СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ, АРХАНГЕЛОВ: ГАВРИИЛА, РАФАИЛА, УРИИЛА, СЕЛАФИИЛА, ИЕГУДИИЛА, ВАРАХИИЛА И ИЕРЕМИИЛА в ЦСО района Богородское

Тропарь Небесным Чинам Бесплотным.

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Кондак

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы

Сегодня день славы святых сил небесных во главе с Архистратигом Божьим Михаилом. В Священном Писании не так много говорится о сущности ангельских сил, об их внутренней жизни, о том, чем они отличаются от людей. И только немногое приоткрыто нам, достаточное для нашего человеческого понимания. Святые отцы толкуют нам первые строчки Священного Писания: «В начале Бог сотворил небо и землю». Под небом, как святые отцы толкуют нам, мы понимаем, что Бог сотворил вначале ангельский мир и вещество, из которого потом творились Им звезды и наша земля, и на земле растения, животные, человек. Две большие сущности, вещественная и невещественная. Небо – невещественная и земля – вещественная.

Святые отцы нам говорят, что ангелы – это бесплотные духи, наделенные волей, умом и чувствами, но чувствами ревности по Богу, любви к Богу, добра и истины. О том, что ангельский мир был сотворен прежде этого вещественного мира, свидетельствуют нам не только строчки Священного Писания. Господь через Иова говорил: «Егда [сотворены] быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангелы Мои» (Иов. 38, 7). Значит, до творения звезд существовал ангельский мир.

Мы знаем о духовной трагедии, которая произошла в этом невещественном, в этом невидимом, духовном, ангельском мире еще прежде сложения этого видимого мира. Денница, первый во славе ангел, как говорят нам святые отцы, по славе своей приближенный к Богу, вдруг подумал о том, что эта слава, эта сила, эти таланты принадлежат ему по праву, что он источник своего бытия, что он во славе и в своей внутренней жизни равен Богу. Только Бог является началом всего, только один Бог не имеет никакой иной причины, кроме Самого Себя. Все же другие, и ангельский мир, тем более, мы с вами, имеем свое начало от Бога. Только Бог не имеет начала и причины ни от какой другой силы или сущности, является сам для себя причиной своего бытия.

По своей гордыне этот небесный ангел, именуемый денницей, впал в самомнение и увлек за собой какое-то количество ангельских сил. И говорят нам святые отцы, что в противовес той брани, которую воздвиг денница, который говорил: «Я такой же, как Бог» — Михаил-Архангел, обращаясь ко всем небесным силам, воскликнул: «Кто, как Бог?» — то есть разве может быть кто-нибудь, кроме Бога, в славе, в истине, в могуществе, кто-нибудь может уподобиться Богу? И поэтому имя Михаил с еврейского языка так и переводится «кто, как Бог». То есть это возглас ангела, защищающего славу Божию. Из-за этого падения в гордыню дьявол был свержен с неба. И он является источником зла на Земле. Это не равная сущность Богу, это не антиномия добра и зла, как бы равносильно существующие и, значит, изначально существующие как бы всегда во времени, как одинаковые силы, которые были и которые еще будут. Нет, это не так.

Зло, говорят нам святые отцы, это уклонение от добра, не имеющее под собой внутренней сущности. И приводят такой пример. Что такое тьма? Это там, где нет света. Стоит только зажечь свет или приблизиться к свету, тьмы не будет. Так удаление от добра и от Бога, как от источника добра и света, приводит к злу и тьме.

Мы знаем, что, когда сирийское воинство напало на израильтян, в одну ночь архангел Михаил по молитвам, Богом избранного народа, погубил 185 тысяч ассирийских воинов. Мы знаем, что архангел Михаил был в пещи вавилонской с отроками Михаилом, Ананием и Азарием. И многое, что являл Архангел Михаил, мы многое здесь не скажем, но обратимся к Священному Писанию, которое нам свидетельствует о реальной жизни, о реальном присутствих невидимых духов, то есть ангелов, и, к сожалению, противоположных духов, духов злобы – бесов, которые являются реальной силой, присутствующей и влияющей в нашей жизни.

И то, что выбирает человек в своей жизни, добро или зло, тех или других ангелов, оказывается довлеющим на него во всей его жизни. Все зависит от произволения самого человека, то есть от выбора.

Есть одно святоотеческое, духовное наставление: «Будь в молитве Серафим, в обхождении Херувим, а в делах ангел». Слово Серафим значит пламя, что значит, быть в молитве, как Серафим? В молитве пламенным, но только в молитве, а в жизни надо быть пламенным человеком, таким, как Архангел Михаил, который встал на защиту Божию. Нам Священное Писание говорит: « Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс.103,4). То есть слуги Господни, они, как пламень огненны. Недаром священники в день Архангела Михаила облачены в красные облачения.

Есть обычай иногда облачаться в белые облачения, как символ чистоты, но именно из этих слов « Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий», появился обычай и правило облачаться в красное облачение, подчеркивая пламенное служение Серафима.

Так и мы с вами в нашей жизни должны быть пламенными людьми и бояться слов Священного Писания, которое нам сказал Господь через апостола любви Иоанна Богослова в Апокалипсисе: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3, 15-16). Эти слова сказал Господь, предостерегая теплохладного человека, которому все безразлично — спасение, боль или радость другого человека, нужда или несчастье другого человека, он не может ни сопереживать, ни сорадоваться, но безразличен к спасению своей души, а через это, безразличен и к Церкви, и к Богу, и к тем людям, которые окружают его.

Святитель Николай Сербский сказал, что добродетель должна быть пламенна, огненна и мгновенна, он говорит: «Мы мгновенно должны простить, когда мы услышим слово «прости», мы мгновенно должны придти на помощь, когда нас известит ангел, что кто-то нуждается в нашей помощи, не дожидаясь, когда нас попросят об этой помощи, мы мгновенно должны встать на молитву, когда пришел помысел о молитве, мы мгновенно должны делать по долгу совести и по долгу своего служения то или иное дело, потому что завтра – это враг сегодня». Человек, который не решается сделать что-либо сегодня, сейчас, он этого не сделает почти никогда, потому что нет у него решимости.

Многие люди говорят: «У нас проблема. Проблема встать вовремя на службу, придти вовремя на Литургию или придти вовремя на Всенощное бдение. Мы просыпаем, мы не успеваем, у нас не хватает организации, у нас не хватает собранности».

На это, однажды, очень прекрасно ответил преподобный оптинский старец Анатолий. Он сказал: «Если человек с вечера не решится встать вовремя на богослужение, поставь над ним хоть оптинскую колокольню, он все равно проспит». Все — в решимости, в настрое.

Мы знаем из духовной мудрости, о которой нам говорят святые отцы, что мы в делах должны быть, как Херувимы. Как переводится слово Херувим? Исполненный мудрости. Как нам быть в делах исполненными мудрости, то есть быть Херувимами? Старец Макарий, смотрящий с этих икон на нас, говорит: «Края — бесовские. Крайность слева и крайность справа, они бесовские». Крайность слева – это расслабление, крайность справа – это ревность не по разуму, так как добро и духовная жизнь должны иметь золотую середину. А это все дается через рассуждения, через духовную мудрость.

Еще святые отцы говорят, что мудрость – это порождение скорбей. Человек, пребывающий в искушениях, скорбях, в испытаниях, он набирается мудрости. К старцу Льву подошли однажды и сказали: «Отче, мы видим, какой же вы мудреный человек». И тогда старец Лев, который нес до монастыря послушания приказчика у купца и, много-много попутешествовавший по России, занимавшийся многими-многими делами, послушанием у своего купца, говорит: «Я не мудреный, я толченый». То есть, кого жизнь побила, тот и набирается мудрости.

Нам апостол Павел говорит: «Ибо муж неискушен не искусен, а быв искушен, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18). Поэтому не надо унывать, когда вдруг мы Богом направляемся, Его премудрой рукой, в тесные обстоятельства жизни, потому что мы должны помнить: « При наказании Он имеет в виду нашу пользу и то, чтобы мы не развратились еще; больше, продолжая оказывать Ему пренебрежение».

Ты в этих обстоятельствах жизни, чтобы через них наступила для тебя духовная польза. Спросили у старца Паисия Афонского, что почему люди грешные, как это ни кажется парадоксальным, очень долго живут. Старец ответил, что они имеют какие-то смертные, нераскаянные грехи, и Бог ждет их обращения до последней минуты.

Тогда еще спрашивают у старца Паисия: «Но они сами мучаются и мучают людей родных и близких, которые живут вокруг них. Ведь люди, которые живут с ними, страдают несправедливо». И тогда старец Паисий говорит: «Люди, которые страдают несправедливо, откладывают на сберкнижку, а те, которые страдают за свои грехи, платят по долгам». Поэтому, когда нам будет казаться, что мы страдаем несправедливо, радуйтесь и веселитесь, потому что ваше содержание сберкнижки духовной — увеличивается.

Премудрый Соломон, когда пришли к нему делить ребенка, знаете эту историю, перед этим помолился, и в этом была духовная мудрость.

Так фарисеи подходят к Иисусу и спрашивают: «Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли, следует ли нам, народу Божию, давать подать кесарю, или нет? Давая эти подати, не делаемся ли мы из народа Божия рабами язычников, не оскорбляем ли своей совести?

«Посмотри, — замечает святитель Златоуст, — как они коварно действуют: не говорят — скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с Законом, но — «как Тебе кажется?» Как Ты думаешь? Только на то они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении власти верховной.

Но Тот, Кого хотят уловить, видит не только вопрос, но и сердца, и намерения вопрошающих. Он видит, что «злоба их уже созрела и открыто обнаружилась», и потому «глубже рассекает их рану, открывает и тайные их мысли, обнаруживает перед всеми, с каким намерением они пришли к Нему, и таким образом в самом начале приводит их в замешательство». «Но Иисус, видя лукавство их, сказал — с негодованием: что искушаете меня, долго ли вам искушать Меня, лицемеры? Одним этим гневным словом: лицемеры, Господь сразу обнажает их замысел, обличает лукавство и заставляет молчать. Потом, чтобы заставить их самих произнести над собой приговор и сознаться, что должно платить дань кесарю, Он говорит: «Покажите мне монету, которою платится подать».

Они принесли ему динарий, на одной стороне которого было изображение кесаря Тиверия, а на другой — его титула. Господь взял монету, посмотрел на изображение и надпись. И, отдавая ее обратно, говорит им: «Чье это изображение и надпись?»

Ему отвечают: «Кесаревы». Господь разрешил их коварный вопрос самым простым образом: говорит им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Потому и Павел говорит: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13: 7).

Эта мудрость Божественная, мудрость Христова.

В этот день можно всех поздравлять с днем Ангела. Потому что чествуются все Ангелы. Поздравляем вас с праздником!

По материалам Правмира.