Слово на первой Пассии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие отцы, братия и сёстры, мы с вами стоим у Распятия, у Креста Господня, мысленно перенося себя на Святую Голгофу, вместе со Христом переживая те муки и страдания, которые вынес Сын Человеческий за нас и нашего ради спасения. Мы только что выслушали Евангелие от Матфея 26-27 главы, где повествуется о крестном пути Христа Спасителя. Много людей окружало Христа, это были верные сердцем святые апостолы, жёны-мироносицы, фарисеи, книжники и саддукеи, но среди них были и недруги Христа, которые ожидали момента, чтобы уловить Его в слове и предать смерти. Много было людей, которые сопровождали Христа Спасителя и вспомним, когда он произнёс слово о Хлебе Небесном, то есть ещё задолго до Пасхи и до своих страданий, то многие сопровождавшие Христа люди соблазнились этим, и как пишет Евангелист «отошли от Него». Да, маленький ограниченный разум не мог вместить пространство и просторы Божьего мира, хозяином которого является Господь. Это слово соблазнило людей, они не задумались о том, что надо хорошенько поразмыслить, надо побольше походить со Христом, надо больше молиться, чтобы понять ту истину, которая открывается далеко не каждому человеку. Ну, вот приблизилось время священной Голгофы и один из его учеников Иуда Искариот, решил предать Христа. Он знал и слышал о том, что члены Синедриона ищут повод, для того чтобы предать Христа смерти. И вот он пришёл к ним и предложил, как мы сегодня говорим, свои услуги. За весьма малые деньги, ну почти ничего не стоящие, за тридцать сребреников он обещал продать Сына Человеческого! Это настолько мизерная сумма, о которой даже не приходится говорить. Предательство Иуда облёк во внешнюю благоприятную форму. Заметьте, он сказал страже: не я вам покажу Его и возьмите Его, а Того Кого я поцелую в щеку Того и возьмите. За этим у этого низкого человека стояло обычное человеческое лицемерие, которое если им не заниматься, оно постепенно переходит в лукавство, человек начинает лукавить, ища повода обмануть людей, ища любой возможности чтобы ввести в заблуждение окружающих людей. Вот таким был Иуда. И он подошёл и поцеловал в щеку Христа, Своего Учителя. И с тех пор мы знаем, что поцелуй Иуды это символ предательства, это люди которых никогда не любят, ни в обществе, ни рядом друг с другом, это люди, которые способны предавать, люди, которые способны за небольшое вознаграждение предавать людей. И стража берёт Христа и ведёт Его в преторию. На тот момент в Палестине и Иерусалиме особенно было как бы два начальствования. С одной стороны иудейский Синедрион, ну выражаясь современным языком это парламент, с другой стороны оккупационная власть римского императора. И вот мы слышали сегодня в Евангелии, как Христа сначала допрашивали у первосвященников, у Каиафы и Анны, а затем мы видим, как его повели к представителю римской власти. По тому времени иудейский Синедрион не имел права предавать смерти, как только санкцией римской власти. И вот Пилат, который допытывается у Христа за что Его так ненавидят Иудеи. Но Христос молчал. И когда Пилат сказал, что я имею власть и пустить Тебя и власть предать смерти, то Христос ответил, это слова Сына Божьего: «ты бы не был на этом месте, если бы тебе не было дано свыше». Вот так каждая человеческая власть она не без воли Божией поставляется, как добрая так и не очень. И Пилат хотел, с одной стороны, пустить Христа, он находил различные поводы, даже умыл руки свои перед народом, что символически означает, что я не виновен в смерти этого невиновного человека. Но ожесточённый народ, подстрекаемый фарисеями и членами Синедриона, ожесточенно кричал: распни, распни Его. Казалось, люди забыли, что неделю назад они, встречая Христа в Иерусалиме, восторженно кричали: осанна, осанна Сыну Давидову. И вот мы слышим противоположное: распни, распни Его. Это свидетельство, дорогие, изменчивости человеческого сердца. Да, таким оно бывает, иногда от радости и восторга кажется, грудь расширяется у человека, но затем наступают скорбные дни, когда не хочется никого видеть, когда не хочется ни с кем говорить и тогда мы в сердце своём говорим распни, распни Его. Пилат хотел отдать Христа, как это бывало перед Пасхой, то есть совершалась амнистия для преступников, и одного он хотел отпустить, но иудеи и этого не захотели. Более того, они припугнули Пилата политической составляющей: Он провозгласил Себя кесарем, царём Иудейским, вот мы напишем кесарю и тебя снимут с этого места и тогда Пилату ничего не оставалось делать, как предать Христа смерти. Дорогие, мы вмести с вами сопровождали к Голгофе Спасителя, мы вместе как бы стояли у этой Голгофы, у Христа Спасителя и видели очень малую часть, которая со скорбью и любовью взирала на распятие Христа, это Его Пречистая Матерь, Иоанн Богослов и жёны мироносицы, которые стояли в стороне и наблюдали за всем происходящим. Дорогие, и мы с вами и Россия наша страна, после того что пережила в двадцатом веке составляет сегодня, увы не большинство нашего народа и вера слаба и малодушны бываем и таким образом как бы составляем, вот то малое стадо, но Господь говорит: не бойся малое стадо, бодрствуйте и молитесь да не внидете в напасть. Вот, дорогие братия и сестры, с этими мыслями постараемся с вами продолжить спасительные и благодатные дни Святой Четыредесятницы. Будем помнить вопреки неверующим людям, что жизнь человеческая складывается из радости, подчас из счастья, но немало скорбей и бед, а объясняя это можно сказать, что каждый человек хочет этого или нет, так или иначе должен пройти путём Христа Спасителя. Напомним себе, что Христос в  отличии от древнего Адама ветхого именуется Новым Адамом, Новым Человеком, показывая каждому из нас путь к покаянию, к преображению и освящению каждого человека. Последуем, дорогие, этим спасительным путём и помощь Божия и благословение Христа Спасителя да пребудет со всеми вами!

Проповедь произнесена Архиепископом Пензенским и Кузнецким

 Филаретом

 за первой Пассией

 в Покровском Архиерейском соборе г. Пензы

 

19.03.06г