свой многоценный, / Пред Младенцем опускаясь долу…»

         В православной традиции празднование Рождества Христова приходится на 7 января / 25 декабря[12].                                                                                               Впервые храм над пещерой, где родился Христос был возведён в 330-х годах по повелению Константина Великого. Существующая в настоящее время в Вифлееме базилика Рождества Христова была возведена в VI-VII вв.  и является единственной в Палестине храмовой постройкой, уцелевшей с домусульманских времён.

            8 января / 26 декабря Православная Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, т. е. соборное (общее) празднование в честь и в похвалу Приснодевы, родившей Богомладенца. Этот день был установлен Шестым Вселенским собором в 681 г.

            На восьмой день произошло наречение имени. Младенец был названИисус, как и было возвещено Архангелом Гавриилом при благовестии. Этот день в календаре носит наименование Обрезание Господне и приходится на 14 /1 января.

         На сороковой день по Рождестве Матерь Божия и Иосиф-Обручник с Младенцем Иисусом пришли в Иерусалимский храм для принесения  благодарственной жертвы. На пороге храма Марию с Младенцем  встретил старец Симеон и принял из Её рук Младенца Иисуса (за что и получил прозвание Богоприимец). Благоговейно держа Божественного Младенца на руках Симеон произносит пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк 2:29-32). Так, со старцем Симеоном уходит Ветхий Завет, уступая место Новому Завету в образе Иисуса Христа. Передавая Божественное Дитя Матери, Симеон предрекает Ей слёзы и скорби, объясняя, что, хотя Сын Её принёс в мир спасение, но не все воспользуются им и Тебе Самой пройдет душу оружие[13] (Лк 2:35). Рядом с Симеоном стояла и пророчица Анна, престарелая вдова, пребывавшая при храме, которая также прославляла  Младенца как Спасителя мира.

            Исполнив все обряды по закону Моисея, Святое Семейство возвращается в Назарет. А в память о встрече в Иерусалимском храме как начале новозаветных времён Церковь устанавливает праздник Сретения Господня (15 / 2 февраля).

            Однако Святому Семейству не суждено было в этот раз задержаться  дома. До них дошло ужасное известие, что царь Ирод, прознав о рождении таинственного Младенца, усмотрелв нем опасность для своего трона и повелел истребить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков  в  возрасте до двух лет. Потрясённые случившимся, Иосиф и Дева Мария с Младенцем вынуждены были бежать в Египет, чтобы укрыться там от гонений кровожадного Ирода. По дороге в Египет они подверглись нападению разбойников, которые хотели лишить их последнего имущества. Однако один из них вдруг увидел лик Младенца и был поражён Божественным видением, потому и не дал совершиться злодеянию. По преданию это был тот самый «благоразумный разбойник», что будет распят одесную Господа Иисуса Христа. За исповедание Христа  Богом и глубокое раскаяние о  соделанном им в жизни зле,  он будет прощён Господом и первым из всех грешников войдёт в рай (Лк 23:42-43).

            Несмотря на то, что евангельское описание истории бегства Святого Семейства в Египет весьма кратко изложено лишь евангелистом Матфеем (Мф 2:14-15), сам сюжет, дающий волю поэтической фантазии, очень хорошо разработан в русской поэзии. На эту тему писали Ф.Н.Глинка, В.Ф.Ходасевич, Г.В.Иванов, И.А.Бунин, Н.А.Заболоцкий, И.А.Бродский и др.

         «Шли путники дорогой во Египет: / Был старец сед, но бодр и величав; / В одной руке держал он жезл высокий, / В другой, сжимая повод, вёл осла. / И на осле сидела, как царица, / Младая Мать с своим Младенцем чудным, Которому подобного земля / Ни до сего, ни после не видала!..» (Ф.Н.Глинка. Из поэмы «Таинственная капля»)

         После смерти Ирода Святое Семейство вернулось в Назарет. Пречистая Дева занималась рукоделиями, одевая трудами рук Своих всех домочадцев. То, что было изготовлено в избытке, Матерь Божия раздавала бедным. Раз в год на Пасху, как предписывал обычай, всё Семейство  отправлялось в Иерусалим. Евангелист Лука (Лк 2:40-52) рассказал нам о знаменательном событии из жизни двенадцатилетнего Отрока Иисуса, когда Его Мать и Иосиф-Обручник, возвращаясь после семидневного пребывания в Иерусалиме, обнаружили, что Сына нет с ними.Им пришлось вернуться назад, где они нашли Иисуса в Иерусалимском храме среди учителей, внимательно слушающих Отрока и удивляющихся Его разуму.  На упрёк Матери, что Ей вместе с отцом  пришлось с великой скорбью .разыскивать Его, Отрок отвечал: «Зачем  было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

            Вся последующаяжизнь Пресвятой Богородицы была неразрывно связана с жизнью Её Сына. Христос на нежную любовь Матери отвечал сыновьей преданностью. Ради Своей Матери Он совершил на брачном торжестве в Кане Галилейской первое чудо, о котором рассказал евангелист Иоанн (Ин 2:1-12), превратив обычную воду в вино. «Нехватку вина восполняет Христос, / Как Матерь просила Его» (А.Л.Климов). Этим чудом Иисус Христос, как считает Церковь, установил и освятил таинство брака.

         В память о Чуде в Кане ещё царицей Еленой был возведён храм. Однако его постигла участь многих христианских храмов в Палестине. В настоящее время там имеется два храма: греческая православная церковь Первого Чуда (1889 г. постройки) и францисканская католическая церковь Венчания (1905 г.).

         С того самого момента, как Иисус Христос вышел на общественное служение[14], Матерь Божия вместе с некоторыми женщинами, которых впоследствии назовут мироносицами, всюду следовала за Ним. И с каждым днём Она всё сильнее ощущала приближение времени исполнения пророчества Симеонова о том, что душу Её  пройдёт оружие. Стояла Пресвятая Богородица и в толпе перед дворцом римского прокуратора Пилата, куда отвели Её Сына на суд, с ужасом внимая крикам беснующейся толпы: «Распни Его! Распни!».

            Увидав Сына, выводимого стражей от Пилата, окровавленного, покрытого ранами, одетого в  одежду поругания и с терновым венцом на голове, Она поняла, что пророчество свершилось. Но самое страшное ещё предстояло впереди. Пилат прочитал смертный приговор Иисусу, на Него возложили Крест, на котором Спаситель будет распят, и толпа последовала за осуждённым на Голгофу. Следом за Сыном, проливая горячие слёзы, поддерживаемая любимым учеником Христа Иоанном, шла Богоматерь. И вместе с женами-мироносицами и Иоанном «у Крестных мук стояла Дева-Мать» (Н.В.Карташева. «Стояние»). Это стояниеБогородицы при Кресте  Иоанн Богослов описал в своём Евангелии (Ин 19:25-27).

         А.А. Ахматова в поэму «Реквием» включила особую главу «Распятие», вложив в неё всю боль и своего материнского сердца:                                                                         «Хор ангелов великий час восславил, / И небеса расплавились в огне. / Отцу сказал: Почто Меня оставил?” / А Матери: »О, не рыдай Мене…» / Магдалинабилась и рыдала, / Ученик любимый каменел, / А туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел».

         Когда бездыханное тело Иисуса Христа сняли с креста, Богоматерь приняла Сына в Свои объятия,  омывая Его слезами. Иосиф из Аримафеи и Никодим, что тайно приходил к Иисусу, обвив тело плащаницею, похоронили Его в Гефсиманском саду в новом каменном гробе.                                                                                                      «Место лобное опустело, / День отмаялся. Даль пуста. / Бездыханное Твоё тело / Мы пытаемся снять с креста /  … Плащаницей обвив несмело, / Понесли ко гробу, кто мог. / И Мария, что ночь чернела, / И земля не держала ног…» (прот. Андрей Логвинов).

         На месте распятия и воскресения Господа Иисуса Христа возведён Храм Гроба Господня (Воскресения Христова)[15]. Впервые храм на этом места был построен по повелению императора Константина Великого и его матери, царицы Елены, и освящён в 335г.. Однако в 614г. он был разрушен персидским царём Хасроем II. ВXII в. византийский император Константин Мономах возвел новый храм, но уже не столь величественный, как при императоре Константине Великом. Храм ещё не раз разрушался, восстанавливался, перестраивался. После пожара 1808г. Храм восстанавливался почти до конца ХIХвека. Большие вклады на благоукрашение храма делали русские императоры, в частности, Елизавета Петровна, Александр I, Николай I и другие члены царской фамилии. В настоящее время Храм Гроба Господня представляет собой сложный архитектурный комплекс, включающий в себя многие места связанные с последними днями жизни Иисуса Христа. Ежегодно в Страстную субботу, накануне православной Пасхи, в Храме  происходит чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень.

         Лишившись Своего возлюбленного Сына, Матерь Божия надеялась на Его воскресение. Если Господь воскресил Лазаря четверодневного, сына вдовы из Наина. дочь начальника синагоги Иаира, то неужели не сбудется предреченное Им Самим?!

            И на третий день во Славе воскрес Христос![16] Матерь Божия была среди первых, кто удостоился видеть Его воскресшим. Она постоянно пребывала среди учеников Иисуса Христа. С ними она была и на горе Елеонской, где произошло Вознесение Господа, и в Сионской горнице, где снизошёл на апостолов Святой Дух.

         Храм Вознесения на Елеонской горе был построен между 330 и 379 годом римлянкой Пименией. В 614г. он был разрушен персами. Восстановлен Иерусалимским патриархом Модестом  в 632-634 гг. До наших дней сохранилась лишь  часовня Вознесения. В 1870 г. архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл на Елеонской горе участок под строительство храма. В 1886 г. была отстроена и освящена церковь Вознесения с колокольней, получившей прозвание «Русская свеча». В настоящее время там расположен  Елеонский православный женский монастырь, находящийся в юрисдикции Русской Православной Церкви.

         В женских монастырях хоры помимо богослужебных песнопений исполняют также и всевозможные духовные стихи, особенно посвящённые Божией Матери. Нередко в репертуар хоров входит песнопение на стихи Ю.В.Жадовской:

         «Мира заступница Матерь всепетая! / Я пред Тобою с мольбой: / Бедную грешницу, мраком одетую, / Ты благодатью прикрой! / Если постигнут меня испытания, / Скорби, утраты, враги, / В трудный час жизни, в минуту страдания, / Ты мне, молю, помоги!»

         Евангелист Лука, по преданию, изобразил на доске стола, за которым трапезничало Святое семейство, образ Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Так было положено начало иконописанию. Это изображение евангелист Лука показал Деве Марии, на что Она сказала: «Благодать Рождённого от Меня и Моя c cей иконой да пребудет вовеки». Чуть позже было написано ещё два образа Божией Матери[17]. Один из этих трёх  образов в ХII веке попал на Русь, сначала в Киев, а потом во Владимир, отчего и получил наименование образ Матери Божией Владимирской». Празднование Владимирской иконы Божией Матери происходит трижды в год: 2 июня/21 мая, 6 июля/23 июня, 8 сентября/26 августа[18].

            Великий князь Константин Романов (К.Р.) посвятил Владимирскому образу Богородицы стихотворение:                                                                                                                «С какою кротостью / И скорбью нежной / Пречистая взирает с полотна! / Грядущий час / Печали неизбежной / Как бы предчувствует Она! / К груди Она / Младенца прижимает / И Им любуется, / О Нём грустя…/ Как Бог Он взором / Вечность проницает / И  беззаботен, как дитя!»[19].

         После распятия Своего Сына Богоматерь  проживала в доме любимого ученика Христа апостола Иоанна. Она постоянно посещала в Иерусалиме места,связанные с пребыванием Иисуса Христа. Однако многие люди хотели увидеть Матерь Божию в своих краях. Так, Игнатий Богоносец писал апостолу Иоанну: «Многие жены у нас желают видеть Матерь Иисусову и услышать из уст Её о некоторых таинствах. У нас разнеслась молва, что эта Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей… С твёрдостью защищает веру против врагов и служит нашему ещё юному благочестию мудрой наставницей и учительницей всех верных на всякое доброе дело»[20].                                                      Лазарь, который был чудесным образом воскрешён Спасителем, стал епископом на острове Кипр. Он попросил Богородицу посетить остров и прислал за Ней корабль. В пути корабль настигла буря, и он вынужден был  укрыться близ горы Афон. Божия Матерь благословила это место и обещала быть заступницей и ходатаицей к Богу о нём. В дальнейшем гора Афон стала пристанищем монашествующих и получила наименование Святой Горы Афон, где игуменией почитается Сама Богородица. Переждав бурю, корабль отправился на Кипр. Здесь и состоялась долгожданная встреча Матери Божией с Лазарем и христианами Кипра.

            Возвратившись из путешествия, Матерь Божия ещё какое-то время способствовала распространению христианства по земле. Однако Она постоянно обращалась с просьбой к Богу, чтобы Он воссоединил Её с Сыном.

            Предание сохранило для нас поэтичное описание Успения[21] Пресвятой Богородицы. Когда Матерь Божия пребывала в молитве на горе Елеонской, Ей вновь явился Архангел Гавриил и возвестил, что через три дня Она преставится ко Господу, который с Ангелами, Архангелами, Серафимами, Херувимами и всеми небесными Силами ожидает Её в горнем Царстве. Гавриил вручил Богородице райскую ветвь, которую должны были нести перед гробом во  время погребения.

            Наступил назначенный Архангелом Гавриилом день. В окружении апостолов Матерь Божия возлежала на специально подготовленном ложе, ожидая Своей блаженной кончины. И вдруг воссиял необычайный свет и явился пред всеми Сам Христос во Славе в окружении Ангелов, Архангелов и Сил небесных. Увидев явление Сына Своего и Бога, Матерь Божия возгласила: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы Своея!» (Лк 1:46-48). Исполненными великой любви очами взирал на Неё Господь Иисус Христос, призывая войти с Ним в хранилище жизни вечной. «Готово сердце Мое, Боже», — отвечала Матерь Его и предала душу Свою в руки Сына, словно уснув сладким сном.

            «В жизни Святой Богородицы / Радостный день наступил: / Весть об Успенье торопится / Ей сообщить Гавриил …/ Свет неземной и блистательный / В горнице вдруг воссиял, / Душу Пречистыя Матере / Сын в свои руце приял … / Радуйся Цвете нетления, / К Богу молитвенный глас, / И во блаженном Успении / Ты не оставила нас» (Л. Громова).

            Православная Церковь отмечает день Успения Пресвятой Богородицы 28 /15 августа

            На том месте, где находился дом Иоанна Богослова и где произошло Успение Божией Матери, в 415г. была построена византийская базилика, которая называлась «Святой Сион». Как и другие храмы первых веков христианства, базилика была разрушена персами.Несколько раз на этом месте возводили новый храм, который вновь разрушали. В начале ХII в. крестоносцами был отстроен храм, названный ими Sancta Maria in Monte Sion. В 1200г. его разрушили мусульмане. В конце ХIХ в. участок приобрёл Орден бенедиктинцев и начал строительство нового храма. К1910г. строительство было закончено, новый храм получил название Dormitio Mariae(Успение Богоматери). В настоящее время это монастырь Успения Богоматери немецкого католического аббатства Ордена бенедиктинцев.

            Погребена же Пресвятая Богородица была в Гефсимании у подножия западного склона Елеонской горы. Это место описал в своём послании к епископу Титу Дионисий Ареопагит. В 326г. над местом погребения была построена  церковь, которая просуществовала до ХI в., и была разрушена мусульманами, но саму гробницу разрушения не затронули. Русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую землю в начале ХII в., описал в своём «Хождении» гробницу Пресвятой Богородицы. В 1130г. храм над гробницей был восстановлен дочерью короля Балдуина II Мелисендой Иерусалимской и украшен фресками. Позднее (в 1187г.) верхняя часть храма была разрушена султаном Саладином, однако пещерная часть сохранилась. В настоящее время на месте погребения Богоматери находится пещерная церковь Успения Богородицы. Она принадлежит Иерусалимскому греческому Патриархату, однако службы там проводят также армяне, копты, сирийцы.

            Незадолго до Успения Пресвятая Дева, утешая собравшихся, обещала не оставлять мира в сиротстве и всегда внимать молитвам, обращённым к Ней. И так велика вера в помощь Божией Матери, что и по сию пору во всяких нуждах христиане прибегают к Её милосердному заступничеству.

         «В час, когда беда стучится в двери, / В час, когда в спасение не веришь, / Испокон взывали на Руси: / Пресвятая Богородица, спаси!» (Кривенко Т.А.)

         И в стихотворении-молитве «Перед иконой Богоматери», написанном Великой княжной Ольгой Николаевной Романовой незадолго до трагической гибели царской семьи, звучит мольба о милосердии. Однако, обращаясь к образу Богородицы «Всех Скорбящих Радость»[22], она печалится и молит Пресвятую не о себе, а о погибающей в братоубийственном противостоянии Росcии и о заблудшем народе её.

         «Царица неба и земли, / Скорбящих утешение, / Молитве грешников внемли — / В тебе — надежда и спасенье. / Погрязли мы во зле страстей, / Блуждаем в тьме порока. / Но наша Родина… О, к ней / Склони всевидящее око. / Святая Русь, Твой светлый дом / Почти что погибает. / К Тебе, Заступнца, зовём — / Иной  никто из нас не знает. / О, не оставь Своих детей, / Скорбящих упованье. / Не отврати Своих очей / От нашей скорби и страданья».

            В череде Богородичных праздников есть один, который, хотя и зародился на греческой земле​, но  особым почитанием отмечен в России — это Покров Пресвятой Богородицы (14 / 1 октября).                                                                                        История праздника такова. В Х в. в Византийскую империю вторглись сарацины и осадили Константинополь[23]. Воскресным  днём жители  города собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы и Её чудотворная икона, чтобы молить Пресвятую Деву о спасении. Среди молящихся был и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, по преданию славянин, попавший в молодости в плен и проданный в рабство. Подняв во время службы глаза к небу, он вдруг увидел, стоявшую на воздухе в окружении святых и ангелов Богоматерь, которая со слезами умоляла Своего Сына помиловать христиан. Сняв с головы плат, или покров (омофор, мафорий), Она простёрла его над молящимися, как бы покрывая всех присутствующих и защищая их таким образом от врагов. Это видение было замечено и благочестивым юношей Епифанием. После совершившегося чуда враги отступили от города. Память об этом событии сохранилась в греческой агиографической литературе, но в число праздников внесено не было.

             В 1164 г. праздник Покрова Пресвятой Богородицы попечением князя Андрея Боголюбского был включён в реестр церковных праздников Русской Церкви и стал одним из любимейших в среде русского народа. В память этого праздника на Руси было построено немало храмов. Первым был, заложеный ещё князем Андреем Боголюбским, храм Покрова на Нерли (XIIв.). Красота  храма поражает каждого, кто посещает это место. У поэта Б.А. Чичибабина  есть такие строки: «Мы пришли с тобой и замерли / И забыли все слова / Перед белым чудом на Нерли, — / Перед храмом Покрова». Знаменитый московский собор Василия Блаженного был выстроен царём Иоанном IV Грозным в честь взятия Казани в 1552г. (которая всё ещё оставалась оплотом бывшего ордынского ханства и угрожала безопасности Русского государства) и освящён в память Покрова Пресвятой Богородицы. Д.Б. Кедриным написана баллада «Зодчие» («Храм Покрова»), посвящённая легенде об истории возведения этого храма. Народная вера связала праздник Покрова Пресвятой Богородицы с первым снегом, белой фатой  покрывающим землю, и с началом свадеб.  Поэты прошлого, в их числе Н.В.Гоголь, М.А. Волошин, и наши современники (иеромонах Роман, Л.И. Колодяжная, Л.Громова и др.) не обошли в своих стихах праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

         Помимо отмеченных здесь праздников, прославляющих Пресвятую Богородицу, есть дни, посвященные памяти особо чтимых Церковью икон, изображающих Божию Матерь. С.Снессорева в своей книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» упоминает о более, чем трёхстах Её образах. Е.Поселянин описывает не менее пятисот иконописных изображений Матери Божией. Современные исследователи насчитывают более семисот разнообразных изображений Богородицы.

            «Чудны лики Твои, Пресвятая! / Дивны думы Твои и дела, / Многоцветною ризой сияя, / Ты отчизну мою вознесла, / Омофором нетленным покрыла…». (И.И.Новгород-Северский).                                                                                                       Наиболее чтимы чудотворные иконы Божией Матери: Иверская, Владимирская, Боголюбская, Тихвинская, Почаевская, Смоленская, Казанская, «Всех Скорбящих Радость», «Знамение», а также «Нечаянная Радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Утоли Моя Печали», «Целительница» и др.

            «Голубою ризою одета, / Благостно-лучистая лицом, / Ты века сияешь, Матерь Света, / Под Твоим торжественным венцом. / Сколько позабытых поколений / Шли к Тебе  с любовью и тоской, / Сколько душ в жару своих молений / Обретали радость и покой… / Вот и  я — свидетель  лет мятежных, / Раненный в невидимом бою, / Пред Тобой, Споручницею грешных, / На колени радостно встаю» (Н.П. Смирнов).

            В дни празднования чудотворных икон Матери Божией в православных храмах звучит величание Богородице. Вместе со священнослужителями и церковным хором все предстоящие и молящиеся в храме «едиными усты» с верой и надеждой возносят Ей хвалу:«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, им же точиши исцеления всем с верою притекающим». Ибо,  как сказано в Евангелии,  «по вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).

                                                           Список литературы

            1.Благодатный покров: Книга для чтения в школе и дома / Сост.: С.М.Шестакова. — М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2010. — 342 с.: ил. — Библиогр.: С. 336-337. — (Православ.праздники детям)

            2.Богородица: 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве / Сост.:: В.П.Бутромеев и др. — М.: Олма Медиа Групп, 2009. — 605 с.: ил.

            3.Богородица в русской поэзии / Сост.: Романов Б. —  М.: Новый ключ, 2010. — 384 с. — (Золотая б-ка рус.поэзии)

            4.Владимирова Е. Пресвятая Богородица: Матерь Божья / Авт-сост.: Е.Владимирова. — М.: Эксмо, 2011. — 127 с.: ил. — (Великие православные святые)

            5.Глаголева О.В. Пресвятая Богородица. — М.: Эксмо, 2011. — 64 с. — (Православие для новоначальных)

            6.Глинка А.П. Жизнь Пресвятой Девы Богородицы: по книгам Четьи-Минеям / Сост.: А. Глинка. — М.: Лествица; Паломник, 1997. — 269 с.: ил.

            7.Жарикова Т. Жизнь Пресвятой Богородицы. Явления Богоматери. Чудотворные иконы Божией Матери. — М.: Голос-Пресс, 2008. — 397 с.: ил — (Б-ка современ.православ.семьи)

            8.Жизнь и чудесные деяния Пресвятой Богородицы / Авт-сост.: проф. В. Жухрай. — М.: Роман-газета, 1993. — 48 с.

            9.Земная жизнь Пресвятой Богородицы: для детей / В изложении: В. Николаева. — Н.Новгород: Родное пепелище, 2005. — 175 с.: ил.

            10.Земная жизнь Царицы Небесной. — М.: Благовест, 1991. — 31 с.

            11.Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. — М.: Радонеж, 1990. — 32 с.

            12.Игнашина Е.В., Комарова Ю.Б. Пресвятая Богородица: Житие в иконе:[Альбом].  — М.: Гранд-Холдинг, 2009. — 64 с.: ил.

            13.Иоанн (Масимович), свт. Да обновится русская земля. — М.: Сретен.мон., 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского Зарубежья). — Из содерж.: Как святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь.

            14.Круг Лета Господня: Времена года. Православные праздники / Сост.: О. Нерсесова. В 4 т. — М.: Кафедральный собор Храм Христа Спасителя, 2009. — Т. 1-4.

            15.Молитвы русских поэтов. ХIХIХ: Антология / Сост.: В.И. Калугин. — М.: Вече, 2010. — 799 с.: ил. — (Тысячелетие рус.поэзии)

            16.Молитвы русских поэтов. ХХ-ХХI: Антология / Сост.: В.И. Калугин. — М.: Вече, 2013. — 1039 с.: ил. — (Тысячелетие рус.поэзии)

            17.Маркелов И.И. С Богородицей: Повести. Роман. — Волгоград: К-т по печати, 1996. — 608 с.

            18.Образ Пресвятой Богородицы. — М.: Олма Медиа Групп, 2010. — 160 с.: ил. — (Чудоворные иконы)

            19.Певцов К. Дни Марии. — М.: Сибир.благозвонница, 2011. — 190 с.

            20.Печерская А.И. Иконы Пресвятой Богородицы. — СПб.: Крылов, 2010. — 160 с. — (Православ.б-ка)

            21.Поселянин Е. Богоматерь на земле. — Минск: Лучи Софии, 2012. —  125 с.

            22.Поселянин Е. Царице моя Преблагая. Богоматерь. — М.: Даръ, 2012. — 208 с. — (Христиан.мир)

            23.Праздники Русской Православной Церкви. — М.: Ниола 21-й век; ЮНИОН-паблик, 2002. — 143 с.: ил

            24.Пресвятая Богородица: Жизнь. Предания. Память / Сост.: М.Воскресенский. — М.: Терра-Книжный клуб, 2000. — 376 с.: ил.

            25.Рождество Пресвятой Богородицы / Ред.-сост.: М.Пухова. — М.: ИД Родник-Московия, 2004. — 20 с.: ил.

            26.Слово и Дух: Антология рус.духов.поэзии. (Х-ХХвв.) / Сост.: И.Чарота.- Минск: Св.-Елисавет.мон., 2003. — 528 с.

            27.Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон, чтимых Православной Церковью… / Сост.: С.Снессорева. — Ярославль: Верхняя Волга, 2000. — 458 с.: ил.; то же: М.:Благовест, 2001. — 638 с.:ил.

            28.Тимофеев М. Пресвятая Богородица: Энциклопедия жизни и чудес, — М.: Эксмо, 2013. — 368с.: ил. — (Мир Православия)

            29.Тихон (Агриков), архим. На крыльях веры. — М.: Духов.преображение, 2013. — 190 с.

            30.Фаст Г., прот. Кто Она для нас? — М.: Никея, 2013. — 176 с.

            31.Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. — М.: Пробел, 2000. — 304с. — Из содерж.: Приснодева Богородица.

            32.Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы / Сост.: прот. И.Бухарев. — М.: Неугасимая лампада, 2002. — 480 с. — (Развитие духовности, культуры и искусства)

            33.Юдин Г. Пресвятая Богородица: Основы  православ.веры для всей семьи. — М.: Мир книги, 2007. — 47 с.: ил.

            34.Языкова И.К. Со-творение образа: Богословие иконы. — М.: ББИ, 2012. — (Современное богословие). — Из содерж.: Гл. 7. Образ Богородицы в русской иконографии

 

 


[1]    Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), раскрывающее сущность церковного праздника. Древние кондаки были многострофными поэмами с единым рефреном и единым метрическим сложением.

[2]    По словам очевидцев, на концертах, где собирались барды, Галич пел: «Мария шла по Иудее…», но во всех нынешних публикациях написано «Мадонна»..

[3]    Давид — второй царь объединённого Израильского царства. Правил в период ок. 1005 — 965 гг. до РХ.

[4]    Маккавеи — династия Хасмонеев правила Иудеей с 152 до 37 гг. до РХ.

[5]    Ирод Великий — ок. 73 — 4 гг. до РХ. Во времена Иисуса Христа страной правил его сын Ирод Антипа (20г. до РХ — после  39 г. по РХ), которого и обличал Иоанн Креститель за связь с женой брата.

[6]   Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных икон Её / Сост.: С. Снессорева. — Ярославль, 2000. — С. 13.

[7]    Ушаков А.Д. (18641943) — тверской краевед, историкк, писатель, поэт и священник.

[8]   Задостойник праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы. Задостойник — это песнопение литургии, прославляющее Божию Матерь. Поётся в двунадесятые праздники вместо Богородичной песни «Достойно есть…»

[9]    По свидетельству древних авторов (Оригена, свт. Епифания Кипрского и  др.) у Иосифа от первого брака было четверо сыновей и двое дочерей.

[10]  В иконографии сюжет Благовещения изображается в нескольких вариантах явления Архангела Гавриила перед Девой Марией: сидящей за книгой; у колодца, набирающей воду; смиренно стоящей перед архангелом и внмающей его словам.

[11]  В январе 2014 г. Дары волхвов впервые доставлены с Афона в Россию для поклонения. См.также: Православный мир: [Статьи] // Православ.беседа. — 2013. — № 6.- С. 26-35. — Содерж.: Клименко М. Дары волхвов и добрая Мария [Бранкович]. — С. 26-30: ил.; Чудеса, происшедшие от честных даров. — С. 31-35: ил.

[12]  О празднике Рождества Христова см. журн. Приход. — 2011. — № 6. — С. 52-58, а также сайт «бого.рф».

[13]  Среди чудотворных икон Богоматери есть одна, называемая «Семистрельная», на которой Матерь Божия изображена со скорбно поникшей головой и пронзающими грудь семью стрелами или мечами.

[14]  По Закону Моисея израильтянин до достижения тридцатилетнего возраста не мог проповедовать в синагоге и становиться священником. И Сын человеческий, следуя Закону, начал Свою проповедь лишь в тридцать лет.

[15]  См.также: Соколов А. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме // Фома. — 2013. — № 10. — С. 94-95.

[16]  О празднике Пасха см. журн.: Приход.  — 2012. — № 2. — С. 47-55, а также сайт «бого.рф».

[17]  Некоторые исследователи считают, что евангелистом Лукой было написано около 70 образов Божией Матери, однако другие утверждают, что это маловероятно, учитывая тот образ жизни, который вынужден был вести  апостол  как благовестник Слова Божия.

[18]  Эти дни связаны с памятью спасения Москвы от ханов Мехмет-Гирея в 1521г., Ахмата в 1480г., Тамерлана в 1395г.

[19]  О Владимирском образе Божией Матери писали также М.А.Волошин, И.И.Новгород-Северский и др..

[20]  Жизнь и чудесные деяния Пресвятой Богородицы. — М., 1993. — С. 22-23.

[21]  На русский язык успение переводится, как мирная кончина, подобная сну. О событиях, связанных с Успением Пресвятой Богородицы упоминает в своих поучениях св. Андрей Критский, а также свт. Модест Иерусалимский. На Успение Богоматери св. Иоанном Дамаскиным было составлено три похвальных слова. Имеются также и другие источники, расказывающие об Успении Богородицы.

[22]Существует версия, что стихотворение было написано С.С. Бехтеевым и отослано в Тобольск, где находилась тогда царская семья.

[23]           Некоторые источники указывают, что это были войска русичей под водительством Аскольда и Дира.

  1. Напишите ФИО, адрес, домашний телефон, возраст ребенка. Мы Вам перезвоним.