ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЦСО «Богородское»

978954

В пятницу прошла встреча в ЦСО района «Богородское», посвященная празднику- Вход Господень в Иерусалим. Присутствующие соборно помолились, прочитали тропарь празднику и послушали о смысле и истории этого события.

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии Магдалины и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота. Мы приглашаем вас всех в храм на Литургию в 8 час утра.После Литургии в этот день благословляется подкрепиться икрой.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным», ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.

Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной

Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Как уже говорилось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому приходите в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон целый год.

В Вербное воскресенье мы приглашаем вас в храм в 6.10 -ранняя Литургия и 9.40 –поздняя , помолиться, если будет возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу.

Не забудем ,как Господь кротко входил в Иерусалим. А грудные дети, не читавшие Писания, оказались способны реагировать на дела Божии в ситуации, когда умные и начитанные взрослые люди зеленели от злости и не только сами не восклицали ничего торжественного, но и ученикам Христовым запрещали. «Учитель! Запрети ученикам Твоим» (Лук. 19:39), — говорили одни. Другие негодовали на детские восклицания и требовали, чтобы Иисус повелел замолчать и младенцам (См. Мф. 21:15-16)

Но запрета от Христа не последовало. Более того, Он сказал, что «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19:40).Если велеть тогда молчать этим детям, то прежде нужно было бы запретить Ангелам петь в Ночь Рождества «Слава в вышних Богу». Нужно было бы запретить и Симеону произнести свою молитву «Ныне отпущаеши». Пускай молчали бы тогда и все исцеленные и помилованные, все получившие воскресшими своих умерших сродников, все освободившиеся от бесов. А что толку молчать теперь, когда вся вселенная наполнилась слухами об Иисусе и о делах Его? Теперь уже поздно молчать так же, как поздно затыкать верхней одеждой прорвавшуюся плотину.

Теперь спросим себя: почему дети вопиют, а взрослые молчат? И почему, если бы молчали дети, то возопили бы камни?

Оказывается, мир людей – словесен по определению. Все самое важное в мире людей должно быть проговорено, наименовано, возвещено. Если человек ничего не поймет, а значит, ничего и не скажет, тогда ослица заговорит вместо человека, как некогда с Валаамом, или камень заговорит вместо одушевленного существа.

Землетрясение не есть ли разговор камней? Когда камни трескаются, погребая человека землетрясением, то, может, это грозная речь камней, наступившая после долгого и преступного молчания человеков?

Так или иначе, человек должен говорить слова важные и нужные, слова жизни. Если человек их не скажет, то мир детей Адама перестанет быть привычным миром человеческим. И если умные обезумеют от своих знаний, то нужные слова пролепечут дети. Если же и дети замолчат, под ногами людей заговорит земля, и треснут камни, чтобы, разверзшись, пожрать человека, ставшего бесполезным. Жаль тех детей, которые кричали Господу «Осанна». У большинства из них впереди была горькая чаша наказаний за отвержение Мессии. Их нужно жалеть, поскольку было жаль их и Самому Иисусу Христу.

Он, «когда приблизился к городу, то смотря на него, заплакал о нем и сказал: “… придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”» (Лук. 19:43)

И уже идя на муку, Христос говорил женщинам, которые плакали о Нем: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? » (Лук. 23:28 — 31) Видели Христовы глаза те страдания, которые должны пасть на Израиль вскоре; видели и не могли не плакать.

Так получается, что и Рождество Христово ознаменовалось избиением младенцев, плачем в Вифлееме и окрестностях, и шествие Его на Голгофу – пророчеством о разрушении Иерусалима и скорбью о детях иерусалимских. И почему все так, а не иначе?

Да потому что ответственность за мир и за жизнь мира лежит на взрослых. Дети пророчествуют о Христе, но взрослые Христа распинают.

Взрослые сплошь и рядом не прислушиваются к голосу пророчеств, будь они высказаны детьми или взрослыми. Голос пророчеств взрослые привыкли заглушать или грубым насилием, или шумом суеты. И тогда, когда слово уже сказано, а выводы не сделаны, приходит, в зависимости от сказанного, возмездие или награда. Приходит неумолимо и на всех – и на малых, и на старых; на книжных, и на безграмотных.

В нынешнее время, в день праздника, дело детей – пропеть Господу Осанну, а дело взрослых – поклоняться Богу в духе и истине.

Спаси Господи.

По материалам Правмира.