ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЦСО

Прошла встреча  в ЦСО  нашего  района с верующими  пенсионерами  и ветеранами.

Мы приглашаем  вам всех  в воскресенье в 17.00 на особый необыкновенно трогательный Чин прощения.Также вы испросите себе  благословение на Великий  пост.  Это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные  фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Последнее воскресенье накануне Великого поста имеет много

названий: Прощеное – потому что в этот день по традиции  принято просить друг у друга прощения перед вступлением в   пост; Недели сыропустной – потому что это последний день, когда верующие едят сыр (и другие молочные продукты) и «отпускают» его до Пасхи, а уже в понедельник – строгое  воздержание. Есть у него и еще одно литургическое название

– «Изгнание Адамово». Накануне поста Церковь вспоминает о  главной трагедии в истории человечества — грехопадении и   изгнании первых людей Адама и Евы из рая.

Первый человек был венцом сотворенного Богом мира, носителем образа Самого Бога. Согласно  Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1:26). Это  подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение  всей его жизни. Адам обладал царским достоинством, он нарек имена всем зверям и птицам; все  свои способности он должен был реализовать в «возделывании и хранении» окружающего мира,  в творчестве, в добродетели, в свободном послушании, в Богообщении, в любви, чтобы через  это уподобиться Богу.

Бог ввел первых людей Адама и Еву в рай – сад, который Он «насадил в  Эдеме, на востоке» (Быт. 2:8), и позволил вкушать плоды всех деревьев рая, в том числе древа жизни, дарующего   бессмертие. Древо жизни символизировало единство Бога и человека, благодаря которому

последний становился причастником вечной жизни. Бог дал человеку только одну заповедь –запрет вкушения плодов древа познания добра и зла, или просто «древа познания», – предупреждая о последствиях грехопадения: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертию  умрешь» (Быт. 2:17).

Сказание о грехопадении начинается с описания искушения змея, обращенного к Еве. Большинство отцов и учителей Церкви, комментировавших падение первых людей, утверждают, что в образе змея перед человеком предстал диавол.  Внушение диавола направлено к одной цели: убедить прародителей в том, что вкушение от  древа познания, плоды которого вызовут у них новую и ничем не ограниченную способность

обладания, может дать им полную власть над миром, независимую от Бога. Обман удался, и  искушение возымело действие – Ева поверила, что существуют ценности вне Бога и помимо  Бога. Любовь к Богу и верность Его заповедям меняется у Евы на вожделение к древу. Как  зачарованная смотрит она на него и созерцает в нем то, чего раньше не видела: «что дерево  хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла  плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Далее произошло то, что в  ироничной форме диавол предсказывал прародителям: «откроются глаза ваши» (Быт. 3:5). Глаза

у них действительно открылись, но всего лишь для того, чтобы увидеть собственную наготу. Если до падения первые люди созерцали красоту своего тела, ибо жили с Богом – источником   этой красоты, то, удалившись от Него, они увидели, насколько слабы и беззащитны они сами по  себе.

Прародители мгновенно ощутили и другие последствия совершенного греха. У них помрачается   ум и меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа   Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт. 3:8).

Но это еще не было окончательным разрывом с Богом. Падение еще не есть отпадение: человек    мог покаяться и этим возвратить себе прежнее достоинство. Слова Господа, обращенные к  Адаму: «Где ты?» (Быт. 3:9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я  запретил тебе есть?» (Быт. 3:11) – и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт. 3:13), создавали

благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой   возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность за   нарушение Божественной заповеди на змея (Быт. 3:13), а Адам – на Еву, «которую, – как он

нарочито подчеркивает, – Ты мне дал» (Быт. 3:12), тем самым косвенно обвиняя в   совершившемся Самого Бога.   Только после этого Господь изрекает Свой приговор: проклят змей; проклята земля за Адама, а

поскольку из земли произведены животные и растения, то пагубное последствие первородного  человеческого греха распространяется и на них; женщина будет испытывать муки, рождая  детей; Адаму предуказано в скорби и в поте лица добывать свой хлеб, который будет нелегким

из-за того, что проклятая земля породит сорные травы. Кроме того, человек должен быть изгнан  из рая – и не потому, что этого хочет Бог, но потому, что в раю нет места злу, непослушанию и  неверности. Человек прервал связь с Источником жизни, поэтому вкушение от древа жизни как   символа бессмертия с этого времени становится для него противоестественным: вкушая плоды   бессмертия, смертный лишь усиливал бы свое страдание, перенося его в бесконечность. Смерть  должна положить конец такой жизни.

Итак, отпав от Бога, первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. В силу  генетического единства человеческого рода последствия грехопадения сказались не только на   Адаме и Еве, но и на их потомстве, и последствия эти были катастрофическими. Человек не

только лишился блаженства и сладости рая – изменилась и исказилась вся природа человека.   Были повреждены все части его духовно-телесного состава: дух, вместо того чтобы стремиться   к Богу, стал душевным, страстным; душа попала во власть телесных инстинктов; тело в свою

очередь утратило первоначальную легкость и превратилось в тяжелую греховную плоть. В    результате грехопадения радикальным образом изменилось соотношение свободной воли   человека с волей Божией.           Первозданный человек не имел греховных наклонностей: его

свободная воля находилась в послушании воле Божией и в гармонии с ней. Однако после того   как человек вкусил от «древа познания добра и зла», то есть опытно приобщился к злу и греху,  его свободная воля оказалась перед постоянным выбором между злом и добром. В каждый  конкретный момент жизни человек должен делать этот выбор, причем, для того чтобы выбор  был сделан в правильную сторону, необходима сознательная  направленность его воли к добру.   Путь Великого поста есть путь возвращения к Богу, через добровольно принимаемый на себя   подвиг воздержания, послушания и покаяния за нарушение Его заповедей. Поэтому

воспоминание об Адамовом изгнании в службе Недели сыропустной перерастает в призыв к   подвигу поста и исполнению евангельских заповедей: Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы  прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потшимся вси время  подьяти поста, послушаюше евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу,рая жилише паки восприимем.

Расскажу вам о первой неделе великого поста. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» – так  называет Православная церковь время Великого поста, это   время духовного расцвета и пробуждения, усиленной работы  над своим внутренним состоянием и сугубой молитвы.

Богослужение периода Великого поста имеет ряд  характерных особенностей, выделяющих это время из всего  церковного года. Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Великий Пост – настоящая

школа покаяния, в которой каждый человек должен ежегодно учиться yглyблять свою веру,  пересматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Цель Поста в том,  чтобы «смягчить» наше сердце, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить  скрытую до тех пор жажду общения с Богом… Эта постная атмосфера, это единственное

«состояние духа» создается главным образом богослужениями, различными изменениями,  введенными в этот период поста в литургическую жизнь».

В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) Великого поста на Великом   повечерии читается канон преподобного Андрея Критского с припевами к каждому стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». По своему содержанию канон представляет собой

сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму  беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему   покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого  греха и праведности, отвержения Бога и  возвращения к Нему, единственному Источнику  всех благ.

Православные христиане всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с  чтением канона. Для лучшего понимания можно воспользоваться на службах книжками с  параллельным переводом канона на русский язык и комментариями. Великий канон – это  кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить

всю Библию.

Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после   работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в  храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о детях, родственниках. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга – а на  некоторых по нескольку раз – читается молитва преподобного Ефрема Сирина,  сопровождаемая земными и поясными поклонами. Молитва содержит напоминание о той  духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя  борьбу с основными пороками и стремление к приобретению главных добродетелей:  «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия  не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко  благословен еси во веки веков. Аминь.»

В будние дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она   является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее   по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя   служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. По уставу   Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике  это редкость — служба переносится, как правило, на утро.

В первую пятницу Великого поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров   совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением   колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом, орехами, сухофруктами), которое затем раздается верующим.

Расскажу вам об этом святом.Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии   Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего  Вринка. Прозвище Тирон буквально означает «новобранец» (в   отличие, например, от «стратилат» — «военачальник»). Юношу  принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во

всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя.

Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во

время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в  поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную   смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и  подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор  еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что мученик   Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и    славословием предал свою душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем   тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии,   благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в   Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе  Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник  (361—363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику  Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на  рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу

Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на   рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). Поступив так,   христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика   Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику

Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал через пару десятков лет  патриарх Константинопольский Нектарий (381—397).

В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование  в субботу первой недели Великого поста, а накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы   Литургии Преждеосвященных даров, читается молебный канон святому великомученику  Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, и освящается коливо.

Братья, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а  день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем,и  будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни  сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего  Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере   принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а  немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не   осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен  Бог восставить его.Эти слова великие я прочитала вам из Апостола.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла, 13:11–14:4)

Мы желаем вам благоприятного поста.