Неделя о мытаре и фарисее в ЦСО «Богородское»

19 февраля состоялась встреча в прекрасном зале центра, на которую очень торопились, а некоторые опоздали и пришли к концу беседы, в связи с митингом, посвященным празднованию 23 февраля, проводившимся на бульваре Рокоссовского.

Всех присутствовавших мужчин, хотя их было всего двое, поздравляем с наступающим праздником 23 февраля. Низкий поклон за труды на благо России–матушки и здоровья вам, мира, добра, любви, помощи Божией.

В прошлое воскресение мы беседовали о самом плохом жителе города Иерихон, о Закхее, и вы помните, чем закончилась эта история. Сегодня мы будем беседовать о самом хорошем прихожанине и самом плохом прихожанине Иерусалимского храма. Евангелие от Луки: «Сказал, также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу».

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 18:10-14).

Казалось бы, фарисеи — почитаемые праведники – никого не убили, не украли, не прелюбодействовали. На самом деле именно они, фарисеи, убили Христа, и по сей день убивают Бога в себе и в людях, именно они своей ложью крадут у людей, затворяют для них Царствие Небесное, именно они духовно прелюбодействуют от Бога с дьяволом. Они незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь, которая заключается в общении с Богом, на извращенную, глубоко лживую, фарисейскую.

Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь при подготовке к Великому посту?

Все дело в том, что отцы и Церковь говорят нам неприкрытую, горькую правду: смертельная болезнь фарисейства в нас с вами. И обнаружить ее, исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас. Ну, как не задать себе вопрос: кто же я такой — самодовольный фарисей, ставящий сам себя выше других и не чувствующий никакой нужды в покаянии, или ясно сознающий свои грехи мытарь, нисколько себя не оправдывающий и смиренно умоляющий Бога о помиловании: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Но недостаточно только обнаружить свою греховность; обнаружив, кто мы, мы должны сделать что-то, осознать.

Болезнь фарисейства особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством. Фарисейство стремится поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – покаяние, делает мнимого праведника неспособным к нему. «Явный грешник, впавший в смертные грехи способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою». – пишет святитель Игнатий.

Главный признак этой болезни – уничижение других и самооправдание. Если видим в себе эти смертельные признаки – надо оставив все, ради спасения своей вечной жизни немедля исправлять их покаянием и решительным изменением самого себя.

Постепенно, фарисеи дошли до ненависти к Богочеловеку и решились на Его убийство, так и любому из нас грозит та же самая смертельная опасность, если мы не изменимся по духу. Ведь оба – и фарисей и мытарь – принесли к Богу плоды своего духа: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние. Не законнической праведности, постоянно оправдывающей самою себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в смирении не находящей в себе ничего доброго – праведности святых.

В Евангелии святым апостолом Лукой для нас сохранены грустные слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, где и когда были произнесены эти слова? Они были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных катастроф и поражений многих из тех, кто вначале уверует во Христа. Обратим особое внимание: обман, воровство, блуд, убийства распространены по всему миру, и они ужасны. Но самая смертельная, самая страшная на земле болезнь – фарисейство – проявляется лишь внутри нашего общества – общества верующих в Бога людей. Мы предупреждены: смертельная болезнь фарисейства будет свирепствовать и свирепствовать именно в Церкви Божией до конца человеческой истории, до Страшного Суда.

Так, показав в первую неделю Великого поста истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного. Но мы должны принять решение отречься от той личности, которой мы были до сих пор, вернуться и просить о прощении, о милости. Мы должны решиться с вами, помоги нам, Господи.

И пусть нас укрепят в этом и благоразумный разбойник, который покаялся на кресте и был спасен. И Мария Египетская исповедалась и причастилась один раз и ей хватило на сорок лет. Мы с вами причащаемся гораздо чаще. Да, причастие и молитва великие дела, но если бы мы молились бы, как благоразумный разбойник, причащались бы, как Мария Египетская, тогда это было бы спасительное дело. И можно найти тысячи примеров из жития святых отцов, когда Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Такое чувство, что эта история рассказана именно для нас с вами. Ведь евреи не постились тогда и сейчас не постятся два раза в неделю. Только христиане постятся два раза в неделю. И Господь наш –Иисус Христос знает, что эта притча будет написана в Евангелии. Это не для того, чтобы обличить древних лицемеров, это для того, чтобы дух смирения проник внутрь нас. Да, ты не грабитель, но почему? Потому, что свет Евангелия наставил тебя. Да, ты не прелюбодей. Почему? Господь дал тебе силы справится с этой проблемой. Да, ты не обидчик. Почему? Потому, что ты смирился и решил — лучше быть обидимым, чем обижать других.

Поистине, если что-то мы имеем доброго, мы это имеем от Бога. Как апостол Павел пишет: что ты имеешь такого, чего бы ты не получил? Фарисей этого не осознает. Он видит причины праведности самого себя. И источник праведности его — сердце. А Господь Иисус Христос говорит: из сердца исходит блуд, нечистота, грабеж, коварство, злодейство. Только Бог властной силой своею может совершить освящение человека, изменение человека, но это начинается с самоуничижения человека. И если мы не переживаем самоуничижения, то не происходит преображения в нашей жизни. А зачем помогать человеку, который считает что он самодостаточный? Христос пришел спасать НЕЧЕСТИВЫХ. Он пришел спасать ГРЕШНЫХ. И осознавая это, переступая церковный порог, со страхом Божиим и верою, мы проявим смирение этого человека, мытаря, этого «плохого прихожанина » и не будем подражать «хорошему» прихожанину, фарисею, который видел источником добродетелей, благости и праведности самого себя.

Заканчивая нашу беседу, мои дорогие, давайте все, что сделали доброго в течение дня — припишем Богу, а все, что сделали плохого — припишем себе. Итак, поистине, Бог гордым противится, смиренным дает благодать.