Место православной художественной литературы в ряду современных изданий

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой

храма Преображения Господня в Богородском

 

 

В течение последнего времени, касаясь проблем, связанных с историей нашего государства, или затрагивая вопросы нравственного состояния общества, наряду с различными видами источников в информационно-библиографических обзорах широко использовалась и православная литература. Однако хотелось бы особо остановиться на таком виде изданий, как современная православная художественная литература, тем более, что 2015 год объявлен Президентом РФ как Год литературы. Произведения художественной литературы занимают значительную часть библиотечных фондов церковных библиотек. В некоторых государственных библиотеках отдельных регионов страны также имеется опыт использования православной художестввенной литературы в работе с читателями.[1]

Если рассматривать проблему ретроспективно, то в дореволюционный период такого направления, как православная художественная литература не существовало. Имелась богослужебная, вероучительная литература, учебная литература по Закону Божиему для школ и гимназий, учебная литература для семинарий, проповедническая, агиографическая (житийная) литература, а также духовно-нравственная литература назидательного характера как составная часть русской беллетристики[2]. И этому есть объяснение: вся русская литература того периода была православна, даже несмотря на то, что иные авторы по отношению к вере выражали себя довольно индифферентно. Особенно это касается литературы 19 века, что подтверждает обозреватель «Российской газет» и современная православная писательница М. Городова[3]. Описывая русскую жизнь так, как она есть, писатели не могли обойти сути её бытия, воспринятое, можно сказать, с молоком матери. Исключение, пожалуй, составляли лишь отдельные писатели начала 20 века, разделявшие радикальные убеждения по отношению к существовавшему в то время государственному строю и системе мировоззрения.

В советский период ни о каком направлении художественной литературы, связанном с христианством, не могло быть и речи. Тем не менее честный писатель не может не затрагивать глубинных проблем, касающихся реалий общества. Вопросы нравственности, справедливости, честности, правды, традиции — всегда волновали отечественных писателей. В 50-е годы ХХ века после появления книги В.В. Овечкина «Районные будни» возникло литературное направление, получившее название «овечкинская проза». Это направление предварило целую плеяду писателей 60-80-х годов, которых критика тех лет вначале, возможно, иронично назвала «деревенщиками» – Абрамов Ф.А. (1920-1983), Белов В.В. (1932-2012), Солоухин В.А. (1924-1997), Распутин В.Г. (1937-2015), Крупин С.Н. (1941), Личутин В.В. (1940) и мн.др. К этим именам следовало бы также добавить авторов, посвятивших многие из своих произведений событиям русской истории — Д.М. Балашов (1927-2000), Б.Л. Васильев (1924-2013), Ю.М. Лощиц (1938). Именно эти писатели и стали, в сущности, родоначальниками новой духовной, православной прозы, т. к. на страницах своих книг заговорили о сохранении национальных традиций, об исторических корнях русского народа, преданных забвению на многие годы.

Говоря об открытой печати, т.е. литературе, доступной широкой читательской аудитории, нельзя, конечно, забывать о религиозном «самиздате» и «тамиздате» (зарубежных христианских периодических изданиях на русском языке), где публиковались авторы будущих православных бестселлеров, как например, Ю.Н. Вознесенская (1940-2015). Здесь без скидок на цензуру печатали прозу, стихи, публицистику религиозного содержания.

О явлении нового самостоятельного направления в современной художественной литературе заявили 90-е годы ХХ века. Как раз в этот период появились православные периодические издания — газеты «Радонеж», «Русь Державная», журналы «Православная беседа», «Благодатный огонь», «Русский дом» и др., на страницах которых стали публиковаться как известные писатели, так и только начинающие, к примеру, студентка Марина Кравцова.

Начало ХХI века представило уже целый спектр жанров нового направления в литературе и значительное число авторов как мирян, так и священнослужителей. Невозможно даже перечислить все имена авторов художественных произведений православной тематики[4].                                                                                                                         Некоторые литературоведы, обратившие своё внимание на явление такого рода произведений, как например, кандидат филологических наук И.С. Леонов, дают следующее определение православной прозе: «Духовная проза — это пласт художественных произведений религиозно-церковной тематики, авторами которой являются как священнослужители, так и верующие светские писатели. В качестве синонима может употребляться термин православная проза, более конкретно подчёркивающий конфессиональную принадлежность её создателей»[5]. Если говорить о фундаментальных литературоведческих исследованиях в области современной православной литературы, то их, увы, пока нет. Есть отдельные высказывания как авторов, затрагивающих в своём творчестве темы православной жизни, так и сугубо светских писателей, а также ряд критических статей о новом направлении в литературе[6]. Такое положение вынуждает доктора филологических наук Н.В. Пращерук к следующему высказыванию: «Православная проза … становится всё более популярной. И это знаковое явление, поскольку отражает потребность широкого круга читателей — наших соотечественников — в познании духовных истин. Такая литература нуждается в системном исследовании и в современной интерпретации. Литературоведение только приближается к освоению этой обширной и непростой темы»[7].

Исходя из этого, рассмотрим самостоятельно некоторые жанровые направления православной художественной прозы, обращаясь, по возможности, к высказываниям самих писателей или их критиков. И начать хотелось бы с исторических произведений отечественных авторов. В жанре исторического романа (повести) пишут А.Ю. Сегень (предпочитающий в данном случае термин «роман на исторический сюжет»), протоиерей Николай Агафонов, В.А. Бахревский, Марина Кравцова, Н.И. Никонов, Ю.А. Шурупов, Е.Е. Сорокин, А.И.Яковлев, Василий Костерин, М.Л. Яковлев и др.

На первое место, вероятно, следовало бы поставить писателя В.А. Бахревского (1936). И хотя в биографических материалах Бахревский именуется классиком детской литературы, тем не менее он является писателем широкого профиля. Значительное место в его творчестве занимает тема истории России. По произведениям В.А. Бахревского «Аввакум», «Никон», «Тишайший» был снят телесериал «Раскол» (режиссёр Н.Н. Досталь), ставший знаменательным событием на российском телевидении в 2011г., вызвавший многочисленные обсуждения и споры.

Своё обращение к исторической тематике писатель объясняет следующим образом. В его роду было пять священников, последним из них стал дед, который в молодые годы принимал активное участие в революционном движении. Однако после Октябрьской революции он резко отошёл от политики, принял священнический сан, став под омофор Патриарха Тихона, отвергая обновленчество в Церкви, за что и был репрессирован. Писателю захотелось самому разобраться в событиях, происходивших в начале ХХ века, и он задумал написать роман «Святейший Патриарх Тихон». Однако в то время, как признаётся писатель, он слишком мало знал о Православии. Поэтому, работая над романом о Патриархе Тихоне (Белавине), он обращается к ХVII веку, т. к., по его мнению, «этот век сплошь религиозен». Вначале были написаны повести «Встречь солнцу», «Сполошный колокол», «Клад атамана (Разбойник Кудеяр)», а затем романы «Свадьбы», «Никон», «Аввакум», «Страстотерпцы», «Столп» и др. Тридцать шесть лет, как отмечает Бахревский, он прожил в ХVII веке.

Исторические романы Бахревского посвящены обычно малоизвестным широкой публике страницам русской истории. Это, в частности, касается романа «Преподобный Иосиф Волоцкий: Судьба и время». Автор так комментирует свою книгу: «Я у многих спрашиваю, знают ли они Иосифа Волоцкого. Не знают! А ведь благодаря ему мы остались православными людьми. В то время Кремль был настроен еретически. … Если бы не Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, неизвестно, чем бы всё кончилось. Только их мощное противостояние спасло от гибели православную Русь. Вот об этом моя книга «Иосиф Волоцкий»[8].

Писатель отмечен многими литературными премиями (Пушкинской, Александра Невского, им. Александра Грина и др.), в том числе является номинантом Патриаршей литературной премии 2012 года. Однако это не делает его популярным и узнаваемым писателем. Он сам говорит об этом: «Признание читателя — суть писательского труда. Но я мало известен тем, кто руководит образовательным процессом, хотя мои рассказы есть и в советских, и в современных хрестоматиях. Самая горькая печаль: к читателям страны не попадают мои книги, написанные за последние двадцать лет»[9]. И действительно, книги В.А. Бахревского, в основном, можно приобрести лишь в специализированных магазинах православной литературы.        Хотелось бы особо обратить внимание на последнюю книгу автора, вышедшую в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, посвящённую героям Людиновского подполья (Калужская область), «Непобеждённые». Книга открывает новые страницы истории подпольного движения в фашистском тылу, рассказывая о партизанском резиденте — священнике Викторине Зарецком, которого посмертно наградили медалью «За отвагу» лишь в 2007 г. Книга, как отмечают читатели, весьма своевременная и необходимая в фондах библиотек.

Протоиерей Николай Агафонов (1955) является автором многочисленных сборников рассказов, в которых затрагиваются вечные темы русской классической литературы, всегда отличавшейся нравственностью и чистотой. Показывая в своих рассказах духовную эволюцию личности, которая раскрывается через религиозное миропонимание, автор не морализирует, не поучает читателя напрямую. Просто его рассказы органично наполнены идеей православной веры. Ненавязчивость автора делает произведения протоиерея Николая Агафонова привлекательными и для людей весьма далёких от Церкви.

В данном случае писатель протоиерей Николай Агафонов интересен нам как автор исторических романов «Иоанн Дамаскин», «Жены-мироносицы» и «Адамант земли Русской». Эти произведения знакомят читателей как с эпохой, слишком удалённой от нынешних дней, так и с персонажами в большой степени неизвестными современному человеку. Если православный человек имеет представление о житии прп. Иоанна Дамаскина, то светскому человеку это имя мало что скажет. Возможно, что кто-либо из книголюбов вспомнит название поэмы А. Толстого «Иоанн Дамаскин». Однако этим, скорее всего, и ограничится. Страницы исторического романа протоиерея Н. Агафонова переносят читателя в Дамаск VIII века. Перед читателем на фоне драматических событий противостояния двух империй — христианской и мусульманской — разворачивается история жизни великого писателя и поэта того времени Иоанна Дамаскина, активного противника иконоборчества и защитника православной веры. Некоторые критики считают, что по исторической достоверности этот роман не уступает «Камо грядеши» Г. Сенкевича.

«Адамант земли Русской» повествует о жизни, деяниях и мученической кончине московского Патриарха Гермогена во времена Смуты на Руси.

«Жены-мироносицы» посвящены женщинам, беззаветно вверившим себя Христу и прошедшим вслед за Ним весь путь Его Благовестия вплоть до Голгофы. Именно мироносицам за их преданность и веру первым было открыто о Воскресении Христовом. Сам писатель так рассказывает о подступах к теме жен-мироносиц: «Многие часы, дни и месяцы я провёл в размышлениях о женах-мироносицах. Вчитывался в евангельские строки и в те скупые сведения, что оставило нам Церковное Предание. Пытался представить себе, как они жили, мыслили и действовали в разных жизненных ситуациях»[10]. Благодаря роману протоиерея Н. Агафонова современный читатель может узнать о духовном подвиге скромных женщин, ставших на многие века образцом для подражания в служении Христу. Так, русские «белые платочки» – мироносицы нового времени – сохраняя верность Христу, сохранили и Русскую Православную Церковь.

Сегень А.Ю. (1959) стал известен многим после выхода на экраны кинотеатров фильма «Поп» (реж. В.И. Хотиненко), снятому по одноименному его роману, рассказывающему о деятельности на оккупированной фашистами территории Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны.

По словам Сегеня, его «основное литературное устремление — сохранять и восстанавливать традиционную русскую литературу»[11]. И этому кредо он следует, в частности, в романах, рассказывающих о событиях Русской истории и её героях. Это «Невская битва. Солнце земли Русской» о великом князе Александре Невском, «Державный. Государь Иван Третий», «Свет светлый» о митрополите Московском Алексии, всея Руси чудотворце, «Московский Златоуст. Жизнь, свершения и проповеди святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского».

Необходимо сказать несколько слов о самой молодой из упомянутых авторов писательнице, бывшей выпускнице МГУК, Кравцовой М.В. (1974). Начав в юности писать стихи, она постепенно перешла к прозаическим произведениям и, наконец, подошла к осмыслению русской истории. Интерес читателей вызвали роман-приключение «Досифея. Жизнь за императрицу» о княжне Августе Таракановой, принявшей монашеский постриг с именем Досифея, чьи мощи сейчас покоятся в московском Новоспасском монастыре; роман-фантазия на тему исторических событий ХVIII века «Лёгкая поступь железного века»; биографическая повесть, написанная в соавторстве с Е. Янковской, «Царский венец» о любви, жизни и судьбе последнего русского императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны.

Хотелось бы также остановиться и на таком направлении православной литературы, как автобиографическая и документальная проза. Это направление из общего потока православной литературы выделила екатеринбургский литературовед Н.В. Пращерук[12]. Исследуя православную литературу, вышедшую в 10-х годах ХХI века, она акцентировала внимание на «Зелёной серии Надежды» издательства Сретенского монастыря, начало которой положила книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», ставшая настоящим явлением в мире книг и поразившая многих читателей (особенно нецерковных), словно гром среди ясного неба. Затем последовала книга О. Николаевой «Небесный огонь», также носившая автобиографический характер. Начиная со сборников рассказов священника Ярослава Шипова «Райские хутора» – произведения этой серии становятся ближе к документальному, нежели автобиографическому, жанру, хотя и базируются на личном жизненном и духовном опыте («Ведро незабудок» А. Богатырёва, «Сашина философия» прот. Алексия Лисняка, «Страна чудес» прот. Александра Ткачёва). Сюда же следовало бы добавить книгу О. Иженяковой «Записки Дивеевской послушницы» из серии издательства АСТ «Рассказы о святых и верующих».

В своей работе Н. Пращерук весьма подробно останавливается на автобиографической книге известного московского священника Артемия Владимирова «С высоты птичьего полёта». Она отмечает, что «книга А. Владимирова ценна тем, что принадлежит к тем особенно редким (если не единичным!) сегодня явлениям литературы, которые восстанавливают в правах высокое, «украшенное» слово, слово эстетически выразительное, яркое, необычное»[13].

Из автобиографической прозы последних лет надо также назвать книги, написанные историком Церкви, сектоведом, профессором А.И. Дворкиным, «Афонские рассказы», «Учителя и уроки», «Моя Америка».

Нельзя оставить без внимания и такой жанр художественной литературы, как христианское фэнтези. Первооткрывателем этого миссионерского жанра в России, несомненно, является Юлия Вознесенская[14]. Её жизнь заслуживает особого внимания. Ещё студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино она примкнула к диссидентскому движению, публиковалась в изданиях «самиздата», являлась одним из создателей неформального журнала «Часы». Постепенно Юлия прониклась христианскими идеями и в 1973 г. вполне осознанно приняла крещение. За свои убеждения была осуждена и приговорена к ссылке в Воркуту, а после побега оттуда направлена в женскую колонию в Забайкалье. После отбытия наказания, вместе с детьми, была выдворена за границу. Потеряв мужа, Вознесенская некоторое время пребывала в качестве трудницы в Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре (Франция), находившемся в юрисдикции РПЦЗ. Именно там, по благословению игумении Афанасии, она и приступила к написанию своего первого православного романа «Мои посмертные приключения»[15]. Русским православным ещё с ХI века знакомы «Мытарства блаженной Феодоры», рассказывающие о том пути, что проходит душа человека, расставшись с телом. Ю.Н. Вознесенская, используя этот многовековой христианский опыт, показывает состояние души человека, перенесшего клиническую смерть и находящегося в коме. Ей удалось в доступной форме рассказать современному читателю о нравственных постулатах Православной Церкви, о том, что человек сам своей волей ещё при жизни способен загнать себя в ад, но, изменив свою жизнь, может достичь и райских высот.

Всего Юлия Николаевна успела написать 14 православных романов. Кроме упомянутого ранее, это романы-антиутопии «Путь Кассандры, или приключения с макаронами», «Путешествие Ланселота», а также фэнтези о предпотопных событиях «Сто дней до Потопа», трилогия о приключениях сестёр-близняшек Юли и Ани «Юлианна», серия книг в жанре православного детектива о графине Апраксиной и др. Последним опубликованным романом Ю. Вознесенской стал роман «Эдесское чудо», в основу которого положено сказание о диакониссе Евфимии, её дочери Софии и чуде, совершённом святыми Самоном, Гурием и Авивом.

Со стороны критики отношение к творчеству Ю.Н. Вознесенской, как и ко многим произведениям подобного жанра, неоднозначно. Однако писательница остаётся одним из любимых авторов православных читателей. Вот как оценивает творчество Юлии Вознесенской её младшая коллега по писательскому цеху Елена Чудинова: «Я считаю книги Юлии Николаевны важным и новым явлением в русской литературе… Мне кажется, что в «Эдесском чуде» Юлия Николаевна обозначила ещё одно, новое литературное направление — беллетризацию древних житий»[16]. Ей вторит и литературовед Е.В. Павликова, уделившая особое внимание творчеству Ю. Вознесенской. Она считает, что книги Вознесенской 2000-х – «совершенно новое и интересное явление современной литературы, отличающиеся прежде всего новизной творческого метода, выходом на иной уровень духовных реалий»[17].

Творчество Ю.Н. Вознесенской получило высокую оценку. Она была признана Лучшим автором года на конкурсе «Православная книга России 2003», в том же году стала лауреатом премии Министерства печати РФ в конкурсе произведений для детей и юношества «Алые паруса», а также лауреатом Специальной премии им. Вл. Одоевского (2006) «За поддержание традиций интеллектуальной фантастики», в 2009 г. её отметили в номинации «Твори добро» конкурса «Просвещение через книгу», в 2011 г. она стала номинантом Патриаршей литературной премии.

Вероятно, следует уделить некоторое внимание и творчеству Е.Н. Чудиновой (1959), пишущей в жанре исторического фэнтези, или альтернативной истории. Прежде всего, это имеет отношение к трилогии, посвящённой истории дворянского рода Сабуровых (XVIII-XIX вв.). В трилогию вошли романы «Ларец», «Лилея», «Декабрь без Рождества». На страницах романов читатель вместе с героями включается в борьбу добра и зла. Автор, следуя традиции Ф.М. Достоевского, который устами Мити Карамазова утверждал, что «тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей», – показывает, что чистые сердца способны побороть любое зло и восстановить попранную справедливость. Поскольку романы — это историческое фэнтези, автор по многим историческим событиям даёт свою трактовку фактов, предлагая читателю соглашаться или нет с авторской точкой зрения.

Роман-антиутопию «Мечеть Парижской Богоматери. 2048 год», вызвавший весьма неоднозначную критику и многочисленные споры, можно назвать также романом-предупреждением. Многое из того, о чём говорила писательница на страницах этого романа, происходит в настоящее время в различных странах Европы, включая Францию. Как известно, в течение лишь последнего года по многим странам Европы прокатилась волна массовых выступлений против мусульманской иммиграции и исламизации стран, исторически бывших христианскими. Несмотря на ряд негативных отзывов и обвинения автора отдельными критиками и СМИ в отсутствии политкорректности, в не толерантности, роман был переведён на несколько европейских языков (французский, сербский, английский, норвежский и др.)[18]. Кроме того, в 2011 г. режиссером В. Синельниковым был снят художественно-документальный четырёхсерийный фильм «Мечеть Парижской Богоматери», премьера которого состоялась в том же году на RTV.

В настоящее время Е.Н. Чудинова посвятила своё творчество публицистике. Е.Н.Чудинова является лауреатом премии «Бакстон» (2005), в 2009 г. Православным обществом «Радонеж» была награждена медалью прп. Сергия Радонежского.

Несомненно, в ряду православных писателей-фантастов надо упомянуть также И.В. Тырданова (1964-2015), автора двух христианских фантастических романов «Битва пророков» и «Царь мира сего, или Битва пророков продолжается». Автор предполагал издать ещё две книги этого цикла, но его планам не суждено было осуществиться. И о самом писателе, и о его творческом пути мало что известно. Однако есть ссылки на то, что фантастику Ивана Тырданова положительно оценивали Е.М. Кочергина[19], также пишущая (совместно с мужем Дм. Савельевым) в жанре фэнтези, и Ю.Н. Вознесенская. При этом Вознесенская откровенно говорила, что у жанра христианской фантастики есть как светские, так и православные критики. Однако, подчёркивала писательница, западные писатели, к примеру, Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, не считали зазорным использовать в своём творчестве жанр христианской фантастики. В связи с выше изложенным следует, вероятно, привести следующее высказывание Ю.Н. Вознесенской: «Мы ещё только осваиваем для Православия новую литературную территорию, и это процесс не одного года и даже не пяти лет… Но мы обязаны помнить, что у православной беллетристики задачи, в первую очередь, миссионерские… Должны быть православные книги, написанные в привычных, любимых жанрах: приключения, фантастика и даже детективы[20]. Все жанры хороши, кроме скучных и грязных, и все ра`вно могут служить доброму делу — разговору с читателем о Боге. Автор «Битвы пророков» Иван Тырданов — в первых рядах наступающих. Читайте! Наслаждайтесь приключениями! Удивляйтесь по-новому рассказанным эпизодам русской истории! И главное — не пройдите мимо серьёзного разговора о Боге, который автор ведёт с вами ненавязчиво, но по-мужски откровенно»[21].

И всё же основное место в книжном потоке православной художественной литературы занимает проза о сегодняшнем дне, о буднях и праздниках обычного человека, о его радостях и горестях, о поисках, метаниях, горении, падении в бездну и восхождении к горним высотам. Не последнее место в ряду авторов, пишущих на современные темы, занимают свящ. А.. Дьяченко, прот. А. Торик, cвящ. Я. Шипов, Н.Е. Сухинина, О.Н. Николаева, А.Н. Варламов, А.В. Богатырёв и мн.др.

Одним из самых читаемых авторов последнего времени был протоиерей Михаил Шполянский (1956-2014). По профессии он инженер-кораблестроитель. В 1990 г. был рукоположен в иереи и назначен на приход в селе Старая Богдановка под Николаевом. Здесь вместе со своей матушкой он создаёт детский дом семейного типа, где вместе с его детьми воспитываются ещё одиннадцать, так называемых, трудных детей. Здесь же начинается и писательская деятельность отца Михаила. Отец Михаил явил себя истинным мастером малых форм. Его сборники рассказов читались, буквально, взахлёб, хотя представляли собой, на первый взгляд, житейские истории, где главным действующим лицом был сельский батюшка. Рассказы написаны с мягким юмором, некоторые забавные, смешные, иные грустные. Автор умел видеть в непритязательных историях необычное, интересное и в то же время поучительное. Он использовал юмор не ради того, чтобы просто рассмешить читателя, а чтобы достучаться до его сердца, чтобы показать, как по-христиански относиться даже к самым курьёзным ситуациям. При жизни автора вышло четыре сборника рассказов, объединённых единой формулой «Мой анабасис[22]» («Мой анабасис, или простые истории о непростой жизни», «Австралийский шпион, или Мой анабасис-2, Истории странные, забавные, а иногда и поучительные», «Мой анабасис-3. Простые истории о непростой жизни», «Средний спасатель, или Мой анабасис-4»). Последней книгой стал сборник «Был такой случай: Смешные и грустные истории из жизни священника». 19 ноября 2014 г. в московском культурном центре «Покровские ворота» прошёл день памяти писателя протоиерея Михаила Шполянского, где и состоялась презентация этой книги[23].

Другим популярным писателем, также представляющим Украину, является протоиерей Андрей Ткачёв (1969), по рождению львовянин, по служению киевлянин (настоятель храма прп. Агапита Печерского в Киеве). Отец Андрей занимался активной миссионерской деятельностью, возглавляя Киевский епархиальный отдел, вёл на телевидении программы «На сон грядущим», «Сад божественных песен», являлся членом редколлегии и постоянным автором молодёжного журнала «Отрок». Однако после участившихся угроз со стороны всевозможных маргинальных организаций, пользующихся в настоящее время на Украине абсолютной безнаказанностью, вынужден был выехать в Россию.

Основным направлением творчества протоиерея Андрея Ткачёва являются эссе, очерк, публицистика. Да и сам он считает, что «священник пишущий — более публицист, чем литератор и уж совсем не «сочинитель». Священнику подходят очерки, эссе, репортажи, критические заметки, статьи, рассказы и прочие малые формы — всё для него… Причём говорить надо не только о вере собственно, но обо всём через веру. Поскольку православное чтиво — это не то, что о Православии, но то «о чём угодно», что написано православным человеком»[24]. Вот что, в частности, о. Андрей пишет о чтении книг: «Нужно читать. И нужно учиться читать то, что нужно. Нужно читать хотя бы потому, что поговорить бывает не с кем, а человек не может жить не разговаривая. Человека действительно делают книги…Человек современный — это всегда продукт чтения»[25]. Наиболее популярны среди читателей сборники «Письмо к Богу», «Возвращение в Рай» из серии «Духовный путь» издательства ОЛМА-пресс, «Страна чудес» («Зелёная серия Надежды» Сретенского монастыря).

Многим читателям (не только православным) знаком писатель Алексей Алексеевич Солоницын (1938), младший брат актёра Анатолия Солоницына, замечательно сыгравшего в фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв» главную роль. Анатолию Алексеевичу Солоницыну писатель посвятил книгу «Повесть о старшем брате».

В творчестве А.А. Солоницына преобладает тема разбуженной совести. Кем бы ни были герои его книг, они всегда живут напряжённой духовной жизнью, стоят перед нравственным выбором, отстаивая идеалы справедливости и добра. Так, последний роман Солоницына «Ангеловы столпы» посвящён подвижничеству современного духовенства, жертвенной любви к обездоленным бездомным детям, брошенным своими же родителями, и спасению их даже ценою жизни. С душевным трепетом читаются его романы «Свет, который в тебе», «Претерпевшие до конца», сборник рассказов «Врата небесные». Специалисты отмечают также весьма немаловажное достоинство писателя: он является носителем чистейшего русского языка.

Творчество А.А. Солоницына было заслужено оценено. Он стал лауреатом Всероссийских литературных премий им. прп. Серафима Саровского (2004), им. Ив. Ильина (2004), им. св. блгв. кн. Александра Невского (2005). За личный вклад в дело духовного просвещения был удостоен патриарших наград: медалей св. прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Даниила Московского.

Хотелось бы обратить внимание ещё на некоторых весьма достойных и талантливых писателей.                                                                                                                          Прежде всего, это В. М. Лялин (1925-2010), человек с довольно сложной судьбой, потерявший на войне ногу, впавший из-за этого в отчаяние. Однако встреча с епископом Лукой (Войно-Ясенецким) не только вернула его к жизни, но и резко изменила её ориентиры. Рассказы Лялина были опубликованы довольно поздно, можно сказать, уже на закате его жизни. Однако сразу обратили на себя внимание, ибо именно Лялиным был возрождён давно забытый жанр — рассказ-притча. До сих пор его сборники рассказов «Нечаянная радость», «Птицы небесные» пользуются спросом у читателей.

Талантливым и неординарным писателем и человеком был В.В. Лихачёв (1957-2008). Написав первое своё произведение «Шиповник» в 1983 г., к художественному творчеству вернулся лишь через пятнадцать лет. Это был «Дневник путника». Затем вышли из печати роман «Единственный крест» и сборник рассказов «Молитесь за меня», в который вошла также его пьеса «…И матерь их Софья». Наиболее известным читателям произведением является роман из провинциальной жизни «Кто услышит коноплянку?»​. Остросюжетная ровесть «Возвращение на Мару» рассчитана на юношество. Однако и здесь, как и в других своих произведениях, автор, показывая особую красоту любимого края, утверждает, что каждый в этом мире ответственен не только за настоящее, но и за будущее. Последним, как оказалось прощальным произведением, стал неоконченный роман «Ангелы уходят не прощаясь». Произведения В.В. Лихачёва представляют собой истории из нашей жизни, где туго переплетаются судьбы героев, ищущих и в конечном итоге обретающих понимание того, где она есть – спасительная истина. Сердечность самого автора передаётся его героям, устами которых он просит: «Молитесь за меня».

Говоря о современной православной прозе, нельзя оставить без внимания женщин, подвизающихся на писательском поприще.

Это монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко). Основная профессия её — врач. Однако смолоду у неё была склонность к писательскому творчеству. Публиковаться Елена начала ещё в 1981 г. в архангельской периодической печати. В 1985 г. она крестилась, а в 1993 г. приняла монашеский постриг с именем Евфимия. В настоящее время проживает в Домодедово и работает врачом-неврологом в одной из московских поликлиник. Несмотря на многотрудное монашеское послушание, совмещая служение Богу и людям, мать Евфимия находит время и для творчества. Она пишет для детей и для взрослых в разнообразных жанрах: жития, сказки-фэнтези, детективы и удивительные рассказы – невыдуманные истории. Героями этих историй становятся архиереи и безбожники, монахи и блудницы, преступники и подвижники. На страницах её произведений герои ищут ответы на вопросы, поставленные самой жизнью: Как остаться человеком в мире, где зачастую непонятно, кто герой, а кто злодей? Как исполнить Христову заповедь любви к врагам? Есть ли здесь на земле что-то истинное? И как нам понять, кто же мы сами? Ответы на такие вопросы читатель вместе с автором сможет найти в книгах монахини Евфимии «Отвергнутое счастье», «История одной монахини», «Приключения врача, или христианами не рождаются», «Возвращение Чудотворной», «Тайна владыки Петра» и др.

Значительную популярность в последнее время обрела писательница О.Л. Рожнёва. Выпускница Пермского государственного университета, Ольга Рожнёва начала публиковаться в православной газете Республики Коми «Вера-Эском». С 2008 г. она несёт послушание в издательстве и экскурсионной службе Оптиной пустыни, одновременно пишет рассказы в жанре непридуманных историй. Несмотря на взятые из жизни сюжеты, её рассказы обладают истинной художественностью. Сама писательница так характеризует своё творчество: «Мне интересно то, что происходит «здесь и сейчас». и каким образом то, что происходит здесь и сейчас может помочь или помешать моей духовной жизни, укреплению веры, спасению души… Порой читатели устают от выдумки и хотят реальности. Так что все мои рассказы основаны на реальных событиях, встречах с реальными людьми. В то же время это художественные рассказы, а не документальные очерки»[26].

По итогам Девятого конкурса православных изданий «Просвещение через книгу» сборник рассказов О. Рожнёвой «Тесный путь: Рассказы для души» отмечен Дипломом Третьей степени в номинации «Лучшее художественное произведение». Интерес читателей вызвал также и другой сборник рассказов писательницы – «Дороги нашей жизни».

Итак, насколько это было возможно, состоялось знакомство с православной художественной литературой, с различными её жанрами и формами, её авторами. Впрочем, следовало бы упомянуть ещё одного автора, вокруг которого разгораются всевозможные обсуждения и споры, творчество которого вызывает у одних пламенный восторг, у других – полное неприятие. Это Майя Кучерская и её «Современный патерик: Чтение для впавших в уныние» и «Бог дождя: Роман о запретной любви», повествующий о любви неофитки к духовному отцу. Люди, далёкие от Церкви (неверующие, агностики), восторгаются этими книгами. Верующие же, в большинстве своём, определяют их либо как околоцерковные, либо как псевдоправославные произведения. Сама Кучерская «Современный патерик» называет ироничной прозой, а филолог Н. Афанасьева считает его злой насмешкой над Церковью и священством[27]. Резкую отповедь роману «Бог дождя» дал протоиерей Андрей Ткачёв («Современный патерик» был оценен им положительно): «Я категорически не разделяю восторженных рецензий и считаю, что талантливый человек из пушки выстрелил по воробьям. Да плюс ещё разделся на людях и личную боль сделал темой для обсуждения миллионов»[28].                                                                              В связи с этими спорами уместно привести слова свт. Феофана Затворника о том, что и как следует читать: «В духовной жизни книги только руководство… Жизнь духовная — особый мир, в который не проникает мудрость человеческая… Читайте с рассуждением и читаемое поверяйте неложною истиною нашего исповедания. Что согласно с ним, то принимайте, а что несогласно, тотчас отвергайте как богопротивную мысль и книгу ту, в которой излагаются такие мысли, бросайте… С мудростью духовною человеческое мудрование в сравнение идти не может»[29]. Вот на эти слова, наверное, и должен ориентироваться современный православный литератор.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на не стихающие споры по поводу существования православной художественной литературы, она всё же существует, хотя и занимает пока ещё незначительное место в общем ряду издаваемой в России художественной книги. Эта литература не равноценна по своему содержанию. Но разве кто-либо будет отрицать, что и среди светской литературы имеются весьма слабые произведения и бесталанные авторы, что и в среде светских литераторов обретаются графоманы и плагиаторы? По крайней мере, основной массе художественной литературы, написанной православными авторами, чужды эпатаж и всевозможные эскапады, которыми нередко «блещут» современные модные издания. Православные писатели стараются следовать образцам классической русской и зарубежной прозы. Очень хотелось бы, чтобы лучшие произведения, написанные православными авторами, читались не только верующими, но и людьми иных взглядов, иного мировоззрения. Ведь книга нравственного содержания никому не повредит, а, возможно, сделает кого-то добрее и терпимее. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к читающей публике, говорит: «Сегодня появляется очень много печатной продукции, в том числе опасной для человека, разрушающей его духовный мир, его нравственное начало, создающей смуту в сознании, разбивающей целостность человеческой личности. Вот я и хотел бы от всего сердца пожелать … читать то, что возвышает, что делает вас сильнее», поэтому, продолжает Его Святейшество, «необходимо пропагандировать хороших писателей, используя все доступные средства»[30], что мы и попытались сделать.

[1]   Например, при Нижегородской Центральной городской библиотеке им. В.И. Ленина открыта читательская кафедра «Мир Православия» и имеется фонд открытого доступа «Мир христианства в художественной литературе». См.: http://www/gorbibl.nnov.ru/

[2]          Cвт. Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) — богослов, церковный деятель, а также талантилывый духовный писатель, поэт, рассуждая о пользе чтения, писал: «Православные книги призывают к покаянию и оставлению греховной жизни, к самоотвержению, к самоосуждению и смирению» (см.: Симфония по творениям свт Игнатия (Брянчанинова). – М., 2008. – С. 755).

[3]          http://www.pravoslavie.ru/ – Городова М. Люди хотят читать христианскую литературу. – 2011. – 21 марта

[4]    Некоторые писатели, придя к теме Православия и глубоко проникнув в суть вероучения, принимают монашество (В.В. Афанасьев — монах Лазарь (+2015), Е.Г. Санин — монах Варнава) или рукополагаются в священники (Ярослав Шипов, Николай Блохин)

[5]   Леонов И.С. Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» // Studia Humanitatis: Электрон.научно-познават.журн. – 2013. – № 1. – (Гуманитар. мир современ. России).

Явным противником такого понятия, как «православная литература» является волгоградский священник Алексий Плужников. См. интервью с прот. А. Плужниковым на сайте http://www.pravda/ru>Религия — Читайте добрые книги. – 2012. – 1 апр.

[6]   См., к примеру, на сайте «Русская линия» http://www.rusk.ru/ – Рогозянский А. Православная литература ищет себя. – 2005. – 14 марта

[7]   http://www.uralsky-missioner.ru/doc/410 — Пращерук Н.В. Благодатные свидетельства веры: О православной автобиографической прозе 2010-х годов / Урал.федерал. ун-т. Екатеринбург

[8]   http://www.sinergia-lib.ru/ – Владислав Анатольевич Бахревский: Интервью / И. Ушакова.

[9]   см. там же

[10] http://www.pravjslavie.ru/authors/ – Протоиерей Николай Агафонов: Интервью / Ю. Линде

[11]  http://www.az-libp.ru>persons/ – Сегень Александр Юрьевич / А.И. Филатова

[12] Справедливо заметить, что еще в 1998 г. была издана автобиографическая повесть Н.Н. Соколовой, дочери известного богослова, профессора Н.Е. Пестова и жены московского протоиерея Владимира Соколова, «Под кровом Всевышнего», которой буквально зачитывались как неофиты, так и умудрённые церковным опытом люди.

[13] См.: http://www.uralsky-missioner.ru/

[14]        О жизни и творчестве Ю.Н. Вознесенской см. также: Хасьминский М. Бабушка над пропастью во ржи // Фома. – 2015. – № 4. – С. 48-55: ил.; Моисеев П. Православная беллетристика: Юлия Вознесенская // Сибирские огни. – 2009. – № 6 или http://www.magazines.russ.ru/; Старостин В. Свадьба в последние времена, или как отковырять «печать антихриста» // Татьянин день. – 2003. – № 3 или http://www.taday.ru>text/ .

[15] Данному роману Ю. Вознесенской весьма близка по содержанию повесть для юношества прот. Александра Торика «Diмон», написанная несколько позднее.

[16] См.: http://www.miloserdie.ru/ – Юлия Вознесенская говорит о Боге языком сказки.

[17] См.: http://www.hrono.info>biograf/ – Юлия Николаевна Вознесенская ./ Е.В. Павликова

[18] С обзором критических высказываний по поводу романа Е. Чудиновой можно ознакомиться на сайте http://www.lepta-kniga.ru/ – Дедова Е. СМИ о «Мечети Парижской Богоматери». Критике творчества Чудиновой была также посвящена статья С.Е. Пестова «Странное христианство Елены Чудиновой» (Лит.учёба. – 2012. – № 2. – С. 174-222)

[19] См.: http://www.kurskono.ru/ – Кочергина Е. Битва пророков , фантастический роман.

[20] О христианских детективе и фэнтези см. также: http://www.ekklezia.ru/ – Евфимия (Пащенко), мон. Поговорим о детективах: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/ – Евфимия (Пащенко), мон. Не стоит делать из фэнтези божество или пугало!

[21] См.: http://www.cirota.ru – Юлия Вознесенская о романе «Битва пророков»

[22] Анабасис в переводе с греческого означает восхождение.

[23] О презентации книги о. Михаила Шполянского см.: Григорьев И. Лекарство от уныния // Православное книжное обозрение. – 2014. – № 12. – С. 69-71.

[24] Православное книжное обозрение. – 2014. – № 5. – С. 85.

[25] Ткачёв А., прот. Лоскутное одеяло. – Киев, 2011. – С. 28.

[26] См.: http://www/lepta-kniga.ru – Ольга Рожнёва. Учусь жить в русле Божьего Промысла

[27] См.: http://www.azbuka.ru/fictioni – Афанасьева Н. О псевдоцерковном творчестве Майи Кучерской. Кстати, упоминаемый в тексте прот. Михаил Шполянский также использовал в своих произведениях иронию, но его ирония никого не обижала, т. к. каждый рассказ батюшки, каждая его миниатюра полны искренней любви к ближнему.

[28] См.: http://www.lepta-kniga.ru/ – Ткачёв А., прот. Из пушки по воробьям. Несколько претензий к Майе Кучерской

[29] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? – М., 2014. – С. 307, 308.

[30] См.: Православное книжное обозрение. – 2014. – № 4. – С. 17, 13.