Отечеству нашему пресветлый светильниче
Андрюшина С.В., зав. Православной
библиотекой храма Преображения
Господня в Богородском
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры,
мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому
первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись,
зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти
линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Свщмч. Павел (Флоренский)
14 августа 2011г. Президентом РФ был подписан Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Таким образом, в 2014г. мы будем отмечать этот юбилей.
В преддверии предстоящего юбилея многие, особенно мало церковные люди, задаются вопросами, чем же замечателен преподобный Сергий? Почему человек, не оставивший после себя ни строчки, вообще сторонившийся какого-либо учительства, тем не менее заслужил в веках всенародную любовь, почитание и прозвания «Ангел-хранитель земли Русской», «Игумен Русской земли», «Заступник за землю Русскую», «Печальник земли Русской»? И что же заставляет современников, называющих себя цивилизованными людьми, обращаться к далёкому ХIV веку, пристально вглядываясь в события и лица? Одновременно с возникающими вопросами приходит и осознание того, что человеку ХХI века с явно выраженными гедонистическими склонностями не всегда возможно постичь, в чём же состоит смысл духовного аскетического подвига преподобного Сергия и чем было значимо явление Преподобного в истории нашего государства. Постараемся найти на эти вопросы ответы у отечественных историков, в том числе церковных, принимая во внимание, что человек средневековой эпохи был чрезвычайно религиозен и весь уклад его жизни был неразрывно связан с православной верой.
Явление такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, было, несомненно, предопрелено и духовно, и исторически, на что указывают исследователи русского Средневековья: «В дни великих бедствий и испытаний, когда решается вопрос — быть или не быть государству, когда народ находится на грани исчезновения, Господь по молитвам и деяниям праведников даёт вождей и светочей духовных, способных сохранить, укрепить и направить уже рассыпающийся корабль государства и нации. Слезами, трудами, молитвами, муками, воинскими подвигами многих радетелей за землю Русскую выпествован был великий подвижник, способный не только продлить жизнь стране, народу, но и придать им новые смысл, движение, развитие, становление. Преподобный Сергий Радонежский оказался в основе и в центре всей будущей истории государства Российского, и его живое участие действенно до наших дней»[1].
Будущий игумен Земли Русской родился, как сказано в житии, у благочестивых родителей – ростовского боярина Кирилла и жены его Марии, в сельце Варницы. Днём рождения преподобного Сергия считается 3(16) мая 1314 года[2]. При крещении младенец был наречён Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея, память которого приходится на 11(24) июня. Время рождения будущего духовного светоча совпало с весьма трагическим временем для Руси, покорённой Золотой Ордой и изнывающей от постоянных набегов татар-кочевников и тяжёлых поборов-ясаков. Семья ростовских бояр, подвергавшаяся беспрестанному разорению и притеснениям, окончательно обеднела и была вынуждена перебраться в Радонеж, что недалеко от Хотькова.
С младенчества Варфоломей отличался от сверстников удивительной для его возраста молитвенностью, особым боголюбием[3]. Варфоломей никогда не выходил из-под родительской воли, был послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему — обучение грамоте.
Наверное, нет ни одного человека, которому не была знакома картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где художник отразил знаменательный для будущего Преподобного момент — встречу со схимником, который помолившись за отрока, благословил его и передал кусочек освящённой просфоры, сказав при этом, что тот больше не будет испытывать затруднений в обучении.
Очень рано Варфоломей почувствовал склонность к монашеской жизни, поэтому он обратился к отцу за благословением, чтобы тот позволил ему уйти в монастырь. Однако отец, одобрив решение сына, указал ему на свой и его матери преклонный возраст, из-за чего им невозможно обойтись без помощника по хозяйству. Лишь после смерти родителей, которые незадолго до неё, как нередко было принято в те времена, приняли схиму и были похоронены в Хотьковском Покровском монастыре, осуществил своё желание. Варфоломею было 23 года, когда игумен Митрофан постриг его в монашество и нарек именем Сергий. Пострижение произошло 7(20) октября, когда Церковь отмечает память мучеников Вакха и Сергия.
Маковец — эта местность стала на долгие годы местом пребывания монаха Сергия. Невысокую, пологую гору, прозванною Маковец, и омываемую с двух сторон речками, находящуюся в десяти верстах от Радонежа, Варфоломей присмотрел ещё при жизни родителей. Теперь же, после их смерти, он пришёл на Маковец вместе со старшим братом Стефаном, который к тому времени уже овдовел. В два топора они срубили церковь и освятили её во имя «Святыя и Живоначальныя Троицы». Так, было заложено основание будущего Свято-Троицкого монастыря[4], который летописцы станут называть «Домом Пресвятыя Троицы».
Брату Стефану жизнь среди лесов, полная лишений и постоянных трудов, оказалась не по силам. Он уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, где вскоре становится его настоятелем и духовником великого князя. Молодой монах Сергий остаётся один. Леса, окружавшие Маковец, вовсе не были похожи на те лесные массивы, что сохранились в современном Подмосковье. Это были чащобы, полные диких зверей и хищников. К отшельнику зимней порой наведывались волки. Что было у монаха Сергия, чтобы их отогнать? Только молитва. Волки приближались к нему, принюхивались и отходили прочь. Как утверждал жизнеописатель, молодой инок долгое время подкармливал приходящего к его келии медведя, отдавая ему свой хлеб, сам нередко оставаясь голодным[5]. Когда же еды не было, зверь жалобно выл, а Сергий ласково уговариал его потерпеть.
Несмотря на то, что монах Сергий вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. Не все оставались в новом монастыре. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. Только крепкая вера, истинное благочестие побеждали трудности такой жизни. Преподобный наставлял братию словами из Евангелия: «Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их» (Мф 6:26). В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку, пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник, не было хлеба — Преподобный молился и вскоре от некого христолюбца (как говорили в те времена) приходил обоз с хлебом[6]. «Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда», – так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце.
В монашеском устроении преподобный Сергий совершил самый настоящий переворот[7]. Он положил начало тому, что на Руси по примеру древней Церкви появились монахи-пустынники, устроив монашескую обитель с общежительным уставом вдали от поселений, в глухих лесах Московского княжества. Здесь иноки обретались совместно в евангельской любви, единомыслии и, говоря современным языком, экономическом единстве. Много забот игумен Троицкой обители уделил составлению хорошей библиотеки; при этом книги не только переписывались в самом монастыре, но и покупались, чтобы «всякое полезное чтение было под рукой у братии»[8]. Сергиева Лавра, по словам священномученика Павла (Флоренского). от самого своего основания делается очагом обширной литературной деятельности. В дальнейшем, созданный преподобным Сергием, Свято-Троицкий монастырь стал одним из главных центров русской православной средневековой культуры. Так духовно возвысился Маковец.
Авторитет же самого Сергия был чрезвычайно велик не только среди братии монастыря, но и среди церковных и государственных деятелей того времени. Молитвенность, смирение, кротость, нестяжание, трудолюбие, истинное благочестие и особая духовная незаурядность, глубина ума вызывали у современников исключительное уважение к Преподобному; ещё при жизни игумен Сергий почитался в народе как святой. «Ангелов собеседниче», – говорили о нём. Позднее стали прибавлять: «Отечеству нашему пресветлый светильниче»[9]. Своими неустанными духовными трудами, подвижничеством преподобный Сергий взрастил немало учеников[10], или «собеседников», «сотаинников», испытавших его духовное влияние, которые, расходясь по Руси, создавали новые монастыри, подобные Свято-Троицкому[11]. Однако поначалу не всё гладко было во вновь созданной обители, особенно в то время, когда вводился общежительный устав. Видя, что часть братии противится новому порядку и не внимает увещеваниям, Сергий, ставший к тому времени игуменом монастыря, принимает решение покинуть его. Так, он оказывается на реке Киржач, где начинает строительство нового монастыря. Нестроения же в Троицкой обители продолжаются и после ухода её игумена. Часть радонежских монахов следует за аввой Сергием. Оставшиеся начинают осозновать свои заблуждения и обращаются к митрополиту Московскому Алексию с просьбой вернуть Сергия в обитель. Внимая зову раскаявшихся, Преподобный возвращается и вновь принимается за прежние труды, трудясь то как простой монах, то как политик-государственник. При этом игумен Сергий всячески избегает земных почестей, отказавшись, кстати, возглавить Русскую Церковь после смерти митрополита Московского Алексия в 1378 г.
Размышляя о значении преподобного Сергия в истории нашей страны, можно сказать, что его жизнь изначально была предуготована к спасению человеческих душ. Время же его духовного служения поставило перед Преподобным ещё одно предназначение — спасение Руси от ордынского засилья. Однако прежде надо было собрать разрозненные княжества в единое государство с признанием главенства одного князя — Московского[12]. И Преподобный сам пошёл к князьям, чтобы примирить их и собрать Русь воедино. Несколько лет было потрачено игуменом Сергием на миротворчество, дабы прекратить усобицы между князьями, которые ослабляли и без того обессиленную Русь. И, наконец, к 1380 году это удалось совершить.
В Орде также происходили усобицы: хан сменял хана, Орда ослабевала. В конце концов власть захватил хан Мамай, желавший вернуть Орде былую силу. Кульминационным моментом в истории Руси ХIV века стала Куликовская битва[13], сделавшая решительный шаг к освобождению Московского государства от владычества Золотой Орды. На призыв Великого князя Димитрия Иоанновича выступить против войска хана Мамая откликнулись тверичи[14], суздальцы, новгородцы, псковитяне, белозерцы и пр. Все посылали свою рать под алые стяги с образом Спаса Нерукотворного дружины Московского князя Димитрия. Русичами уже давно владело желание освободиться от ордынского ига. И вот пришёл долгожданный час. Каждый ратник, готовясь к предстоящему бою, прекрасно осознавал евангельские слова, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13). Великая цель требовала великих усилий и немалых жертв.
По пути на Дон, как повествуют некоторые источники[15], Великий князь Московский Димитрий вместе с войском прибыл в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию. Напутствуя князя на битву, игумен, отслужив молебен, благословил его[16] и сопроводил с ним монахов Троицкого монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших в миру воинами, с такими словами: «Мир вам, братья мои, пострадайте, как добрые воины Христовы». И, как сказано в Житии преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, «и дал им Сергий вместо тленного оружия нетленное — Крест Христов, нашит на схимах».
Накануне сражения, которое состоялось 8(21) сентября в день празднования Церковью Рождества Пресвятой Богородицы, Великий князь Димитрий Иоаннович получил от игумена Сергия грамоту, в которой, по словам Епифания Премудрого, было сказано, чтобы князь безо всякого сомнения начинал битву, «чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица»[17]
И пока продолжалось сражение, в монастыре Живоначальной Троицы шла беспрерывная служба. Братия во главе со своим игуменом молилась о победе русского оружия. И тут же Сергий поминал убиенных, погибших на поле брани. Он своими духовными очами прозревал ход битвы и называл имена тех, кто погиб в данную минуту.
Разгромив хана Мамая, обескровленное, уменьшенное войско князя Димитрия на пути в Москву вновь посетило Троицкий монастырь. Здесь был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида по погибшим воинам. Это была суббота и день памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Московского князя, при жизни также бывшего воином. Преподобный Сергий установил обычай молиться в Димитриевскую субботу об убиенных на поле Куликовом. Этот обычай соблюдается и поныне. Но теперь молятся не только о героях Куликовской битвы, а и о воинах, душу свою за Отечество положивших на поле брани во всех минувших войнах. 1(14) ноября 1380г. Великий князь Димитрий Донской собрал в Москве общерусский княжеский съезд, на котором, по словам летописца, была установлена «велия любовь». Так была достигнута главная цель, поставленная преподобным Сергием и Великим князем Димитрием Донским, «собирание» единой Руси вокруг Москвы. Задача эта была решена, по словам В.О. Ключевского, только благодаря тому, что преподобный Сергий своим личным примером пробудил нравственную потребность в русском человеке ХIV в., униженном и угнетённом завоевателями. Пробуждение этой потребности и стало началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа.
Жизнь преподобного Сергия клонилась к закату, но он не оставлял трудов своих, совершая богослужения, помогая братии точно также, как и в начале монашества. Пришлось ему вновь применить свой дипломатический талант при примирении рязанского князя Олега с великим князем Димитрием Донским в 1385г. Вот как описывает этот эпизод историк С.М.Соловьёв: «Димитрий стал хлопотать о мире, отправил к рязанскому князю послов, но никто не мог умолить Олега; наконец по просьбе великого князя отправился в Рязань троицкий игумен, св. Сергий. Летописец говорит, что этот чудный старец тихими и кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви; князь Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душою, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. Этот мир был скреплён даже семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия»[18].
За полгода до своей кончины преподобный Сергий собрал братию, сказав: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните», – благословил игумена Никона стать своим преемником, а сам ушёл в безмолвие. В день же кончины, 25 сентября (8 октября) 1392 г., Преподобный причастился Святых Христовых Таин и впервые после обета молчания произнёс: «В руце Твои предаю дух мой, Господи», – и умер, как уснул. И, как отметил его жизнеописатель Епифаний Премудрый, лицо Преподобного просияло неведомым нам светом и благоухание дивных райских цветов разлилось по келье и обители.
Современники преподобного Сергия оставили нам свидетельства, что ещё при жизни он совершил немало чудотворений, несколько раз удостоился явления Божией Матери (что подтверждалось его келейником Михеем). Богословы отмечают его духовный вклад в учение о Святой Троице, тайна которой была им познана опытным путём. Святейший Патриарх Кирилл, в частности, говоря о значении прп. Сергия Радонежского в русской и церковной истории, так расценивает этот вклад: «Преподобный Сергий не только умом, но и сердцем прозревал тайну Святой Троицы. И, понимая, как важно людям приобщиться к Божественному догмату единства Святой Троицы, учил своих учеников. В то время когда Русь была раздроблена, пример Бога, живущего в единстве по закону любви, явился вдохновляющим примером для людей. Перед лицом единой Троицы разрушалась, по слову преподобного Сергия, рознь мира сего».[19]
Для современного человека, несомненно, главным остаётся неизменная нравственная составляющая линия жизни Преподобного, хотя такие понятия, как смирение, кротость, умение прощать обиды с трудом принимаются многими нашими соременниками.
Говоря об историческом значении преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова русского историка В.О.Ключевского, сказанные им ещё в 1892г., но не утратившие актуальности и сегодня: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[20]. К этому стоит также добавить мысль священномученика Павла (Флоренского) о том, что Дом Живоначальной Троицы в народном сознании всегда являлся и является поныне сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, осознаётся народом как Ангел-хранитель России.
Поэтому до сих пор и не зарастает тропа в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И идут к Преподобному на поклонение и верующие, и колеблющиеся, и сомневающиеся, чтобы рассказать о своих нуждах, попросить помощи у великого русского святого и научиться от него жить по совести. И преклоняя колена пред ракою святого, молят его: «Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: Радуйся, Сергие богомудре!»[21]
Предлагаемый список литературы, возможно, поможет при организации юбилейных мероприятий, а также расширит кругозор тех, кто искренне интересуется отечественной историей.
Рекомендуемая литература
Житийные материалы
Владимирова Е. Преподобный Сергий Радонежский: Полное жизнеописание. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
Димитрий Ростовский, свт. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Димитрий Ростов., свт. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрием Ростовским. Кн. 1: Сентябрь. – М.: Трифонов Печенг.мон.; Книжное дело; Ковчег, 2003. – С. 511-563: ил.
Епифаний Премудрый, прп. Житие преподобного Сергия Радонежского. – С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2012. – 208 с.
Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / сост. архим. Никоном // Сердце чисто созижди во мне, Боже: Сб.святоотеч.изречений и поучений. Кн. 1. – [Мюнхен: Обитель прп. Иова Почаев., 1991]. – С. 11-28.
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Избр.жития рус.святых Х-ХV вв. / Предисл.: А.Карпов. – М.: Мол.гвардия, 1992. – С. 282-317: ил.
Житие преподобного Сергия Радонежского. – М.: Неугасимая лампада, 2007. – 304 с.
Житие преподобного Сергия Радонежского и жития родителей его преподобного схимонаха Кирилла и преподобной схимонахини Марии. – М.: Оранта, 2012. – 56 с.
Никон (Лысенко), архим. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Вече, 2011. – 320 с.: ил. – (Православие. Традиции. Люди).
Никон (Рождественский), архиеп. Житие, чудеса и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. – М.: Трифонов Печенг.мон.; Ковчег; Новая кн., 2003. – 431 с. – (Великие святые России).
Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Благовест, 2012. – 495 с. – (Причастники Божественного света).
Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Сретен.мон., 2010. – 224 с. – (Жития святых)
Преподобный Сергий Радонежский: Житие, подвиги / Сост.: Гончар Ж.Э. – Минск: Лучи Софии, 1998. – 255 с.: ил.
Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца // Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иеромон. Макарий Симонопетрский. – Адаптир.пер.с франц. – Т. 1: Сент.-окт. – М.: Сретен.мон., 2011. – С. 333-340.
Рассказы о чудесах преподобного Сергия Радонежского: Житие. Акафист. Молитвы. – М.: Артос-медиа, 2006. – 64 с.
Сергеева Е. Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Вече, 2011. – 64 с.: ил. – (Православ.чудеса). Сказание о явлении и чудесах преподобного отца нашего Сергия Радонежского. – М.: Рус.хронографъ, б.г. – 32 с. – Репринт.изд. 1836 г.
Богослужебные материалы
Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену, Радонежскому чудотворцу. – СПб., 2000. – 84 с.: 17 л.ил. – На церковно-славян.яз. Служба со акафистом преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. – Б.м.:Liceum,1992. – 146 с.: 1 л. ил. – (К 600-лет.преставления). – Репринт.изд. 1893 г
Исторические работы
Аверьянов К.Л. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. – М.: Энциклопедия рус.деревень, 2006. – 444 с.
Ангел-хранитель Земли Русской: Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб.ст. – М.: Луч, 1994. – 141 с.
Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…: Ист.портрет Сергия Радонежского. – М.: Мол.гвардия, 1990. – 303 с.: портр. – (Ист.портреты).
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. – М.: Мол.гвардия, 2009. – 298 с. – (Сер.: ЖЗЛ).
Взбранный России воевода: [Сб.ист.исслед.о прп. Сергии Радонежском] / Сост.: А. Светозарский. – М.: Роман-газета, 1994. – 111 с.
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. – С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2007. – 466 с. – Репринт.изд.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской православной Церкви: Курс лекций. – Н.Новгород: Христиан.б-ка, 2008. – Из содерж.: Сергий Радонежский, прп. – С. 13, 716, 761.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутиц.патриаршее подворье; О-во любит.церков.ист., 1999. – Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. – С. 152, 159, 183, 208-210, 213, 221, 243, 249, 253-258, 317, 388, 396, 621, 712, 831.
Иоанн (Кологривов), иеромон. Преподобный Сергий Радонежский // Иоанн (Кологривов), иеромон. Очерки по истории русской святости. – Вильнюс: Интерфейс, б.г. – С. 85-109. – Библиогр.: С. 109.
Карамзин Н.М. Полн.собр.соч. В 18 т.: Т. 5. – М.: Терра-Кн.клуб, 2007. – Из содерж.: [прп. Сергий Радонежский]. – С. 33, 34, 38, 40, 43, 52, 59, 60, 62, 65, 170, 176, 237, 239, 243, 245, 247, 250, 254, 265, 267, 280-282, 284, 327, 329, 379, 427, 429.
Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. : Т.2. Курс русской истории. Ч. 2. – М.: Мысль, 1988. – Из содерж.: Сергий Радонежский, игумен и основатель Троице-Сергиева монастыря. – С. 11, 18, 233-235, 245, 260.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 640 с. – Гл. 10. Преподобный Сергий.
Макарий (Булгаков), митр. Моск.и Коломен. История Русской Церкви. Кн.3 / Науч.ред.: А.А. Турилов. – М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1995. – Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. – С. 42, 48-52, 86, 102, 108, 109, 110, 111-117, 122, 123. 131, 133, 134, 140, 141, 149, 150, 153, 155, 159, 160, 167, 168, 178-180, 214, 225, 226, 237, 239, 270, 293, 295, 296, 315, 330, 375, 379, 383, 385, 386, 393, 398, 402, 407, 439-442, 444, 445, 453.
Нечволодов А. Сказание о Русской Земле: Ч. 1-2, Кн. 1. – М.: Сварог и К, 1997. – Из содерж.: [Прп. Сергий Радонежский]. – С. 756-765, 792, 803, 814, 819, 824, 833, 838.
Платонов С.Ф. Книга о чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина. – М., 2011. – 150 с. – Репринт. 1888 г.
Преподобный Сергий Радонежский // История рус.святости. – М.: Синтагма, 2001. – С. 71-95: ил.
Сергий Радонежский, игумен (1392) // Энциклопедия православ.святости / Авт.-сост.: А.И. Рогов, А.Г. Парменов. Т.2. – М.: Ниола 21-й век; Лик пресс, 2003. – С. 151-154: ил.
Сергий Радонежский, прп. // Славян.энциклопедия. Т.2. Киев. Русь — Московия / Авт.-сост.: Богуславский В.В. – М.: Олма-Пресс, 2001. – С. 352-354: ил.
Сергий Радонежский, св., прп. // Рус.биогр.словарь в 20 т. Т.13. – М.: Терра-Кн.клуб, 2001. – С. 455-457: ил.
Смирнов П., прот. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Смирнов П., прот. История христианской православной Церкви. – М.: Православ.беседа, 1994. – С. 115-117: ил.
Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. – М.: Мысль, 1988. – Кн. 2. История России с древнейших времён: Т. 3-4. – Из содерж.: Сергий Радонежский основатель и игумен Троицкого (Сергиева) монастыря. – С. 258, 259, 275, 276, 282, 396, 401, 405, 485, 544, 554, 556, 582, 584, 608, 671; Кн. 3. История России с древнейших времён: Т. 5-6. – Сергий Радонежский основатель и игумен Троице-Сергиевого монастыря. – С. 181, 189, 277, 281, 412, 418, 442, 456.
Толстой М.В. История Русской Церкви: Рассказы из истории Русской Церкви. – М.: Изд. Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1991. – Из содерж.: О прп. Сергии Радонежском. Гл. 5. – С. 162-177 ; Гл. 6. – С. 183-191, 192-196.
Троице-Сергиева Лавра / Под общ ред. митр. Волоколам.и Юрьев. Питирима (Нечаева); Авт.-сост.: архим. Иннокентий (Просвирин). – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1987. – 263 с.: ил. – Библиогр.: С. 236-243. – (1000-лет. Крещения Руси посвящается).
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – СПб.: Сатисъ; Держава, 2004. – Гл. 8. Прп Сергий Радонежский. – С. 161-179.
Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра: Сб. – М.: Индрик, 2007. – С. 25-46.
Шафранова О. Герои Куликова поля. – М.: Паломник, 2005. – Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. – С. 46-59.
Художественные произведения
Балашов Д.М. Дмитрий Донской. Битва за Святую Русь: Трилогия. – М.: Астрель, 2012. – Из содерж.: Куликово поле. – С. 179-291; Горькое похмелье. – С. 292-391; Сергий Радонежский. – С. 392-478.
Балашов Д.М. Похвала Сергию: Ист. роман о Сергии Радонежском. – М.: Межрегион.центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. – 299 с.; 1 л.ил.
Бородин С.П. Дмитрий Донской: Ист.роман. – М.: Рус.слово, 2008. – 376 с.
Крупин В. Сергий Радонежский // Крупин В. Школа святости: Очерки о рус.святых. – М.: Новоспас.мон., 2009. – С. 103-115.
Летуновский А.С. Вразумитель вождей: Жизнь и подвиги прп. Сергия Радонежского: [Ист.повествование]. – М.: Маска, 2013. – 432 с.
Лощиц Ю. Дмитрий Донской: [Ист.биография]. – М.: Новатор, 1996. – (Российские судьбы). – Гл. 11. За други своя. – С. 180-216; Гл. 12. Обстоятельства битвы. – С. 217-243; Гл. 13. От головешек. С. 244-266.
Сказание о Мамаевом побоище: Лицевая рукопись. – М.: Сов. Россия, 1980. – 270 с.: ил. – Факсимильное изд.
Старостин А.С., Тростникова Е.В. Куликово поле: Повесть. – М.: Изд.совет РПЦ, 2005. – Из содерж.: У Троицы. – С. 49-58.
Юдин Г. Скорый помощниче: Повесть о прп. Сергии Радонежском. – Коломна: Церковь Пресв. Троицы, 2001. – 63 с.: ил.
Яковлев М. Димитрий и Евдокия: Слово Любви. – М.: Даръ, 2007. – Из содерж.: Куликово. – С. 212-316; Государь-отец. – С. 317-396.
Книги по искусству
Алдошина Е.Н. Благословенный труд: [Иконы матушки Иулиании (М.Н. Соколовой)] / МДА. – М.: Изографика, 2001. – 240 с.: ил.
Астахов Ю. Историческая картина. Русская живопись: Альбом. – М.: Белый город, 2008. – 936 с.: ил. – (Сер.: Большая коллекция)
Березина И.И. Илья Глазунов. – М.: Белый город, 2003. – 48 с.: ил. – (Мастера живописи)
Великие мастера: Михаил Нестеров. – М.: Белый город; Воскресный день. – 2013. – 24 с.: 12 л.ил. – (Галерея рус.живописи) (Сер.: Набор репродукций).
Гусарова А. Нестеров. – М.: Белый город, 2001. – 63 с.: ил. – (Мастера живописи)
Ефошкин С. Пред Тобою: Альбом. – М.: Троица; Новоспас.мон., 2007. – 368 с.: ил.
Житие преподобного Сергия Радонежского в живописи Александра Простева. – Б.м.: Воскресение, 2008. – 132 с.: ил.
Князев Е. [и др.] Преподобный Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Князев Е., Князева Е., Евстигнеев А.. – М.: Олма Медиа Групп, 2011. – 160 с.: ил. – (Чудотворные иконы).
Малинина Е.Г. Михаил Нестеров. – М.: Белый город, 2008. – 48 с.: ил.
Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве / Сост.: Е.П. Маточкин. – Самара, 2006. – 48 с.: ил.
Преподобный Сергий Радонежский: Житие в иконе: Альбом / Авт.-сост.: Н.Чугреева. – М.: Гранд-Холдинг, 2007. – 56 с.: 27 л.ил.
Преподобный Сергий Радонежский: Гравюры / Худож.: С.Харламов. – М.: Рус.духов.центр, 1992. – 8 л.ил.
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства ХV–ХIХ веков: Каталог-альбом. – Б.м.: Руссар, 1992. – 110 с.: ил.
Рыженко П. Любимая Россия: Живопись. – М.: Искусство — ХХI век, 2008. – 110 с.: ил.
Харламов С. Зримые ступени: Альбом. – М.: Сов.писатель, 2002. – 289 с.: ил. Книги для детей Ананичев А. Радонежский чудотворец // Ананичев А. История рус.святости: Рассказы для школьников. – М.: Синтагма, 2010. – С. 53-142.
Данчук О.В. Житие преподобного Сергия Радонежского. – СПб.: Родное пепелище, 2010. – 20 с. – (Жития святых детям).
Дуванова Е. Куликовская битва. – М.: Белый город, 2007. – 11 с.
Еремина Е. Видение отрока Варфоломея: Детство и юность прп. Сергия Радонежского. – М.: Сиб.благозвонница, 2013. – 32 с. – (Б-ка православ.отрока)
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Духов.проза. – М.: Дет.лит., 2004. – 319 с.: ил.; портр. – (Школьная б-ка).
Китаева Л.В. Сергий Радонежский. – М.: Белый город, 2012. – 48 с.: ил. – (Ист. России).
Крутогоров Ю. Куликовская битва: Повесть. – М.: Белый город, 2005. – Из содерж.: У преподобного Сергия. – С. 25-27. – (Ист. России).
Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. – М.: Отчий дом, 2011. – 112 с.: ил. – (Православ.дет.б-ка).
Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский // Рассказы о православных святых / Под ред. В.Воскобойникова. – СПб.: Золотой век; Диамант, 1999. – С. 321-337: ил.
Преподобный Сергий / Сост.: Е.В. Тростникова. – М.: Изд.совет РПЦ, 2004. – 136 с.: ил. – (Наши святые заступники).
Преподобный Сергий Радонежский / Текст: О. Касаткина. – М.: Православ.мир, 2011. – 80 с.: ил.
Преподобный Сергий Радонежский // Родные святые / Авт.-сост.: О.Касаткина. – М.: Православ.мир, 2007. – С. 23-32: ил.
Преподобный Сергий Радонежский: 8 окт./25 сент. // Избр.жития святых для детей / Сост.: Р. Балакшин. Т. 2. – М.: Сретен.мон., 2008. – С. 224-236: ил.
Сергий Радонежский. – М.: Граница, 2009. – 15 с.: ил. – (Защитники Земли Русской).
Скоробогатько Н. Сергий Радонежский // Скоробогатько Н. Русские святые. – М.: Белый город, 2005. – С. 16-17: ил.- (Ист. России).
Скоробогатько Н. Сергий Радонежский: История о великом святом. – М.: Белый город, 2008. – 11 с.
Худошин А. Русский патерик для детей. – М.: Оранта, 2009. – Из содерж.: Святой Сергий исцеляет солдата. – С. 147-151; Преподобный Сергий помогает несчастному. – С. 152-158.
Чарская Л. Один за всех: Повесть о жизни великого подвижника Земли Русской. – М.: Кукольный дом; Светоч, 1992. – 109 с.: ил. – (К 600-лет.кончины прп. Сергия Радонежского).
Чарская Л. Святой отрок: Повесть о юности великого подвижника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского // Чарская Л. Полн.собр.соч.в 54 т. Т. 36. – М.: Рус.миссия: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропол.; Приход храма Св. Духа сошествия, 2007. – 143 с.: ил. – (Т-во рус.писателей)(Чтение для рус.детей)
Юдин Г.Н. Чудотворец. – М.: Эллис Лак, 1995. – 191 с.: ил. – (Рус.святые).
Языкова И. Преподобный Сергий Радонежский:[Стихотворение] //День Ангела. – М.: Круг чтения; Храм Архистратига Михаила в Тропарёве, 2005. – С.50-51: ил.
[1] Энциклопедия православной святости / А.И.Рогов, А.Г. Парменов. Т. 2. – М., 2003. – С. 152.
[2] См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. – М.: С.Посад, 2007. – С. 15-17.
[3] Как отмечал первый создатель Жития прп. Сергия Епифаний Премудрый, Варфоломей c детства любил в одиночестве молиться по ночам
[4] Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой в 1744г. согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны.
[5] Сюжет с медведем стал любимым для многих русских художников (М.Нестеров, А Простев, П.Рыженко и др.), Он запечатлен даже на входе в ворота Троице-Сергиевой Лавры.
[6] Художником М.Нестеровым был создан триптих «Труды преподобного Сергия».
[7] В русском средневековом монашестве был принят так называемый особножительный устав. К тому же, монастыри в то время обустраивались либо в городах, либо близ них. Прп. Сергий последовал учению афонских монахов об исихазме (молчании, безмолвии) и киновии (общежительном устроении монастырской жизни). Позднее между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским возникнут споры о том, какой образ жизни для монашества спасительней — особножительный или общежительный..
[8] Ангел-хранитель Земли Русской. – М., 1994. – С. 33.
[9] Эти слова зафиксированы в Службе прп. Сергию Радонежскому.
[10]Прообразом явления на Маковце учеников-последователей прп. Сергия было видение им множества птиц, заполнивших его келию. И этот сюжет из жития прп. Сергия был запечатлен многими художниками, в т.ч. С.Харламовым, матушкой Иулианией (М.В.Соколовой) и др.
[11]Учениками прп. Сергия Радонежского было основано более 50-ти монастырей в разных концах Руси, вплоть до Пермского края. Все эти монастыри жили по уставу прп. Сергия. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) писал в своей «Истории Русской Церкви»: «Заслуга преподобного Сергия для русского монашества состоит не в том одном, что он основал Свято-Троицкую Лавру, а равно и в том, что его трудами или при его участии и благословении устроено несколько других обителей» (Кн. 3. – М., 1995. – С. 115). Надо также помнить, что в те времена монастыри были центрами духовного и физического врачевания, просвещения, где переписывались книги, создавались иконы, велись летописи, учреждались библиотеки, школы, где учились жить и поступать по совести.
[12] С начала своего княжения Димитрий Иоаннович предпринимает попытки к объединению Руси вокруг Москвы.
[13] Доп.см. на сайте «бого.рф» обзор «Вспоминая Куликовскую битву».
[14]В Никоновской летописи сказано об участии в Куликовском сражении тверского полка князя из Холмского рода Иоанна Всеволодовича, однако некоторые современные историки (В.В.Каргалов, Э.Клюг) подвергают этот факт сомнению.
[15] Специалисты по русскому Средневековью ссылаются на Новгородско-Софийский летописный свод, Житие прп.Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым, а также на «Сказание о Мамаевом побоище».
[16]Сюжет благословения прп. Сергием Радонежским широко распространён как в иконографии, так и в исторической живописи ХIХ-ХХ вв. О благословении князя Димитрия на битву писали художники А.Кившенко, А.Немеровский, А.Новооскольцев, В.Челышев, В.Соковнин, И.Глазунов, И.Сушенок, М.Самсонов, П.Рыженко, Ю.Понтюхин, Ю.Ракша и др.
[17]Цит.по: Соловьёв С.М. Соч. Кн. 2, т. 3. – С. 276.
[18]Соловьев С.М. Соч. Кн. 2, т. 3. – С. 282.
[19]Слово в день памяти прп. Сергия Радонежского, сказанное после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 18 июля 2012 г. – см.: Журн. Моск. Патриархии. – 2012. – № 10. – С. 1 или сайт: www.patriarchia.ru
[20]Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1990. – С. 76.
[21] Из Кондака преподобному Сергию, игумену Радонежскому. Слово «ралуйся» (khaire) в греческом языке сохранялось как приветствие. В русской церковной гимнографии используется в акафистах для подчёркивания особой торжественности песнопения.