Торжество Православия в ЦСО «Богородское»

В четверг, 17 марта прошла встреча с верующими в светлом зале центра о грядущем воскресном празднике –Торжестве Православия. Присутствующие соборно помолились и послушали о глубоком смысле этого замечательного праздника.

“Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.” (Ин. 8, 31-32)

Дорогие братия и сестры, весьма естественно быть вопросу: что есть Православие?

Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

В этот день святая матушка- Церковь провозгласила догматы истины семи Вселенских Соборов. В Священном Писании сказано: «Семь громов прозвучали на небе». То есть мы не ждем больше других подобных решений вселенского характера, как только семь кафолических Вселенских Соборов. Торжество Православия — это торжество нашей веры. И наша вера настолько отличается от других вер, что даже в сравнении с католиками или протестантами православных можно назвать принадлежащих к самостоятельной религии, настолько мы иначе понимаем прежде всего вопрос спасения, чем, как этот вопрос решается не только в других религиях, но и даже в других, так называемых, христианских конфессиях.

Сердцевина православного учения о спасении — это слова из Второго Послания апостола Петра, первая глава. Здесь сказано: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» Спасение — это не только избавление от грехов, спасение — это не только воцерковление, но спасение — это прежде всего стать причастником Божеского естества.

Как понять эту тайну из тайн? Эта тайна связана с тайной Боговоплощения Христа Иисуса, который сходит на землю, чтобы нас вознести на небеса, становится человеком, чтобы нас сделать Богоподобными. Вот это и означает быть причастниками Божеского естества, то есть через Христа и во Христе быть усыновленным Богу Отцу, конечно, не по природе, но, очевидно, по благодати. И в этом смысле православное учение о спасении делится как бы на три этапа: первый — Искупление, второй — Освящение и третий этап — Обожение.

Искупление — это то необходимое очищение, не пройдя через которое мы не сможем принять в себя благодать Духа Святого, Освящающую и Обожающую нас через Святые Таинства церкви. Первой ступени, искуплению, соответствуют библейская добродетель — ВЕРА. Сказано: «Приходящий к Богу должен ВЕРОВАТЬ, что Бог есть». Вера — это дар Божий. Нельзя заставить человека верить, нельзя убедить человека чисто рационально, что наша вера истинная, правильная, как отец Павел Флоренский говорил: «Православие не доказуется, но показуется». Поэтому тот, кто имеет в себе веру — это значит Бог прикоснулся к нему. Даже может быть наша жизнь не соответствует идеалам нашей веры, но сама вера есть дар Божий. Без сомнения. Как и сказано: «Кому Бог откроет, тому никто не закроет, а кому Бог закроет, тому никто не откроет». В мире есть дальтоники, которые не различают краски этого мира, точно так же и неверующие — они не способны, просто не способны различать краски духовной реальности, признавать ее, потому что Бог не прикоснулся к ним. Есть люди, которые не имеют музыкального слуха. Исполняйте для них самые удивительные духовные песнопения и они не смогут этого оценить, у них отсутствует напрочь слух. Так и отсутствие веры не дает возможность человеку слушать слова Бога, постигать красоту этих духовных небесных орга́нов — глаголов учений Святых Отец.

Первой ступени соответствует социальное положение, описанное в Библии — раб. Когда человек из мира приходит к Богу, он не надеется ни на какую награду, он не надеется ни на какие преимущества положения религиозного человека. Он ищет только прощения своих грехов. Как рабы: они не получали никаких зарплат, у рабов в древние времена не было выходных дней. Единственная утеха раба — это милость его господина. Так и человек, приходящий из мира в церковь, к Богу, он ищет прощения своих грехов. И при этом он не всегда уверен, простит ему Бог или нет, но святое Евангелие со всей достоверностью открывает нам тайну Божьего милосердия, когда мы читаем слова Господа Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Я успокою вас». Труждающиеся — имеются в виду труждающиеся на дьявола, обременённые — обремененные грехами, и Господь призывает такое человечество придти к Нему и успокоится в Нём и с Ним. Это есть первая ступень в деле спасения, искупления.

Следующая ступень в деле спасения — это освящение или воцерковление. Апостол Павел пишет: «Воля Божия есть освящение наше». То есть, мало поверить в Бога, мало примирится с Ним через святые Таинства, необходимо принести подлинные плоды покаяния, начать ходить, как пишет апостол Павел, в ОБНОВЛЕННОЙ ЖИЗНИ, поэтому освящение наше, в чем заключается воля Божия — это необходимая составляющая в деле домостроительства нашего с вами спасения.

Мы освящаемся через пост, через молитву, мы получаем освящение от врачующих Таинств святой Церкви, и когда человек воцерковляется, он уже не просто верит. Этой ступени освящения и воцерковления соответствует библейская добродетель — НАДЕЖДА. Этот человек не просто верит, он с надеждой опирается на результат своей веры, он видит, как меняется его жизнь, жизнь его родных и близких. Он покрестил своих детей, он повенчался с женой, Бог помогает такому человеку в его личных, материальных делах, Бог посылает ему исцеление и врачующее наказание. И такой человек не может сказать о себе, что он обделен Божией заботой. Люди, которые во дворах Божиих обитают, они чувствуют заботу Создателя о себе.

Третья ступень в деле о спасении, это обожение. Обожение — это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до ГРЕХОПАДЕНИЯ. Вот в этом заключается тайна православного понимания спасения. Для нас спасение — это восстановить человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения. Ибо, когда мы говорим о необходимости спасения, мы естественно озадачиваем себя вопросом: «А что произошло с человеком, что его надо спасать?» Мы уже рождаемся во грехах. Как псалмопевец говорит: «В беззакониях зачат я, во грехе родила меня мать моя». Действительно, а что произошло с человеком, с человечеством, что его надо спасать? Грехопадение наших прародителей Адама и Евы осуществило выпадение рода человеческого из царства Божественной святости, рай был потерян, человечество было изгнано из рая сладости, поэтому для нас, православных, спасение — это восстановить человека в том достоинстве, когда Бог, создав человека, сказал: «Всё весьма хорошо».

Обожение — эта тема, она развивается только в восточном православном богословии. Её не касаются ни протестанты, ни католики. И вот это отличительное учение об обожении составляет суть торжества православных догматов над несовершенными догматами других христианских течений и, тем более, других религий. Этой ступени обожения соответствует библейская добродетель — ЛЮБОВЬ. Уже не ВЕРА, не НАДЕЖДА, но ЛЮБОВЬ. А ЛЮБОВЬ, как мы знаем, есть сущностное свойство Бога. Сказано: «Бог есть ЛЮБОВЬ». И когда мы обожаемся через Таинство церкви, прежде всего через Таинство Святого Причастия, любовь Божия наполняет нас внутренним миром. Как апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Что значит Духом Святым? Духом Святым свершаются все Таинства церкви. И когда мы участвуем в них, а особенно причащаемся от Тела и Крови Иисуса Христа, семи Таинствами мы ОБОЖАЕМСЯ. Происходит наше соединение с Богочеловечеством Христа Иисуса, в котором человеческое и Божественное нераздельно, неразлучно и неизменно. Вот когда мы становимся причастниками Божеского Естества, о чём мы прочитали во Втором послании апостола Петра. И этой ступени соответствует уже не социальное положение, описанное в Библии, уже не раб, не наёмник, а этой ступени соответствует семейственное положение человека: Сын, Сын Божий по благодати. Не раб, не наёмник, а Сын. То есть во Христе Иисусе, Господе нашем, мы все усыновляемся Богу Отцу. Вот почему, когда апостолы спросили Христа: «Научи нас молиться», Он дал им молитву, которая начиналась словами: «Отче наш». Мы воспринимаем Создателя, как нашего Отца небесного по благодати. Ибо по природе у Него один единственный Сын, единородный Господь наш Иисус Христос.

Спаситель, соединив Божественное и человеческое, дал нам возможность быть причастниками Божеского естества. Это и есть восстановление человека в том достоинстве, в каком он пребывал до грехопадения, но уже не по образу Адама перстного, который был создан перстами Бога из праха земного, а по образу Адама небесного, человека, сошедшего с неба, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Тайна Богочеловечества, тайна Христа — она постигается Евхаристически. Рационально войти в эту тайну мы не можем, постигнуть её только человеческим умом невозможно, она постигается Евхаристически, когда ОПЫТНО, через общение с Таинствами Бога, особливо через Святое Причастие мы реально осознаем, ощущаем: что да, Господь с нами. С нами Бог! Да разумеют языцы и покоряются, яко с нами Бог!

Торжество православной Веры — это торжество святых догматов Семи Вселенских Соборов. Семь громов прозвучали на небе и огласили всю христианскую вселенную. Так, что всякий язык преклоняется перед святостью этих догматов, этих Богооткровенных Истин. Поэтому мы должны оберегать чистоту нашей веры. Нам надо оберегать ЦЕЛОМУДРИЕ нашей веры, чтобы не осквернить, не растлить себя ложными учениями, еретическими заблуждениями, языческими шатаниями. Да даст Господь нам в этот день Торжества Православия, когда будет осуществляться «чин анафемы», провести суд в своём сердце; когда вы будете слышать слова «чина анафемы», это будет совершаться суд в вашем сердце, моем сердце, сердце каждого человека: исповедует ли он Веру истинно, или он в поврежденном состоянии . И если Господь сподобил нас принадлежать к этой Святой Вере, это есть то достояние, ради которого стоит жить. Это есть та Вера, имея которую в своем сердце, человек понимает, что подлинное счастье человеческой жизни — это соединиться с Богом так, как это только и возможно в нашем Святом исповедании, через наше Святое исповедание. Это настоящее счастье принадлежать к этой вере.

Древний христианский богослов святитель Ириней Лионский писал: «Зачем искать Истину на стороне, когда в церкви, как в огромной сокровищнице, собраны Духовные Истины?» Поэтому не будем блуждать взором своим мыслимым по сторонам. Будем взирать на Начальника и Совершителя жизни. И пока мы будем созерцать Начальника и Совершителя жизни ничто нам не угрожает. Вспомните, как апостол Петр, когда увидел Господа, идущего по водам, он воскликнул: «Господи, дай мне прийти к Тебе». И Господь говорит: «Иди». И он ступает на зыбкую гладь бездны и идет по волнам, пока не сводит свой взор с Иисуса Христа. Вся история православной церкви — это хождение по водам, но как только мы начинаем уводить свой взгляд в сторону, как сказано, Петр, этот камень веры, увидел волны, громы услышал, молнии узрел, он начал утопать. Посему, это для нас великий пример, что пока мы взираем на Начальника и Совершителя жизни, мы можем существовать как народ Божий. И мы знаем, что Господь сразу пришел к нему на помощь, ввел его в лодку, и буря прекратилась. Лодка — это символ церкви. Вот где прекратятся все треволнения твоей души, вот где алкание и жажда твоего сердца будут удовлетворены, потому что то, что мы имеем во Христе Иисусе несравнимо со всеми богатствами мира. С благодарностью к Богу в этот День Торжества Православия мы торжествуем и радуемся о том, что сохраняем веру своих дедов и прадедов, что не отступаем от неё ни вправо, ни влево, созерцая на Начальника и Совершителя жизни, как Церковь Странствующая и Воинствующая, движемся к Небесной Церкви, торжествующей на небесах.

С наступающим праздником вас!

Вопрос. Католики тоже христиане, чем они хуже?

Ответ. – Раньше Церковь Христова была едина. С первых веков христианства она называлась Православной, о чем говорит праздник Торжества Православия, он установлен еще до разделения Церкви на Западную и Восточную. Господь наш Иисус Христос основал одну Церковь, за нее Он и Кровь пролил.

Но в 1054 году Западная Церковь отпала от той, что была основана Самим Иисусом Христом. Она возгордилась, возжелала власти, а где гордость, там появляются отклонения от Истины. Западная Церковь перестала признавать многое из того, что установил Сам Господь и апостолы, начала вводить свои правила и установления. Так прекратилась преемственная благодать, объединявшая епископов через апостолов с Самим Господом. Католицизм ввел ряд новых догматов, не согласных с апостольским учением и постановлениями Семи Вселенских Соборов. Самыми серьезными отступлениями от истины являются католические догматы об исхождении Святого Духа «и от Сына» и о главенстве и непогрешимости Римского папы. Вопреки апостольской традиции, священнослужители католической Церкви обязываются к целибату (безбрачию). Таинство Причащения не совершается по апостольской традиции, так вместо хлеба и вина употребляются облатки. Таинство Крещения совершается через обливание (вместо погружения). Православная Церковь не признает существования «чистилища», среднего места между раем и адом, где души якобы очищаются от грехов, не признает индульгенций, осуждает жестокости инквизиции и совращение православного народа в католицизм.

Вопрос. Как показать сектантам, что их вера ошибочна?

Спросить сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? У них их нет и быть не может. Сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не святая (раз не являет святых угодников, не освящает людей), не чудотворная (раз не имеет своих чудотворцев), не спасительная (так как никого не сделала преподобным), не Христова (потому что основана не на Кресте Христовом). Все секты появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: в своем заблуждении люди воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама Церковь Христова. С убежденными сектантами бессмысленно спорить о вере, так как их сознание нарушено специальными методами воздействия на человеческую психику, применяемыми в сектах для вербовки новых членов, и только опытные специалисты могут вывести их из этого опасного состояния.