Третье воскресенье Великого поста называется неделей Крестопоклонной. В этот день совершается изнесение Честного Креста на середину храма и поклонением ему, как и в праздник Крестовоздвижения. Следующая за этим воскресным днем неделя также называется Крестопоклонной седмицей.
Весенний праздник поклонения Святому Кресту был установлен в честь торжественного возвращения Честного Древа из плена после победы императора Ираклия I над персами. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны с персами. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим.
Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Необходимо отметить, что в ту пору порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.
Начиная со среды Крестопоклонной недели на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Честного Древа стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: ободрение и утешение верующих, подвизающихся в посте, сокрушении и трудной борьбе с своими страстями, и для возбуждения во всех нас благодарности к Господу нашему Иисусу Христу, принесшему Самого Себя в жертву за грехи людские.
Вот как повествует об этом Синаксарь (уставное чтение) недели Крестопоклонной: «Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу.»
Богослужение в неделю Крестопоклонную совершается следующим образом. Перед всенощным бдением приготовленный и украшенный Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол. Перед престолом ставится зажженная свеча. Дальше богослужение идет своим чередом.
Примечателен утренний канон Кресту, он идет с ирмосами Пасхального канона и весь проникнут ожиданием радости Воскресения Христова. Верующие, проведшие половину поста в напряженной духовной борьбе, подкрепляются не только воспоминанием страстей Христовых, но главное – ожиданием близкого уже праздника Пасхи. Вот что пишет по этому поводу митрополит Вениамин (Федченков): «…в крестопоклонное воскресенье полагается петь канон святого Феодора Студита, составленный и поемый по образцу пасхального канона. Теперь у нас каноны читают, а если бы запели по-пасхальному, то мы бы сразу услышали в неделю креста как бы прорыв Пасхи».
После полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» последование богослужения несколько отличается от привычного: священнослужители не выходят на середину храма, елеопомазание не совершается, а Евангелие прочитывается в алтаре. Наконец, в конце великого славословия старший священник, держа на голове Крест выносит его из алтаря и полагает на аналой в центре храма. Трижды поется тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» с земными поклонами, все верующие по очереди подходят к Кресту. Хор при этом исполняет стихиры «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» и прочие.
Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поклонение Кресту с пением тропаря и стихир совершается также в понедельник и среду на 1-м часе, а в пятницу – по окончании часов, после чего Крест уносится в алтарь.
Тропарь недели Крестопоклонной
Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.
Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: “Снова входите в рай!”
Хочется рассказать вам о Иоанне Кассиане Римлянине – аскетическом писателе, богослове, одном из основателей западного монашества. Его память матушка Церковь празднует в понедельник. Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне – территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.
Происходил преподобный Иоанн из состоятельной верующей семьи, с раннего возраста он был воспитан в духе христианского благочестия. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим. Около 380 года Иоанн Кассиан вместе с другом детства Германом отправился в паломничество в Святую землю. Там друзья приняли монашество и поступили в монастырь в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова. Здесь они прожили несколько лет, получив начальный опыт подвижничества.
После этого Иоанн и Герман долгие годы провели в Египте, посетили множество общежительных монастырей и отшельников, подвизались в суровых аскетических подвигах под руководством опытных духовных наставников. За это время Иоанн Кассиан собрал материал для своих будущих сочинений о монашестве. В 400 году Иоанн и Герман перебрались в Константинополь, к святителю Иоанну Златоусту, бывшему столичным патриархом. Святитель Иоанн рукоположил Иоанна Кассиана во диакона и передал в его ведение сокровищницу кафедрального собора, назначив его «комитом сокровищницы».
В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства – искать защиты безвинно страдающему святителю. Здесь Иоанн Кассиан пробыл около 12 лет. В Риме он был рукоположен во пресвитера и стал советником Римского епископа.
Вероятно, спасаясь от нашествия готов или стремясь к монашескому уединению, Иоанн Кассиан в 415 году переехал в Южную Галлию, в город Массилию. Здесь он пользовался доверием местного и основал два монастыря: мужской, где стал настоятелем, и женский. В монастыре Иоанн, основываясь на приобретенном на Востоке опыте, создал хорошо организованную монашескую общину, перенявшую в адаптированной к местным условиям форме образцы восточного аскетического опыта.
Преподобный Иоанн Кассиан, как подвижник и духовный наставник, прошедший длительную школу египетского аскетизма, стал пользоваться большим уважением и авторитетом не только в Массилии, но и у многих южногалльских епископов и монахов. В связи с тем, что зародившееся в Галлии монашеское движение было крайне неорганизованным и испытывало острую нужду в руководящих правилах и уставах, местные епископы и настоятели монастырей обратились к Иоанну Кассиану с просьбой составить для них особое письменное руководство.
В результате в 20-х годов V века он написал два труда – «De institutis coenobiorum» (О правилах общежительных монастырей) и «Collationes» (Собеседования), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году. Это его биография,а цели и конец подвижничества следующие.
- Все науки и искусства имеют свою цель и свой конец, – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно переносит все труды и издержки. Так земледелец, терпя то зной, то холод, неутомимо распахивает и разрыхляет землю, имея «целью», – очистив ее от всякого стороннего сора, сделать плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет «конца», т.е. получения обильной жатвы, для содержания себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого неутомимо и с удовольствием подъемлем мы все труды, – ради которого не тяготит нас скудость питания постнического, веселит изнеможение от бдений, всегдашнее чтение Писаний с размышлением не знает сытости, и не страшат ни непрестанный труд, ни обнажение от всего и скудость во всем, ни даже ужасы этой безмерной пустыни.
- Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от ней, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой.
- Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго Христово говорит: «имате плод ваш во святыне, кончину же – жизнь вечную» (Рим. 6:22). Этим он сказал как бы: цель ваша – в чистоте сердца, а конец – жизнь вечная. Итак, что может нас направить к сей цели, т.е. к чистоте сердца, тому мы следовать должны всею силою, а что отвлекает от ней, того избегать, как гибельного и вредного. Ибо для ней все подъемлем мы и делаем; для ней оставляются родители, отечество, чины, богатство, утехи мiра сего и все удовольствия, – чтобы т.е. сохранно удерживать постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда иметь во внимании эту цель, то все действия наши и помышления будут направляться прямо к достижению ее. Если же она не будет неотходно стоять пред очами нашими, то все труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это, напрасно будут иждиваемы.
- Итак, для этой чистоты должно нам все делать и всего желать; для ней в пустыню следовать, для ней держать посты, бдения, труды, нищету телесную, чтение и прочие добродетели, – чтоб, т.е. сделать сердце свое не болезнующим никакими пагубными страстями и сохранить его таковым. Посты, бдения, отшельничество, поучение в Писании для этой главной цели, т.е. чистоты сердца, подобает нам поднимать; и из-за них не должно позволять себе возмущать сию главную добродетель. Ибо когда пребудет у нас сохранною и невредимою сия главная добродетель, то никакой не будет беды, если какой-нибудь из сказанных подвигов придется в каком либо случае по необходимости опустить: когда же мы все их выдержим, а ее одну нарушим, то никакой не будет от этого пользы; потому что все должно быть делаемо для нее. Они (подвиги) не суть совершенство, а суть средства к совершенству. Почему напрасно будет трудиться, кто, удовольствовавшись ими одними, будто «верховным благом», на них остановит стремление своего сердца, а не будет простирать его до достижения конца, для которого они сами желательны.
Комиссия по миссионерству и катехизации г.Москвы. Еженедельная приходская стенгазета.