Нестор-летописец. Монах историк.

Нестор-летописец
(Информационно-библиографический обзор
к 900-летию со дня преставления)

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой
храма Преображения Господня в Богородском

«Ещё одно последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога,
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…»
А.С.Пушкин «Борис Годунов»

 

9 ноябре 2014 г. исполняется 900 лет со дня преставления отца русской истории и первого отечественного агиографа преподобного Нестора, инока Киево-Печерского монастыря. В 2011 г. Совет Императорского Русского исторического общества (воссозданного в 2004 г.) выступил с инициативой считать 9 ноября Днём историка, который объединил бы всех, кому дороги отечественные история, культура, духовность. В настоящее время, как информирует журнал «Русская история», этот день отмечается рядом историко-культурных организаций.
Что же можно сказать о жизни и деяниях нашего замечательного предка, преподобного Нестора-летописца? Личная жизнь людей Древней Руси прикрыта от нас лёгким флёром таинственности. Нам неизвестно, где и когда родился будущий летописец Нестор, кто были его родители, где он прошёл обучение, как провёл юность. Единственным биографическим источником является, составленное Нестором, «Житие преподобного Феодосия», где он весьма фрагментарно рассказывает о своём приходе в Печерский монастырь. Датой рождения преподобного Нестора считается приблизительно 1056 г. Вероятно, он был жителем Киева. Семнадцатилетним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию и стал послушником в Киево-Печерском монастыре. В монашеский чин будущего летописца постриг уже преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. По греческому церковному правилу, поступающий в монастырь должен был три года оставаться на испытании, посвящаемый же в диакона не должен был быть моложе 25 лет. Однако будущий преподобный довольно быстро прошёл этот путь. И уже к 1078 г. он был рукоположен в иеродиаконы. В Печерской обители в ту пору подвизалось немало мужей высокого ума, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Сам Нестор так писал об этом: «Когда Стефан управлял монастырём и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси… Все пребывали в любви…» Под влиянием примера печерских насельников, под руководством духовных наставников и при своей ревности к подвижничеству Нестор быстро возрастал в духовной жизни. В «Житии» преподобного Нестора сказано, что чистотою жизни юный подвижник даже превзошёл самых известных в то время печерских старцев. В монастыре будущий преподобный стал нести послушание летописца.
Как известно, монастыри на Руси были центрами духовной и культурной жизни. Были они и хранителями русской истории. В монастырских стенах, ожидая своего осмысления, копились свидетельства о важнейших событиях, влиявших на судьбу Руси, и сохранялись благодаря традиции монастырского летописания. Монахи-летописцы вносили в погодные списки всё, что считалось важным для того времени.
Говоря о роли и значении монастырей в жизни Древней Руси, надо помнить о следующих важных вещах. Кириллическая азбука, заменившая, в конечном итоге, языческие «черты и резы» , начала своё проникновение на Русь через немногочисленных ещё христиан лишь в конце IХ – начале Х вв. Как подтверждают источники, первое Аскольдово крещение Руси состоялось в 860г. при византийском патриархе Фотии . Это, несомненно, способствовало развитию письменной культуры Древней Руси. Так, советский историк М.Ю. Брайчевский (1924-2001) утверждал, что Русь умела писать ещё до 988г., и это было засвидетельствовано рядом письменных документов — договором Руси с греками, а также сообщениями некоторых восточных авторов. Упомянутые факты были зафиксированы в исторической литературе. После гибели Аскольда (в крещении Николая) и Дира ростки христианской культуры не увяли. Известный церковный историк А.С.Карташев писал, что «…запрещённая в своём открытом существовании именно Олегом, новорожденная русская церковь … в течение пятидесятилетия со времени её создания славянскими апостолами уже культурно завоевала весь русский народ и его государственную головку, … государственным языком и разговорным, и письменным уже являлся литературный язык, подаренный русскому народу в 861-862 гг. святыми Солунскими братьями» Второе крещение Руси и её официальная христианизация произошли в 988 г. Вскоре после этого события князь Владимир повелел собрать детей «нарочитой чади» для книжного обучения. Ряд исследователей считает, что после крещения Руси стали складываться разнообразные формы обучения — школы начального обучения, где учили чтению, письму и счёту, и школы повышенного типа как, например, дворцовая школа, созданная князем Владимиром. Дворцовая школа была рассчитана на подготовку политической и культурной элиты государства . Школы для обучения юношества создавались при домовых храмах и монастырях, священнослужители которых исполняли также и функции учителей.
Первые монастыри на Руси, как правило, учреждались не монахами, а князьями и другими знатными и богатыми людьми, и носили наименование ктиторских . Изначально они выполняли роль обителей милосердия, воспитания, а также просвещения. Посетивший Русь епископ Титмар из Мерзебурга (Саксония) во времена княжения Владимира, записал в своей «Хронике» (1012-1018 гг.), что он насчитал в Киеве 400 храмов. Столько храмов было построено за четверть века только в Киеве. Однако и другие русские города не отставали от него. Сколько же было написано книг? Только для богослужебных целей каждому храму необходимо было от восьми до десяти книг. Кроме того, создавались книги и внецерковного характера — исторические сочинения, сборники притч, житий и пр. Всё это требовало большого числа книжников — переводчиков, писцов, художников, украшавших книги миниатюрами, орнаментами . Особый расцвет православная культура обретает в годы княжения Ярослава Мудрого, ибо «любил Ярослав церковные уставы… и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным…». Именно при его правлении и создаётся такой шедевр древнерусской литературы и богословия, как «Слово о Законе и Благодати», автором которого является русский митрополит Иларион. «Слово…» представляет собой пасхальную проповедь, произнесённую митрополитом Иларионом, вероятнее всего, 26 марта 1049г., когда праздник Пасхи совпал с праздником Благовещения . Именно в княжение Ярослава Мудрого черноризец (монах) Антоний из Любеча основывает в Киеве Печерский монастырь (1051г.). Обустраивает его уже Феодосий из Курска, продолжатель дела прп. Антония Печерского. Насельниками будущей Киево-Печерской Лавры стали не только высоко духовные, но и весьма образованные по тому времени подвижники. И среди них Варлаам, Ефрем, близкие к княжескому кругу, а также таинственный Никон Великий — третья звезда обители после Антония и Феодосия. Число братии монастыря очень быстро достигло невиданной как для Руси, так и Византии цифры — 100. Печерский монастырь становится и училищем благочестия, и школой будущих русских епископов, где получают богословские и канонические знания. Итак, со времени крещения Руси князем Владимиром не прошло ещё и ста лет, а Киевская Русь уже обрела настоящий остров христианской духовности и культуры, Печерский монастырь, где подвизался такой удивительный феномен, как летописец Нестор, который, как сказано в его Житии: «… известен св. Церкви не только святостию жизни, но и назидательными писаниями своими» . Таким образом, Русь за весьма короткий срок сумела не только воспринять христианскую византийскую книжную культуру, но и талантливо обогатить её, наполнить особым национальным содержанием.
Первым произведением, написанным преподобным Нестором, было «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Оно было составлено в связи с перенесением мощей страстотерпцев в новый каменный храм, построенный по повелению ещё князя Ярослава Мудрого, в Вышгороде. По мнению М.Д. Присёлкова (1881-1941), одного из замечательнейших исследователей Древней Руси, «Чтения» были написаны в период между 1081-1086 гг.
Тот же Присёлков замечает, что Нестор в «Чтениях» не стал использовать известные в то время «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе» мниха Иакова и летописную повесть, лёгшую в основу «Сказания…». Нестор обратился к рассказам «некых христолюбцев» и вышегородским записям церковного причта. «Нестор не мог располагать большим количеством данных, которые бы помогли ему построить рассказ о жизни Бориса и Глеба до 1015 г. и, располагая здесь крохами, он задался целью показать читателю психологическую правду безропотной смерти братьев» , и таким образом придать ему публицистический характер. В результате житие братьев-страстотерпцев вылилось в изложение глубокой богословско-исторической концепции, по которой жизнь человека должна рассматриваться как арена борьбы диавола и Бога, и борьба эта должна завершиться победой над диаволом. Нестор увязывает жизнеописание страстотерпцев Бориса и Глеба с апостольской проповедью спасения народа Божия, ради которого князь Владимир и крестил русичей, подчёркивая при этом, что «народ оказался достойным Божией милости, потому что крестился без сопротивления и ропота», а «безропотная смерть братьев разрушила козни диавола и стала торжеством всей земли» . Таким образом, преподобный Нестор в своих «Чтениях» впервые применил новую житийную форму изложения, которая получит своё развитие в будущем.
В 80-е же годы преподобный Нестор пишет ещё одно житие, посвящённое одному из родоначальников Печерского монастыря преподобному Феодосию. «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», по словам свт. Филарета Черниговского, «образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению» А Присёлков особо отмечает: «Всё произведение может вызвать во внимательном читателе чувство удивления перед тем искусством автора, с каким сшивает он этот ковёр пёстрых и отрывочных эпизодов жизни Феодосия в связное и живое произведение, в котором соблюдены, однако, внутренняя хронология и большая точность» «Житие Феодосия» в отличие от «Чтения» лишено какой-либо глубокой внутренней идеи, т. к. касается времени, событий и лиц, ещё памятных большинству современников самого Нестора. Вероятно, поэтому Нестор перечисляет всех лиц, к которым можно обратиться за подтверждением, с чьих слов были записаны конкретные события.
Мимоходом стоит заметить, что для церковного прославления какого-либо лица требовалось краткое «житие», удовлетворявшее церковный обиход. Оба жития, составленные преподобным Нестором, не соответствуют этим требованиям. Среди прочих произведений той эпохи они выделяются и объёмом текста, и свободной литературной манерой изложения, и вдумчивым, оригинальным построением самого текста. Всё это указывает, что автор отмечен печатью крупного таланта. «За изложением фактов и событий стоит автор с его широким богословско-историческим воззрением, с его сознательно проводимым — открыто или в искусном умолчании — национальным чувством и оценкой, каких в такой совокупности мало можно встретить во всей литературе киевского периода» . Такая оригинальность изложения показывает, что оба жития были предназначены для внецерковного, внебогослужебного чтения и, возможно, использовались в монастырях для трапезных чтений.
По окончании этих трудов преподобный Нестор «принялся усердно и с большим талантом описывать жизнь и подвиги первых монахов лавры. Эти рассказы и составили вместе первую часть «Киево-Печерского патерика» — главного памятника монашеской литературы Древней Руси» . Тем не менее существует и иная точка зрения: написание начальной части «Киево-Печерского патерика» ошибочно приписывается Летописцу. Это, в частности, подтверждается мнением русского историка и филолога Г.П.Федотова (1886-1951) .
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление «Повести временных лет» (1112-1113), получившей своё название от начальных строк несторова труда: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля , кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»). Однако оригинал не дошёл до нас целиком. М.Д.Присёлков в своём труде, посвящённом Нестору-летописцу, писал, что в 1116 г. игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр подверг «Повесть…» изменению. Кроме того, в ХIII в. епископ Симон и монах Поликарп, найдя в Печерском монастыре рукописи «Жития Антония» и несторовой «Повести…», не подвергавшихся переработке, решили их обновить. «Повесть временных лет» досталась монаху Поликарпу, который весьма свободно её переработал. Сравнительный анализ переработок, сделанных игуменом Сильвестром и монахом Поликарпом, дал возможность довольно чётко представить первоначальную редакцию труда преподбного Нестора.
Исследования многих спецалистов по древнерусской литературе показали, что летописец в своей работе использовал весьма широкий круг источников — это и предшествующие летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Русский историк Н.М. Карамзин писал в «Истории государства Российского»: «Нестор, инок монастыря Киево-Печерского, … одарённый умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей, беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских, читал Византийские Хроники, записки церковные, и сделался первым летописцем нашего отечества» . Известный советский литературовед Д.С.Лихачёв так оценивал этот труд: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбирать в них всё существенное, сопоставить разноречия и т. д. сделали «Повесть временных лет» не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанными с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси» . При этом советский филолог-мидиевист О.В.Творогов убедительно доказал, что летопись как литературный жанр возникла именно в ХI веке. Касаясь непосредственно несторовой летописи, он отметил, что «под пером Нестора «Повесть временных лет» превратилась в стройное, подчинённое единой концепции и литературно совершенное произведение о первых веках русской истории».
«Повесть временных лет» преподобного Нестора важна также и тем, что летописец описывает не только события, связанные с историей Руси, но и тем, что «вводит историю Руси в русло истории всемирной» . Описывая историю Руси как составную часть всемирной, преподобный Нестор увязывает её с историей спасения человеческого рода. И одновремено, отмечает профессор И.Я.Фроянов, Нестор, закладывая первые основы всемирности русской истории и русского народа, как бы даёт в руки будущих поколений то кормило, которое в руках наших мыслителей ХIХ века (в частности, Ф.М.Достоевского) примет направление мессианского предназначения России .
Преподобный Нестор начинает повествование с очерка расселения народов после потопа и разделения языков, вводя читателя в праславянскую историю. Доктор исторических наук Петрухин В.Я. в монографии «Древняя Русь. Народ. Князья. Религия» пишет: «… вавилонское смешение языков и появление среди них славянского имело для Нестора особый исторический и провиденциальный смысл. Миссия Кирилла и Мефодия … сделала этот язык «святым» – языком Священного писания, объединяющим разделённые народы» . Историческая часть летописи начинается с 852г., года первого упоминания Руси в греческих источниках. Преподобный Нестор очень внимательно относится ко всем историческим терминам, стараясь дать точное определение и славянскому языку, и славянам. В ходе этих размышлений он разъясняет и такие понятия, как Русь и Русская земля. Упомянутый выше И.Я.Фроянов, подчёркивая историософский подход Нестора к летописанию, определяет «Повесть временных лет» как синкретическое произведение, т. к. автор в ней выступает и как историк, и как богослов, философ, литератор, и фольклорист. «Поэтому она [“Повесть…”] имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, преподобный Нестор, заслуживает безусловно имени первого русского энциклопедиста» .
Говоря об истории Руси, Преподобный, как отмечалось ранее, увязывает её с историей становления Русской Православной Церкви, что является логически закономерной связью. Именно в церковных источниках при патриархе Константинопольском Фотии под 866 г. упоминается русский народ, когда Аскольд и Дир совершили неудачный набег на Царьград (Константинополь), но благодаря которому на Русь были занесены первые семена христианства. Из несторовой летописи читатель черпает сведения о создании славянской грамоты свв. равноапп. Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, о крещении в Константинополе св. равноап. Ольги. Летопись сохранила сведения о первом православном храме в Киеве (945г.), об исповедническом подвиге варягов-мучеников Тура (в крещении Феодора) и его сына Иоанна (983г.), об «испытании вер» св. равноап. Владимиром (986г.) и Крещении Руси (988г.). Первому русскому историку мы обязаны сведениями и о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, об её основателях и подвижниках. История Руси была доведена преподобным Нестором до 1110 г.
Время преподобного Нестора было нелёгким для Русской земли. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и сёла, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и монастырские обители. Сам преподобный Нестор был очевидцем разгрома половцами Печерского монастыря в 1095г. Его летопись дала богословское осмысление всей отечественной истории. И в то же время, как писал М.Д.Присёлков, «Повесть временных лет» стала для русского человека той книгой «без знания которой не мог обойтись ни один образованный человек, на которой учились знать своё прошлое, не как набор фактов и сведений, а как живое национальное ощущение себя, как исторического народа. Когда всё больше и больше стала политически распадаться «Русская земля» и уже заглохла общерусская традиция Печерского монастыря, «Повесть временных лет» оставалась тем историческим памятником, который будил во всех углах рассыпавшегося единства Русской земли память о своём великом прошлом и о том, что все мы — общих дедов внуки» . Итак, духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят её в ряд высочайших творений мировой письменности. К сожалению, 900-летие создания «Повести временных лет» прошло весьма незаметно. Ни телевидение, ни иные российские СМИ ни словом не обмолвились об юбилее этого литературно-исторического памятника. Лишь на православных сайтах данное событие нашло своё отражение. Так, сайты «Русская линия», «Православие и мир», «Фома», «Богословие.ru» и др. информировали своих читателей о состоявшихся в Киеве (ноябрь 2013 г.) Славянских чтениях, посвящённых 900-летию написания преподобным Нестором Печерским «Повести временных лет», а украинский сайт «Мир православия» сообщил об открытии в Музее истории Киево-Печерской Лавры в связи с юбилейной датой выставки «Источник неисчерпаемый».
Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжать, начатый им труд. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший несторову летопись до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших текст «Повести временных лет» ( Лаврентьевская летопись). Наследником агиографических традиций печерского инока стал и свт. Симон, епископ Владимирский (+ 1226).
Погребён преподобный Нестор-летописец в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.
В преддверии 900-летия со дня преставления преподобного Нестора, хотелось бы знать, как же чтится память великого предка его потомками.
В 1890 г. скульптором М.М.Антокольским была изваяна из мрамора скульптура Нестора-летописца, которая в настоящее время находится в Русском музее Санкт-Петербурга.
И лишь через столетие, в 1988 г., в Киеве недалеко от Печерской Лавры был установлен памятник преподобному Нестору-летописцу (скульптор Ф.Согоян, архитектор Н.Кислый). Помимо Киева памятники Нестору-летописцу были установлены и в других регионах Украины: на старинном Валу в Прилуках, на Замковой горе в пос. Любеч, в Новгород-Северском Спасо-Преображенском мужском монастыре.
В 2009 г. при Киево-Печерской Лавре было создано Церковно-историческое общество имени преподобного Нестора Летописца. Кроме того, Украинской Православной Церковью Московского Патриархата был учреждён орден Преподобного Нестора Летописца, которым награждаются как люди духовного звания, так и миряне «за личный вклад в издательскую, церковно-литературную, писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия в общественно-политической жизни Украины». К сожалению, в угоду политическим амбициям на Украине в последние годы искусственно создаются исторические казусы. Так, в 1997 г. Указом Президента Украины Л.Кучмы 9 ноября был определён как День украинской письменности и языка, а преподобный Нестор был объявлен родоначальником украинского языка, о чём сам Преподобный вряд ли мог подозревать, написав 900 лет тому назад «откуду есть пошла Руская земля» .
Современная художественная литература одарила читателей единственным произведением, посвящённым великому летописцу и его времени, романом Н.Иртениной «Нестор-летописец», вышедшем в издательстве «Вече» в 2010 г. и переизданном в 2013 г., а на сайте www.stihi.ru в 2011 г. было опубликовано стихотворение малоизвестного поэта А.Ляховецкого «Нестор-летописец». Зато можно найти несколько видеофильмом, посвящённых знаменитому летописцу. Это, к примеру, телефильм «Нестор», снятый ТРК «Глас» в 2007 г., фильм «Преподобный Нестор-летописец», выпущенный телестудией Киево-Печерской Лавры в 2012 г., а также мультипликационный фильм ТРК «Мироздание» 2011 г. «Повесть временных лет».
Можно надеяться, что оставшееся до юбилея время российские историки и филологи посвятят тому, чтобы достойно подготовиться ко Дню памяти отца русской истории, первого агиографа и основателя общероссийской словесности преподобного Нестора Печерского, Летописца.

.