Cпасённая Россия (К 400-летию преодоления в России Смуты: Библиографическая информация)

Cпасённая Россия

(К 400-летию преодоления в  России  Смуты:

Библиографическая информация)

Андрюшина С.В., зав. Православной

библиотекой храма Преображения

Господня в Богородском

        2012 год был объявлен Президентом Российской Федерации годом истории в России. И действительно,  этот год  был богат на юбилеи. 18 апреля (5 апреля 1242 г.)  вспоминали 770-летие победы русских воинов под водительством великого князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище). Данная дата отмечена в отечественном государственном календаре как День воинской славы России.  24 июня — это день  200-летия начала Отечественной (1812 г.) войны в России, 8 сентября (26 августа по ст.ст.) — 200-летия Бородинской битвы. И, наконец, 4 ноября 2012 г.  отмечается 400-летие преодоления в России  Смуты (1612 г.).                                                           В современном государственном календаре  дата 4 ноября обозначена как празднование Дня народного единства. Этот праздник был учреждён в 2004 г. в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России»  и впервые официально отмечался в 2005 году. Многие в стране воспринимают этот день как новый праздник, искусственно созданный в противовес, ставшему всем привычным, 7 ноября, утратившему в массовом сознании свой истинный смысл.

В действительности, праздник 4 ноября (22 октября по ст.ст.) имеет давние традиции и глубокий духовно-патриотический смысл. Как всероссийский праздник воинской славы, связанный с почитанием Казанского образа Божией Матери, он был установлен в 1648 г., в царствование Алексея Михайловича Тишайшего  (в благодарение Пресвятой Богородице за Её чудесное вспомоществование  в освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков), и просуществовал до 1917 г., т.е. до момента крушения Российской Империи. Воспоминание о нём сохранялось лишь в церковном календаре как празднование иконе Божией Матери Казанской в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

События 400-летней давности имеют непреходящее значение для России как фактор сохранения государственности и самоидентификации народа.

Современники называли период конца ХVI — начала ХVII вв. великим московским разорением, лихолетьем, cмутным временем[1]. Так этот термин и закрепился в отечественной историографии. Смутное время началось со смерти царя Ивана Васильевича Грозного в 1584 г. и продолжалось вплоть до 1613 г., когда на русский престол был возведён юный царь Михаил Фёдорович Романов.

Итак, Смутное время — это эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением династии Рюриковичей[2]. Постепенно династический кризис перерастает в национально-государственный. Появляются всевозможные самозванцы (Лжедмитрии), претендующие на русский престол. Правящая элита в лице «семибоярщины», не найдя между собой единомыслия призывает на русский престол польского королевича, католика, Владислава.  Кремль заполоняют польские войска.  Иноземное нашествие в столицу, в конечном счёте, выливается в оккупацию страны, в повсеместное бесчинство и издевательство над местным населением. К тому же, политические трудности сопровождаются экономическими: неурожаем, голодом, а также разрухой, лихоимством и пр. Естественно, это не могло не вызвать возмущения народа и, в конечном итоге, его сопротивления. И, если государство оказалось несостоятельным в выполнении своих функций, то консолидирующую роль в организации национально-освободительной борьбы взяла на себя Церковь. Люди того времени прекрасно осознавали всю значимость таких действий. Спасение государства напрямую зависело от сохранения веры. С.М. Соловьёв в своём труде «История России с древнейших времён», приводя слова из грамоты смолян к братьям  по вере иных городов русских[3]: «Мы братья и сродники, потому что от святой купели святым крещением породнились», — подчёркивает, что это братство не народное, не государственное, а религиозное.

Патриарх Гермоген[4] обращается к народу русскому с призывом встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. В своих посланиях он пишет: «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы» (так издавна именовали Русь). Эти призывы были подхвачены русским людьми. Было организовано земское ополчение, которое возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако оно не избежало внутренних неурядиц и распри между дворянством и казачеством, вследствие чего распалось. Начавшееся в марте 1611г.,  антипольское восстание в Москве потерпело поражение.

В это же время немалое число русских монастырей выдерживало многомесячные осады польскими отрядами. За монастырскими стенами укрывались жители близ лежащих поселений. Здесь совершались героические подвиги: духовные и воинские. Как писал поэт К. Рылеев в думе «Иван Сусанин»: «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело / И радостно гибнет за правое дело». Так, доблестно защищая Свято-Пафнутьев Боровский монастырь (1610), героически погиб князь Михаил Волконский. Из осаждённой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын[5] рассылали обличительные грамоты, взывающие к  народному сердцу.[6]                     В сентябре 1611 г. нижегородцы получили подобную грамоту, которая была зачитана на городском сходе. Соборный протопоп Савва после её прочтения призвал нижегородцев «стоять за веру». Несомненно, что именно пастырские слова предопредилили знаменитое воззвание Козьмы Минина к согражданам: «Буде нам хотети помочи Московскому государству, ино не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать, и жены и дети закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную Православную веру и был бы у нас начальником». Таким начальником, главным воеводой, стал 30-летний новгородский князь Димитрий Пожарский. Минин же стал «выборным человеком всею землёю», помощником воеводы, надзирающим за казной.

Под знамёна князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина собралось более 10 тыс.служилых людей, до 3 тыс.казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. В освобождении Русских земель от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и народов, входивших в состав Русской державы.

Со списком с чудотворного образа Божией Матери Казанской[7], чудесно явленного в 1579 г. в Казани, нижегородское ополчение двинулось на освобождение Москвы. 22 октября (4 ноября по н.ст.) нижегородцы штурмом взяли Китай-город, а позднее изгнали поляков и из Кремля. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Русского государства, а Казанская икона Божией Матери стала особо чтимой в Москве.

В конце февраля 1613 г. Земский собор, куда вошли делегаты из всех русских городов, представлявшие все сословия — дворянство, боярство, духовенство, казачество, черносошное крестьянство и пр.,  единодушно избрал новым царём Михаила Романова. Таким образом, была подтверждена окончательная победа над Смутой, победа, ставшая торжеством Православия и национального единства.

Князь Димитрий Пожарский на собственные деньги, по обету, данному накануне сражения,  выстроил на краю Красной площади Казанский собор, где до 1917 г. хранился тот самый список иконы, с которым ополченцы освобождали Москву. Ежегодно в день памяти освобождения Москвы, с образом Божией Матери Казанской, устраивался крестный ход.

В 1633 г. был прославлен в лике святых архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дионисий Радонежский. Патриарх Гермоген прославлен 12 мая 1913 г. в год 300-летия Дома Романовых. До 1917 г. 8 мая (21 мая по н.ст.) отмечался также день памяти Козьмы Минина. Последний раз торжества, посвящённые знаменитому нижегородцу, прошли в 1916 г. В настоящее время празднование возобновляется в Нижегородской области.

В 1818 г. на Красной площади  в Москве был открыт памятник гражданину Минину и князю Пожарскому (автор академик И. Мартос). Памятник был возведён на пожертвования жителей городов и уездов России. 4 ноября 2005 г. в Нижнем Новгороде под стенами нижегородского Кремля, у храма Рождества Иоанна Предтечи  была установлена точная копия (несколько уменьшенная) московского памятника. Одновременно надо сказать и о том, что в 2009-10 гг.  в Суздале, на месте захоронения Димитрия Пожарского в Спасо-Евфимьевом монастыре, был восстановлен и освящён памятник-часовня.

Русская историография уделила немало внимания такому трагическому периоду России, как Смутное время. Татищев, Карамзин, Костомаров, Иловайский, Ключевский  и многие другие историки, включая историков Церкви: Карташева, Тальберга, митрополита Макария (Булгакова), М. Толстого — посвятили свои труды этому времени. Современные историки также продолжают с интересом изучать Смутное время, находя в нём параллели с современностью. Хотя, стоит заметить, что иные историки предлагают неожиданное прочтение тех событий.[8]

Русская беллетристика, драматургия, поэзия также не остались в стороне от освящения такой насыщенной фактами, событиями, лицами темы. Многие из этих произведений вошли в Золотой фонд отечественной литературы, а какие-то оказались забытыми. Хотелось бы напомнить о   трагедии «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова (1771), созданной по всем законам классицизма, патриотических драмах Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла» (1834), «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» (1835), А.С. Хомякова «Димитрий Самозванец» (1833), Н.А. Полевого «Костромские леса» (1841). К счастью, с некоторыми из забытых книг в настоящее время можно познакомиться в электронном виде. К примеру, это касается исторических романов фрейлины государыни Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, О.П. Шишкиной (1791-1854) «Князь Скопин-Шуйский, или Россия в начале ХVII столетия» (СПб., 1835) и «Прокопий Ляпунов, или Междуцарствие в России» (СПб., 1845). На сценах оперных театров и по сей день ставятся оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1874) по одноименной драме А.С. Пушкина, М.И. Глинки «Жизнь за царя» (более известной современному слушателю как «Иван Сусанин»[9],  либретто барона Е. Розена — 1836).

Современная кинематография уделяет этой теме не так много внимания, как следовало бы, особенно в юбилейный год. В 1939 г. режиссёром В.И. Пудовкиным была экранизирована повесть В.Б. Шкловского «Русские в начале ХVII века». Фильм получил название «Минин и Пожарский». В 1954 г. на экраны вышел фильм-опера «Борис Годунов» (режиссёр В. Строева). В 1986 г. С. Бондарчук экранизировал драму А.С. Пушкина «Борис Годунов», в 2011 г. новую экранизацию пьесы сделал режиссёр В. Мирзоев. В 2007 г. режиссёром В. Хотиненко был снят фильм «1612. Хроники Смутного времени», в 2008 г. — видеофильм (режиссёр Л. Фишель) «Освобождение Москвы (1612 год)». В настоящее время имеются сведения о том, что телеканал «Россия» приступил к съёмке исторического документального фильма «Русская смута» при участии известного режиссёра-документалиста и публициста Алексея Денисова.

В связи с настоящим юбилеем  прошли памятные мероприятия в Ярославле (400-летие  героической обороны города), Сергиевом Посаде (400-летие снятия осады Троице-Сергиевой Лавры). В Боровске состоялись торжества и Всероссийская историко-культурная конференция «Уроки Смутного времени», посвящённые 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря.  В Москве в честь 400-летия преодоления Смуты  возводятся два храма: во имя свт. Гермогена (в районе «Крылатское») и во имя Казанской иконы Божией Матери (в районе «Тёплый стан»). Кроме того, 3 марта 2012 г. в Александровском саду у стен московского Кремля состоялась закладка памятника священномученику Патриарху Гермогену. С сожалением приходится констатировать, что в России нет ни одного музея Народного ополчения 1611-1612 гг.

Внося скромную лепту в дело сохранения исторической памяти России, предлагаю список избранной литературы как прошлых лет, так современной, показавшейся мне достойной интересов читателей исторической книги.                                                                                                                                                                                                                                                              Список литературы

 

Исторические произведения. Биографии

         1. Бердышев С.Н. Смутное время. — М.: Мир книги, 2007. — 240 с.: ил. — (История России)

2. Берёзов П.И. Дмитрий Пожарский. — М.: Моск.рабочий, 1954. — 300с.

3. Богданов А.К. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. — М.: УРАО, 1998. — 32 с.

4. Валишевский К. Смутное время: Ист.хроника. — М.: АСТ, 2007. — 509 с. — (Ист.б-ка — 2)

5. Великая русская смута: Причины возникновения и выход из государственного кризиса 16-17 веков. — М.: Даръ, 2007. — 672 с. — (Христиан.мир)

6. Великие российские историки о Смутном времени: Сб. / В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьёв, В. Ключевский, Д. Иловайский. — М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. — 736 с. — (Ист. б-ка)

7. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — Б.м.: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1996. — Репринт.изд. — Из содерж: Гл. 7. Осада. — С. 93-108; из гл. 8. Прп. Дионисий (1610-1633) [и келарь Аврамий Палицын]. — С. 109-117.

8. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. — М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005.- Из содерж.: Смутное время. — С. 193-212: ил.

9. День народного единства: Биография праздника / И.Л. Андреев [и др.] — М.: Дрофа, 2009. — 351 с.

10. Забелин И.Е. Минин и Пожарский: Прямые и кривые в Смутное время. — М.: Аграф, 1999. — 336 с.

11. Здесь спасёшься: Житие прп. Иринарха. Ростовский Борисо-Глебский монастырь / Сост.: Щербакова М.И.. — М.: Глобус; Ростов. Борисо-Глеб.мон., 1998. —  30 с.

12. Иоанн (Снычев), митр. Грехопадения кто разумеет…: Психология Смуты // Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония: Очерки рус.историософии. — СПб., 1998. — С. 181-203.

13. История Российского государства / Сост.: С.В. Карпущенко. — СПб.: Александр Принт, 2002. — Из содерж.: Лжедмитрий. Смута. — С. 138-142;  Смута продолжается. Интервенция. — С. 144-148;  Изгнание интервентов. Первый Романов. — С. 150-154.

14. Казанская икона // Чудотворные иконы Божией Матери. — М., 1988. — С. 94-101: ил.

15.Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений. В 18 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2003-2008. — Т. 11. История государства Российского (1598-1606). — 431 с.; Т. 12. История государства Российского (1606-1612). — 479 с.

16. Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 1611-1612. — Н.Новгород: Университет.книга, 2004. — 71 с.

17. Карташев А.В. Патриарший период. Учреждение патриаршества // Карташев А.В. История Русской Церкви. — М., 2005. — С. 495-546.

18. Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М.: Рус.книга, 1992. — (Жизнь во Христе). — Из содерж.: Чудотворная икона Казанской Божией Матери. — С. 53-60.

19. Ключевский В.О. Смутное время // Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. — М., 1992. — С. 103-109.

20. Козляков В. Борис Годунов. — М.: Мол.гвардия, 2011. — 352 с. — (Сер.: ЖЗЛ)

21. остомаров Н. Смутное время: Моск.гос-во в нач. ХVII ст. 1611-1613. — М.: Чарли, 1994. — 800 с.

22. Курганов А. Люди Смутного времени. — М.: АСТ; Олимп, 2008. — 224 с. — (Ист.б-ка)

23. Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия от Рюрика до Николая II. — М.: Поматур, 1999. — Из содерж.: [Смутное время]. — С. 187-215.

24. Макарий (Булгаков), митр.  Три первых патриарха в Москве [Иов, Игнатий, Гермоген] и междупатриаршество // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 6. — М., 1996. — С. 51-146.

25. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. — М.: О-во любит.церков.ист.; Крутиц.патриаршее подворье,  2000. — Из содерж.: Служение патриарха Иова Отечеству в смутное время. Служение патриарха Гермогена в ту же эпоху. Заслуги Отечеству в смутное время некоторых епархиальных архиереев и монастырей и преимущественно Троице-Сергиевой Лавры. — С. 280-292.

26. Морозова Л.Е. История России: Смутное время. — М.: АСТ, 2011. — 543 с.

27. Морозова Л.Е. Смута: её герои, участники, жертвы. — М.: АСТ, 2005. — 544 с. — (Ист.б-ка).

28. Москва: История города / А.Л. Мясников. — СПб.: Александр принт, 2004. — Из содерж.: В тени Смутного времени. — С. 134-147;  «Совет всей земли». — С. 150-163

29. Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Кн. 1. От смуты новгородской до Смутного времени. — М.: Вече, 2011. — 488 с.

30. Нечволодов А. Сказания о Русской Земле. Кн. 2.; Ч. 3-4. — М.: Сварог и К, 1997. — Из содерж.: [О смутном времени]. — С. 648-1007: ил.

31. Осипов В.И. Боровский край в истории России. Ч.1. Боровский край с древнейших времён до конца ХVII века. — Боровск, 1998. — 116 с.

32. Петрова Н.Г. Скопин-Шуйский. — М.: Мол.гвардия, 2010. — 320 с. — (Сер.: ЖЗЛ)

33. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смутного времени. — М.: АСТ, 2009. — 608 с.

34. Платонов С.Ф. Смутное время. — Изд. 2-е. — М.: Вузов.книга, 2011. — 134 с.

35. Россия под скипетром Романовых: 1613-1913. — М.: Интербук, 1990.- Из содерж.: Смутное время. — С. 3-22.

36. Cвященномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси: [Житие. Мысли и высказывания патриарха. Акафист]. — М.: Изд-во МП, 2010. — 31 с.: ил.

37. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. — М.: Наука, 1978. — 192 с.

38. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. — М.: Мол.гвардия, 2011. — 336 с. — (Сер.: ЖЗЛ)

39. Скрынников Р.Г. Россия в начале ХVII в. «Смута». — М.: Мысль, 1988. — 283 с.

40. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII века. Иван Болотников. — Л.: Наука, 1988. — 257 с.

41. Скрынников Р.Г. Смутное время. Крушение царства. — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — 544 с. — (Ист.б-ка)

42. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. — М.: Астрель, 2003. — 480 с. — (Ист.б-ка)

43. Скрынников Р.Г. 1612 год. — М.: АСТ; Хранитель; Харвест, 2007. — 800 с. — (Ист.б-ка)

44. Cмута и бунташный век: Сб. / Сост.: Г.А. Елисеев. — М.: Вече, 2010. — 384 с. — (Россия в трудах великих историков)

45. «Смутное время». (1598-1613 гг.) // Всемирная история войн. — Минск, 2004. — С. 170-177: ил.

46. Соколов А., прот. Род Мининых и князь Пожарский. — Н.Новгород, 2007. — 320 с.: ил.

47. Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. — Н.Новгород, 2006. — 236 с.: ил.

48. Соколов А., прот. Поборник Российской державы в смутное время: (О жизни князя Скопина-Шуйского). — Н.Новгород, 2008. — 352 с.

49. Cуздалев В.Е. Смута // Суздалев В.Е. Очерки истории Коломенского. — М., 2002. — С.35-39.

50. Тальберг Н. Патриархи в смутное время. Служение Церкви и Родине духовенства в смутное время // Тальберг Н. История Русской Церкви. Кн. 1. — Б.м.: Св.-Успен. Псково-Печер.мон.; Светлячок, 1994. — С. 306-325.

51. Тальберг Н.Д. Смутные годины // Тальберг Н.Д. Святая Русь. — СПб., 1992. — С. 33-39.

52. Толстой М.В. История Русской Церкви. — Б.м.: Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1991. — Из содерж.: Гл.7. Смутное время. Подвиги духовенства в смутное время. — С. 466-503.

53. Три века: Россия от Смуты до нашего времени: Ист.сб. [к 300-лет. Дома Романовых] / Под ред.: В.В. Калаша. Т. 1. — М.: Бук Престиж, 2007. — Из содерж.: [Московское государство первой половины ХVII в.] — С. 13-113: ил.

54. Тюменцев  И.О. Смута в России в начале ХVII столетия. Движение Лжедмитрия II: [Монография]. — Волгоград; ВолГУ, 1999. — 584 с.

55. Ульяновский В. Смутное время. — М.: Европа, 2006. — 472 с. — (Сер.: Империя)

56. Филадельф (Боголюбов), иеромон. «Смутное время» и изгнание польских интервентов из России // Филадельф (Боголюбов), иеромон. Заступница Усердная. — М., 1992. — С. 184-187.

57. Шишов А.В. Минин и Пожарский. — М.: Воениздат, 1990. — 158 с. — (Героическое прошлое нашей Родины)

 

Художественные произведения

 

            1. Алексеев Н. Лжедмитрий I. Лжецаревич / Н. Алексеев. Лихолетье / Б. Тумасов. — М.: Армада, 1995. — 555 с. — (Сер.: Смутное время)

2. Бахревский В. Василий Шуйский: Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец / В. Бахревский. Маринка безбожница / П. Полевой. — М.: Армада, 1995. — 528 с. — (Сер.: Смутное время)

3. Бахревский В.А. Смута: Роман. — М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2011. — 576 с. — (Великая судьба России)

4. Бородин Л. Русская смута. Царица смуты: Повесть. Трики, или Хроника злобы дней: Роман. — М.: Хроникер, 2001. — 383 с. — (Сер.: Мир современ.прозы)

6. Булгарин В.Ф. Дмитрий Самозванец: Ист.роман. — М.: Кронос, 1991. — 512 с. — (Б-ка ист.романа)

7. Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. — М.: Весть; Патриаршее подворье храмов Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Алексия, митр. Моск. при ЦКБ свт. Алексия, 2006. — 365 с.: ил.

8. История царей, воспетая в веках: Ист.-лит.хрестоматия [к 300-лет. Дома Романовых] / Сост.: Н.П. Дучинский. — СПб., 2001. — Из содерж.: Смута и междуцарствие. — С. 30-69.

9. Костылёв В.И. Кузьма Минин: Роман. — М.: Вече, 2012. — 400 с. — (Всемирная история в романах)

10. Куковенко В. Смутное время: Ист.роман. — М.: Эксмо, 1996. — 480 с. — (Сер.: Олимп)

11. Мордовцев Д.А. Лжедмитрий: Ист.роман из Смутного времени. Державный плотник: Ист.роман. — М.: Современник, 1994. — 400 с.

12. Мосияш С. Скопин-Шуйский. Похищение престола. — М.: АСТ; Астрель, 2001. — 429 с. — (Золотая б-ка ист.романа) (Рус.полководцы)

13. Островский А.Н. Собрание сочинений. В 10-ти т. — М.: Худ.лит., 1959. — Т. 3. Козьма Захарьич Минин, Сухорук [и др.пьесы]. — Т. 4. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Тушино [и др.пьесы].

14. Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства // Древнерусская духовная литература. ХVI-ХVII вв. Т.3. — М., 2004. — С. 358-374.

15. Рылеев К.Ф. Думы. — М.: Наука, 1975. — 260 с.- (Лит.памятники).

16. Сергиевский Н. Семибоярщина. На заре царства / Н. Сергиевский. Власть земли / А. Зарин. — М.: Армада, 1995. — 556 с. — (Сер.: Смутное время)

17. Толстой А.К. Смерть Иоанна Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Царь Борис. Стихотворения. — М.: Худ.лит., 1988. — 527 с. — (Б-ка классики; Рус.лит.)

18. Толстой А.Н. Повесть Смутного времени: (Из рукопис.книги кн. Тургенева) // Встречи с историей. — М.: Мол.гвардия, 1980. — С. 136-141.

19. Тумасов Б.Е. Лжедмитрий II. — М.: АСТ; Астрель, 2002. — 528 с. — (Смутное время)

20. Фёдоров Ю. Борис Годунов. — М.: Армада, 1995. — 665 с. — (Сер.: Смутное время)

21. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. — М.: Сов.писатель, 1969. — 596 с.

22. Шамшурин В.А. Кузьма Минин. Жребий Кузьмы Минина: Ист.роман. — М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2004. — 538 с.: ил.

23. Шкловский В. Минин и Пожарский. — М.: Сов.писатель, 1940. — 254 с.

 

Детская литература

 

            1. Алексеев С., Алексеева В. Лебединый крик: Сб. — М.: АСТ; Астрель, 2007. —  (Хрестоматия школьника). — Из содерж.:  Цари и самозванцы. — С. 99-250.

2. Алексеев С.П. Рассказы из русской истории. — М.: Дрофа, 2006.  — (Отечество). — Из содерж.:  Рассказы о Смутном времени. — С. 36-75.

3. Варламов В., свящ. Сказание о нижегородском ополчении // Варламов В., свящ. О ратниках нижегородских: Сказания отца Василия. — М., 2001. — С. 18-23: ил.

4. Воскобойников В. Огненные грамоты: Патриарх Московский и всея Руси Гермоген // Рассказы о православных святых. — СПб., 1999. — С. 426-441: ил.

5. Головин Н.Н. Смутное время. Освобождение России от поляков // Головин Н.Н. Допетровская Русь. — Тверь, 2006. — С. 60-69: ил.

6. Истомин С. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси: конец ХVI — нач. ХVII вв. — М.: Белый город, 2006. — 48 с.: ил. — (Ист. России)

            7. Казанская икона Богоматери // Православное семейное чтение. — М., 1999. — С. 747-748.

8. Костылев В.И. Минин и Пожарский: Повесть. — М.: Дет.лит., 2007. — 84 с. — (К Дню единства народов России)

9. Крупин В.Н. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси // Крупин В.Н. Школа святости: Очерки о рус.святых. — М., 2009. — С. 140-152.

10. Литвак И. Сказание о Казанской иконе Божией Матери. — М.: Моск.подворье Св.-Троиц.Сергиевой Лавры, 2000. — 47 с.: ил.

11. Минкин А. Осада Троице-Сергиевой Лавры // Божий мир. — 2010. — № 4. — С. 15-18: ил.

12. Орлова Н. Цари иимператоры. — М.: Белый город, 2005. — (Ист. России). — Из содерж.: Фёдор Иоаннович (1557-1598). — С. 5: ил.; Борис Годунов (ок.1552-1605). — С. 6-7: ил.; Фёдор Годунов (1589-1605). — С. 7: ил.; Лжедмитрий I (? — 1606). — С. 8-9: ил.; Василий Шуйский (1552-1612). — С. 10-11; Михаил Фёдорович (1596-1645). — С. 12: ил.

13. Освобождение Руси от поляков // Православный мир. — М., 2004. — С. 169-172.

14. Полевой П.Н. Избранник Божий: Ист.повесть. — М.: Феникс, 1993. — 223 с.: ил.

            15. Пушкин А.С. Борис Годунов. — М.: Дет.лит., 2011. — 157 с. — (Школьная б-ка)

16. Священномученик  Ермоген, патриарх Московский и всея Руси: (2 марта / 17 февраля) // Избранные жития святых для детей. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2008. — С. 309-322: ил.

17. Семёнова Г. Звезда, являющая Солнце: Заступница Усердная [Казан.икона Божией Матери] // Божий мир. — 2002. — С. 12-14: ил.

18. Cкоробогатько Н. Гермоген (Ермоген), Патриарх Московский и всея Руси: (около 1590-1612) // Скоробогатько Н. Русские святые. — М., 2005. — С. 28-29: ил. — (Ист. России)

19. Скоробогатько Н. Икона Божией Матери «Казанская» // Скоробогатько Н. Чудотворные иконы. — М., 2010. — с. 24-25: ил. — (Ист. России)

20. Соловьев В. Минин и Пожарский. — М.: Дет.лит., 2010. — 16 с. — (Книга за книгой)

21. Чарская Л. Желанный царь: Повесть. — М.: Рус.миссия; Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропол., 2005. — 252 с.: ил.

22. Чарская Л.  Светлый воин: Повесть. — М.: Рус.миссия; Изд-во свт. Игнатия Ставропол.; Храм Св. Духа сошествия, 2008. — 528 с.:ил.

 

 


[1]   Считается, что термин «смутное время» попал в исторический обиход из сочинения подьячего Посольского приказа Григория Котошихина. В польских источниках этот период в России называли «Дмитриада»..

[2]   15 мая 1591г. при загадочных обстоятельствах погиб младший сын царя Ивана Грозного царевич Дмитрий, а зимой 1598 г. после длительной болезни скончался царь Фёдор Иванович, старший брат царевича Дмитрия, не оставив после себя наследников.

[3]   Получая грамоты от своих духовных наставников, города списывались между собой.

[4]   По описанию историка Н.И. Костомарова, с приходом поляков в Москву патриарх Гермоген, «как ему и подобало, яко духовному пастырю, стал возбуждать народ  на защиту веры», за что был заключен под стражу в  Чудовом монастыре и в феврале 1612 г. умер от голода и жажды.

[5]   Авраамий Палицын, келарь Св.-Троицкой обители, — автор «Сказания о осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах»

[6]   Троицкий монастырь осаждало 30-тысячное польско-литовское войско. Защитников монастыря было около полутора тысяч человек: 1300 казаков, дворян, бояр и простых людей, способных держать оружие в руках, и около 200 иноков, бывших прежде воинами, надевших теперь поверх ряс доспехи. Остальные сидельцы, укрывшиеся за стенами монастыря, были старыми или немощными людьми, основную массу которых составляли женщины и дети. 16 месяцев продолжалась осада. Несмотря на превосходящие силы, войскам Лжедмитрия II не удалось овладеть монастырём и покорить мужественных его защитников. Осада с Троице-Сергиевой Лавры была снята войсками князя М.В. Скопина-Шуйского, победно шествовавшего на Москву. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, возможно, дальнейшие события, связанные с преодолением Смуты, сложились бы иначе. Однако внезапная смерть (23 апр. 1610г.) молодого и талантливого военачальника (существует версия, что князь Михаил Васильевич был отравлен) замедлила ход событий.

[7]   А.В. Карташев в «Очерках истории Русской Церкви» писал, что проф. А.А. Дмитриевский утверждал, будто бы  из Казани  с ополченцами в Ярославль, а затем в Москву был доставлен оригинал новоявленной в то время Казанской иконы Божией Матери,

[8]   См.: Куклин В. Главная тайна Смутного времени. — М.: Эксмо, 2011. — 384 с. — (История допетровской Руси); Широкорад А.Б. Дмитрий Пожарский против Михаила Романова: Загадка 4 ноября. — М.: Вече, 2005. — 416 с. — (Воен.тайны России)

[9]   Первым композитором, написавшим оперу о костромском народном герое, был К.А. Кавос. Вскоре после окончания Отечественной войны 1812 г. на петербургской сцене была поставлена двухактная опера «Иван Сусанин» (муз. К.А. Кавоса, либретто кн. А.А. Шаховского), которая пользовалась неизменным успехом у слушателей на протяжении многих лет.

 

 

  1. Напишите ФИО, адрес, домашний телефон, возраст ребенка. Мы Вам перезвоним.