Готовимся к Пасхе и празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в ЦСО района Богородское — Храм Преображения Господня в Богородском

Готовимся к Пасхе и празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в ЦСО района Богородское

Благовещение и Пасха рядом

Самая ранняя Пасха может отмечаться 4 апреля. Если Пасха приходится на 4-ое, 5-ое или 6-ое апреля, то Благовещение будет праздноваться на Светлой седмице. Праздник может отмечаться в понедельник, вторник или среду Пасхальной недели.Если же Пасха выпадает на даты с 8-ого по 13-ое апреля, то Благовещение будет отмечаться на Страстной.

Благовещение – двунадесятый, то есть один из 12 важнейших в православии после Пасхи праздников. Значение события, в память о котором он установлен, огромно. Именно встреча Девы Марии с Архангелом Гавриилом и Ее непорочное зачатие стали основанием Воскресения Христова и Спасения всего человечества.

На праздник Благовещения всегда служится Литургия. Даже если праздник выпал на Страстную Пятницу, день, когда Литургия не положена, в честь праздника она совершается.

Благовещение в этом году отмечаем в Страстную субботу.

Этот праздник всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные.

Благовещение – это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Христа, и что произойдет это чудесным способом – через сошествие на Нее Святого Духа.

Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу ,спросите вы?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост.

Искать мистическое значение в том, что Благовещение выпало на Страстную субботу, не стоит. Светлое Христово Воскресение может выпасть на любой день года в период с 4 апреля по 8 мая. При ранней Пасхе Благовещение может выпасть как на Страстную, так и на Светлую седмицы, и это значит лишь, что богослужение в этот день будет иметь свои особенности, связанные с двойным значением этого дня.

Что можно есть, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, то можно есть овощи, фрукты, грибы, каши, хлеб, но нельзя есть рыбу. Монастырский устав предполагает в этот день воздержание от пищи с растительным маслом, но от современного человека не требуется неукоснительного следования правилам поста, установленным для монахов в прошлых веках. В Страстную субботу православные обычно придерживаются привычного для них великопостного рациона.

По уставу в Великую субботу монахам разрешалось выпить немного вина. Но такое послабление было дано не для веселья и развлечения, а для укрепления сил после долгой молитвы: служба Великой субботы длинная, ей предшествуют очень насыщенные богослужебными событиями дни Страстной недели, а впереди ночная Пасхальная Заутреня.

Страстная суббота – это последний день перед наступлением главного христианского праздника – Пасхи, последний день Великого поста. Обычно в этот день в храмах уже освящают праздничную трапезу – крашеные яйца, куличи, пасхи. Но все это будет стоять нетронутым до наступления Пасхи, и лишь после богослужения и причастия верующие начнут разговляться, то есть после длительного поста позволят себе скоромное угощение.

 

Можно ли печь куличи в Благовещение?

Печь куличи в Благовещение можно, но важно, чтобы бытовые хлопоты не заняли место богослужения.

В церковные праздники для христианина важно проживать вместе со всей Церковью события, которым посвящен этот день церковного календаря. Именно поэтому существует мнение, что в церковные праздники нельзя работать, заниматься хозяйством, печь, убирать, мыть посуду. На самом деле, никаких таких запретов не существует, Церковь лишь призывает своих чад не пропускать праздничные богослужения или, если на самом деле нет возможности побывать в храме, молиться и читать Евангелие дома.

На богослужении в храме в Благовещение вспоминается, как Дева Мария приняла известие о том, что Она станет Матерью Самого Сына Божия. Вероятно, у Нее тоже были какие-то хозяйственные хлопоты, но вот перед Ней явился Архангел и сообщил весть, которая поменяла ход человеческой истории. Значение этой новости столь велико, что и через две тысячи лет мы не можем не обратить на нее внимания, занявшись своими бытовыми делами.

Куличи можно купить или испечь заранее. Многие верующие люди стараются сделать это в начале Страстной недели, чтобы иметь возможность бывать на всех главных богослужениях, начиная с Великого четверга. Ведь общую церковную молитву вряд ли можно заменить чем-то другим.

Постараемся не пропускать богослужения, но если какие-то семейные и острые личные обстоятельства мешают это сделать (маленькие дети, серьезная болезнь), то стоит почитать дома молитвы этого дня, Евангелие и, например, паремии Великой субботы. И стараться хранить себя в этот день от всякой суеты.

Суть праздника Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Ее обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединенно. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдет чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю.

«Радуйся, Благодатная», — обратился посланник Божий к Деве Марии. И через две тысячи лет верующие повторяют эти слова – и сердца их наполняются радостью. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение – начало нашего Спасения.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события – известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение – разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать еще и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе, и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия – «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, полностью которое звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В католической традиции Благовещение – праздник второго порядка. В православии Благовещение – это один из двенадцати основных (двунадесятых) и любимых праздников.

Всенощного бдения вечером накануне не будет. Но на утрене (которая служится в пятницу вечером, обычно это богослужения Страстной пятницы называется “Утреня Великой субботы с Чином погребения плащаницы”) будет совершен полиелей (торжественная часть богослужения с пением псалмов), а каноны (тропари, объединенные одной тематикой) и фрагменты Евангелия прозвучат положенные как в Благовещение, так и в Великую субботу. Затем вокруг храма будет совершен крестный ход с Плащаницей, символизирующий погребение Христа.

На утреннем богослужении в субботу, как положено в последний предпасхальный день, прозвучат 15 паремий – отрывков из Священного Писания, содержащих пророчества и объяснения событий этого дня. Обычно в Благовещение совершается Литургия Иоанна Златоуста, но так как Страстная суббота – один из десяти дней в году, когда положена Литургия Василия Великого, то 7 апреля будет совершаться именно она. На ней будут прочитаны Евангелие Великой субботы и Евангелие Праздника.

Еще одной особенностью богослужения Благовещения станет то, что все чтения и молитвы, обычно произносимые на солее, и малый и великий выходы на Литургии будут совершаться перед Плащаницей, которая находится с середины дня Страстной пятницы до Пасхального ночного богослужения в центре храма.

Светлое Христово Воскресение, или Пасха, – древнейший и самый важный христианский праздник, установленный в честь центрального события всей библейской истории – Воскресения Иисуса Христа, возвращения Его к жизни после вызванной распятием на Кресте смерти и погребения.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, своею смертью искупившего людские грехи, открывшего врата рая и даровавшего нам вечную жизнь – торжество, смысл и основание христианской веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15:14), – говорит апостол Павел. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15:19)

События дней, в которые произошло распятие, погребение и воскресение Иисуса Христа, описаны всеми четырьмя евангелистами. Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов

после обеда. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, похоронили в каменной пещере и заложили вход в нее большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.

На следующий день иудейские первосвященники и книжники получив разрешение от Понтия Пилата, приставили ко гробу воинов и опечатали закрывавший гроб камень, так как они вспомнили слова Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1Пет. 3:19).

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие – это Таина всемогущества Божия,

которая не подлежит описанию. Поэтому событие Воскресения как таковое никогда не изображалось в византийской и древнерусской иконографии. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели произошедшего и продолжали сторожить опустевший гроб. Вдруг делалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень, вид его был как молния, и одежа бела, как снег. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. Они рассказали о произошедшем иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения тела из гробницы, согласно которой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф. 28:11-15).

На рассвете воскресного дня Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу Спасителя с благоуханным миром, чтобы помазать Его тело, так как не успели сделать этого при погребении. (Этих Женщин этих Церковь именует

мироносицами). По дороге они недоумевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик.

Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, одетого в белую одежду, который сказал им: «Не

бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее». Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении.

После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей явились два ангела, а потом и Христос, Которого она сперва не узнала и приняла за садовника. Лишь когда Христос позвал ее по имени, она поняла, что Спаситель воскрес и хотела припасть к Его ногам. Но

Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения. В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам. По церковному преданию, Христос сначала явился Деве Марии, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом

Господь явился женам-мироносицам, апостолу Петру, апостолу Иакову, Брату Господню, и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались в одном из домов Иерусалима, чтобы обсудить слухи о Его воскресении.

Воскресший Христос сорок дней – до Вознесения, пребывал с учениками, объяснял им Писание, открывал тайны Царствия Божия, вкушал вместе с ними пищу, подготавливал их для будущего апостольского служения. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней, и все это время православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

«Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом

ясно говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1Кор. 6:14).

Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы трудные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозревать будущее, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, ибо Христос

воскрес!» – пишет Святейший Патриарх Кирилл.

Тропарь Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Кондак Пасхи

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

С праздником!

По материалам Правмира.