«Догмат о человечестве Христа — это раскрытие неизреченного обнищания Бога, страдания Бога. Он также нам и необходим, как догмат о Его Божестве. Не книги об этом надо читать, а стоять в ночь на Великую Субботу и слушать «Припевы на Непорочных», когда «дыхания моего Податель бездыханен носится»… когда «Троицы един во плоти ради нас претерпе смерть».
«Иисусе, сладкий мой и спасительный Свете, во гробе темне како скрылся еси!.. Жизнь, како умираеши!»
«Жизнь во гробе положился еси, Христе, и ангельские воинства ужасахуся, снисхождение славяще Твое».
С.И. Фудель
На Страстной Седмице в Четверток утром совершается Литургия свт. Василия Великого в воспоминание Тайной Вечери. Вечером того же дня читаются 12 Евангелий о Крестных Страданиях Спасителя, перемежающиеся песненными Антифонами. Каждый год на этой службе христиане вновь и вновь молитвенно переживают ту ночь, когда Иисус Христос был предан, и утро, когда после истязаний Он нес Крест на Голгофу, был распят и умер на кресте за спасение человека. 12 Евангелий, пожалуй, — самое известное и центральное из Страстных богослужений.
В Великий Пяток утром совершается своего рода повторение этой службы на Царских Часах. Днём в 14.00 начинается недолгий Чин Выноса Плащаницы (большого изукрашенного плата с изображением Иисуса Христа), который символизирует снятие со Креста Тела Спасителя. В 18.00 совершается Утреня с Чином Погребения Плащаницы, символизирующего Погребение Господа. Читаются и поются трогательные, полные глубокой духовной поэзии антифонные Статии (надгробные стихи), канон «Волною морскою». После крестного хода с Плащаницей богослужение вдруг переменяется на торжественно-ликующее и предпасхальное, когда нам даётся предощущение, что «невозможно смерти удержать Начинателя жизни».
В Великую Субботу утреннее богослужение носит черты той эпохи, когда оглашённые крестились перед Пасхой. Читаются длинные паремии (отрывки из Ветхого Завета) о событиях, прообразующих Воскресение Христово и пророчества о нем. На Литургии свт. Василия Великого единственный раз в году читается особое Евангелие о Воскресении Христовом — этот отрывок никогда больше не звучит в церкви, только в этот день. Заканчивается служба почти по-пасхальному, в белых одеждах.
Пасхальное богослужение начинается в двенадцатом часу ночи полунощницей, за ней крестный ход, Пасхальная заутреня и Литургия.
Один московский священник из семьи Правдолюбовых говорил: «Самое лучшее воспитание детей — пребывание их на богослужениях, в особенности воскресных и службах Страстной и Светлой Седмицы».
И ещё из беседы с отцом Сергием Правдолюбовым:
“Иди! Нельзя пропускать ни года. На срезе дерева образуются годовые кольца… Если ты пропустишь Страстную и Пасху, то у тебя в этом году не образуется «кольца», того, на чем держится дерево жизни.
Если серьезно заболел, то ладно, все равно Господь пошлет благодать, а если просто пропустил, у тебя «кольца» не будет, ствол исказится, искривится, ты не сможешь быть полноценным деревом, несущим большие тяжести, трудности, деревом, которое могло бы стать корабельной мачтой или чем-то еще очень большим и важным.
Каждый год наслаиваются, складываются в нашем сердце переживания событий Страстной и Пасхи. Это не просто эмоции. Это не земное. А это именно та самая духовная жизнь, проникновение вечности в наше время, при условии нашего осознания, понимания и соучастия. В этом смысл.”