Сегодня мы поговорим о родительской субботе и Дне Святой Троицы.
Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.
Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.
Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.
Она называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.
Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье – кутию. Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.
Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.Преп. Антоний Оптинский учит нас этому.
В субботу вечером –в 17.00 всенощная.Постарайтесь прийти в храм. В воскресенье ждем опять праздновать День Святой Троицы.Утренняя служба начнется в 9.00 утра.Давайте вместе помолимся.
Тропарь праздника.
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак.
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа..
Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу. Известно, что были три человека, которые особенно заботились о тех, которые пребывали у них в гостях. Первый — это был Ной, который сделал ковчег и в ковчеге находились разные животные, а, как мы знаем, животные питаются в разное время: одни едят только ночью, другие — только утром, третьи — только днём. И Ной, оказывая гостеприимство всем этим животным, он однажды не успел вовремя покормить льва и лев ударил его лапой по ноге, и Ной потом хромал всю жизнь. Но это был знак, эта хромота, это был знак его усердия в проявлении гостеприимства.
Другой очень гостеприимный человек — это Иов многострадальный. Он сделал свой дом, как огромный шатёр, который имел много входов и много выходов. Там свисали полотнища, через одно полотнище можно было войти, через другое выйти. Иов это делал потому, что были люди, которые просили подаяния, а были люди, которые стыдились просить подаяния. И вот, для всех был свой вход, чтобы, войдя через одно полотнище, через другое они выходили. Вот такую заботу Иов проявлял, как верх гостеприимства по отношению к гостям.
И был третий великий праведник — Авраам, который не сидел в своём шатре, чтобы сидеть и ждать, когда кто-то пойдет, а он сидел на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а, если кого-то видел, он бежал прямо к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище,где кормил и давал отдых путнику.
И вот Авраам сподобился явления Святой Троицы. Вот почему мы украшаем ветвями наши храмы: потому что, когда Святая Троица явилась Аврааму, он жил под Мамврийским дубом, и в тот день он не просто сидел на улице, он сидел во время зноя дневного. А чему хочет нас научить Библия, уточняя в какое время он сидел? Дело в том, что Авраам был обрезанный и это был третий день после обрезания, а, как известно, во время зноя дневного раны болят наиболее сильно. И, несмотря на то, что у него была боль от обрезания и дневной зной, когда боль усиливается, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел на улице и смотрел: может быть кто-то пойдет.
Когда-то Христос сказал, что уходит, но пообещал, что к людям сойдет Дух Святой. До тех пор знали только Отца, затем узнали Сына — подивились, насколько Он чудесный. И оказалось, что есть еще и третий из этой Троицы.
Надо обратить внимание, что День Святой Троицы — это филологический праздник. Это день, когда ученики Господни заговорили на самых разных языках, не изучив их.
Что такое учить язык, мы с вами знаем. Нужно брать учебники, ходить на курсы, лекции, слушать в наушниках чужую речь, изучать грамматику, лексику, историю, страноведение… Ничего этого не было у апостолов, и вдруг они получили чудесный дар — говорить на самых разных языках. Но говорить не о какой-то ерунде, не о том, почем что стоит , а о Духе Святом, о Христе Воскресшем, о покаянии, о вечности, о необходимости исполнять Божьи Заповеди.
И вот с этим вооружением они разошлись по всему миру. Мы читаем на разных языках Евангелие в пасхальную ночь. И хорошо делаем. Мою душу, например, греет звучание слов, которых я не понимаю, но я знаю, что это о Господе.
Есть смысл в том, чтобы читать Евангелие и Апостолов на разных языках в Пятидесятницу. Потому что именно в этот день Апостолы получили дар языков. Это -Праздник разговора о Боге на всех языках. Это некая противоположность Вавилонской башне. Когда Господь запретил строить Вавилонскую башню, он смешал языки людей, и те перестали друг друга понимать.
А когда Дух Святой сошел на землю, то Он научил их говорить на разных языках, понимать друг друга и говорить самые главные вещи.
О том, что мы дети Божии, что будет Страшный Суд, что будет вечная жизнь. И что кровью Христовой мы должны омыться и войти в эту вечную жизнь. Почему мы говорим, что три Ангела — это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов — это икона Святой Троицы. Он был посвящен таким образом в тайну Триединого Божества. А эта тайна Божественной любви, эта тайна, которая свидетельствует о том, что Бог Отец любит Бога Сына, а Бог Сын любит Бога Отца.
И как Бог Отец имеет жизнь саму в себе, так и Сын имеет жизнь саму в себе; ипостась и любовь обоих имеет жизнь саму в себе, ипостась Духа Святого. Поэтому тайна Святой Троицы — это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобится любви Трёх. Когда Он говорит: «Будьте едины, как Я един с Отцом». А когда Дух Святой в День Пятидесятницы в эти дни сошел на апостолов и огненные языки запылали над их головами — это точно было свидетельство, что любовь Божья вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым».
Дух Святой, как писали древние Отцы — это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого — это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос Сам говорил: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия». Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: «Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом».
Итак, Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой Пятидесятницы стати Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Так таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в одном этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога и умоляем Духа Святого Сокровище благих и жизни Подателю, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны. И мы все в этот день с сыновней преданностью воскликнем: Пресвятая Троица — спасай нас!
С праздником!
По материалам прот.Олега Стеняева.