11 января состоялась встреча в ЦСО «Богородское» с ветеранами и пенсионерами. За окном настоящая русская зима, а верующие собрались в теплом уютном центре послушать о празднике.
14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня. Мы приглашаем вас всех в храм Преображения Господня в Богородском. Кто рано встает может прийти в 7. 00 утра на раннюю Божественную Литургию или в 9. 40 на позднюю Литургию, чтобы поклониться младенцу Христу. Этот праздник был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Хотя праздник и входит в число великих, особо почитаемых Церковью памятных дней, у невоцерковленных людей он, скорее, вызывает недоумение. Смысл этого праздника обычно остается тайной не только для невоцерковленных, многим прихожанам «со стажем» он также малопонятен. В церковном календаре нет ничего случайного. И почитание Обрезания Господня является дополнительным свидетельством Церкви об истине Боговоплощения. То, что для нас понятно и не вызывает сомнений, вызвало сомнения у первых христиан. Когда Церковь установила почитание дня Обрезания Господня, она еще и еще раз настаивала на том, что Христос по- настоящему воплотился, Бог по-настоящему стал Человеком, Который имел плоть. И Христос – не ангел, Христос – Богочеловек. Как мы видим во Христе сочетание Божественного и человеческого, так же мы видим во Христе сочетание Старого и Нового Завета. Поскольку обрезание является как раз ветхозаветным завещанием и свидетельствует о том, что Христос принадлежит к богоизбранному народу, что Он из его источника (а это подтверждают все пророчества, которые были до этого о Христе). Одновременно Христос – начало Нового Завета. И мы еще увидим в истории, как Он будет принимать крещение от Иоанна Крестителя и тогда скажет слова: «Сейчас предстоит соделать всю правду», которые мог бы сказать, если бы не был младенцем, и во время обрезания. Так же и нам с вами надо следовать примеру Христа. И если есть установленные до нас церковные традиции, церковные обряды, церковные таинства, мы должны выполнять их, как исполнил Господь наш Иисус Христос все ветхозаветные предписания. Ибо, как говорит, Он «пришел не отменить, а исполнить». Так же и мы, выполнив все обряды, все внешнее, должны исполнить его содержанием, смыслом собственной жизни, смыслом собственного мировоззрения, чтобы то, что мы исповедуем извне, изменило нас изнутри и через нас изменило весь мир, который нас окружает. – Где бы вы ни были в этот день, знайте, что в обрезании Христу нарекли имя Иисус. Восьмой день от рождения – это день наречения имени. Имя Иисус – это божественное имя Иисус– Бог Спаситель. Это имя Господа, которое было дано Ему и отцом, и Матерью. Ангел сказал Иосифу: когда родит Мария Сына, назовешь Его Иисус. И Матери отдельно сказал: родишь Сына, наречешь Его именем Иисус. Это имя Спасителя – божественное, святое, сильное. Таким образом, это, в принципе, день Иисусовой молитвы, то есть, молитвы именем Иисуса Христа, так как в этот день имя Спасителя открылось миру. Это день, в который железо впервые коснулось тела Иисуса Христа. Его крайняя плоть была обрезана – ребенок плакал, кровь лилась. Но для нас это время Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного…». Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день памяти Василия Великого, Обрезания Господнего – в день дарования миру имени Спасителя – Иисус из Назарета. Поэтому на Василия Великого, в старый Новый год читайте Иисусову молитву.
По материалам www.orthodoxy.org.ua
В этот же день, 14 января, Церковь чествует святого Василия Великого.
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.
Расскажу вам интересный период , связанный с жизнью Василия Великого . Во всем мире работают больницы – большие и маленькие. Они призваны обслуживать больных. А ведь так было не всегда! Врачи – да, они были, а больницы – нет.
Ни в древности, у язычников, ни у римлян. Когда же появились больницы? Мало кто знает, что больницы – это изобретение Церкви. И можно с уверенностью сказать, что это изобретение Церкви есть воплощение христианской любви к человеку. Церковь, видя нужды людей и их страдания, не могла оставаться безучастной. Любовь всегда найдет способ послужить ближнему. В истории христианства IV век был поворотным. Прекратились гонения, Церковь могла вздохнуть свободно.
Остановлюсь лишь на двух великих примерах: судьбах святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Эти святые проводили, говоря современным языком, огромную социальную работу. Масштаб ее поражает. И один, и второй глубоко знали социальные проблемы своего времени и не просто их декларировали и давали советы по их решению – они их решали своим собственным жертвенным служением человеку.
Расскажу вам одну историю из близкого к нам периода. Как-то великий русский богослов отец Георгий Флоровский делал доклад по социальной проблематике перед членами одного из профсоюзных объединений Франции. Прекрасный доклад поразил всех тем, как православный священник столь глубоко разбирался в вопросах деятельности профсоюзов. Предположили, что он, наверное, переделал учение Маркса на христианский лад. Рабочие восторженно аплодировали. А Флоровский в заключение сказал, что все аплодисменты предназначаются не ему, а святому Василию Великому, ибо выступление было построено на тексте одной из проповедей святителя Василия. Своей актуальности мысли этого святого не теряют до сих пор.
Кто же такой Василий Великий? С чисто физической точки зрения – слабый человек, обремененный многими недугами, которые и были причиной его ранней смерти (он умер в 49 лет). Но этот человек успел оставить после себя наследие огромной социальной значимости.
В середине IV века разразился голод. Святой Василий тогда был уже священником. Он тут же оперативно создает общественные бесплатные столовые и лечебницы для пострадавших от голода. Чтобы этого добиться, ему пришлось бороться, доказывать, добиваться и даже ругаться с богатыми, чтобы убедить их открыть свои запасы продовольствия и поделиться с голодающими. Именно тогда, страшной зимой 367 года, отец Василий понял, что нужно создавать свое дело – учреждение, которое будет служить страждущим. Этот сильный человек мог терпеливо сносить свои немощи, но не мог видеть страдания других. Став архиепископом Кесарийским, Василий Великий продолжил начатое дело помощи страждущим. Но и здесь – сопротивление еретиков, недоброжелателей и завистников. Сам император был против его идеи. Казалось бы – тупик, да плюс еще свои болезни. Но в душе у святителя пылал огонь Святого Духа. Его хотели угасить враги, не ведая, что дух угасить невозможно!
В 372 году наконец был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Святитель убедил богатых вложить свои средства в это дело, убедил и бедных участвовать в воплощении его идеи. В центре больничного комплекса стоял великолепный храм, а вокруг – здания, пансионы-гостиницы, школы, дома для сирот, дома для неимущих и собственно больница. Такого еще не было нигде! Святой Василий лично руководил работами, давал советы строителям и сам работал. Когда строительство этого великолепного города, где главным была любовь к человеку, завершилось, Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы.
Мало кто знает, что этот святитель имел семь дипломов об образовании, один из них – диплом о медицинском образовании. Вот он и решил одну из своих мирских профессий применить в жизни. Он выбирает самое трудное – отделение для прокаженных. Эти несчастные люди были отвергнуты всеми, их сторонились. Они жили в страшных мучениях, это было практически медленное умирание. Вот заботу о них и взял на себя Василий Великий. Он сам этих больных перевязывал и мыл. И не только. Он напрямую общался с ними, обнимал их, в каждом видя образ Божий.
Невероятно! Епископ, врач, без маски и перчаток, без антисептических средств ухаживает за инфекционными больными, промывает им раны.
Когда Василий Великий умер, его оплакивала вся Кесария. Во время похорон святителя было столько народа, что многие в толпе падали в обморок.
Друг Василия Великого Григорий после отпевания сказал о больнице «Василиада» такие слова: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье. Если сравнить больницу святителя Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице “Василиада” мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа, Который начальник всем».
Митрополит Нектарий (Антонопулос).