ВОЗНЕСЕНИЕ В ЦСО «БОГОРОДСКОЕ»

Накануне праздника прошла беседа в ЦСО района «Богородское». Верующие прочитали пропарь и соборно помолились Господу нашему перед иконой праздника.

На­зва­ние празд­ни­ка от­ра­жа­ет суть со­бы­тия — это Воз­не­се­ние на Не­бо Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, за­вер­ше­ние Его зем­но­го слу­же­ния. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся все­гда в 40-й день по­с­ле Па­с­хи, в чет­верг 6-й не­де­ли по Па­с­хе. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).

Чи­с­ло 40 — не слу­чай­ное, а не­су­щее конкретный смысл. Во всей Свя­щен­ной ис­то­рии это бы­ло вре­мя окон­ча­ния ве­ли­ких под­ви­гов. По за­ко­ну Мо­и­се­е­ву в 40-й день мла­ден­цы дол­ж­ны бы­ли при­но­сить­ся ро­ди­те­ля­ми в храм, к Гос­по­ду. И те­перь в со­ро­ко­вой день по­с­ле Вос­кре­се­ния, как бы по­с­ле но­во­го ро­ж­де­ния, Ии­сус Хри­стос дол­жен был вой­ти в не­бес­ный храм Сво­его От­ца как Спа­си­тель че­ло­ве­че­ст­ва.

По­бе­див смерть, это страш­ное по­с­лед­ст­вие гре­ха, и дав тем са­мым воз­мо­ж­ность вос­кре­с­нуть в сла­ве, Гос­подь воз­нёс в Сво­ём Ли­це че­ло­ве­че­с­кую при­ро­ду, вклю­чая те­ло че­ло­ве­ка. Тем са­мым Гос­подь от­крыл ка­ж­до­му че­ло­ве­ку воз­мо­ж­ность по все­об­щем Вос­кре­се­нии воз­не­стись в вы­с­шую оби­тель све­та к са­мо­му Пре­сто­лу Все­выш­не­го.

Празд­ник Воз­не­се­ния — это празд­ник Не­ба, от­кры­тия че­ло­ве­ку Не­ба как но­во­го и ве­ч­но­го до­ма, Не­ба как под­лин­ной ро­ди­ны. Грех от­де­лил зе­м­лю от не­ба и нас сде­лал зем­ны­ми и од­ной зе­м­лёй жи­ву­щи­ми. Речь идет не о за­пла­нет­ном про­стран­с­т­ве и не о ко­с­мо­се. Речь идет о Не­бе, воз­вра­щён­ном нам Хри­стом, о не­бе, ко­то­рое мы по­те­ря­ли в зем­ных на­у­ках и иде­о­ло­ги­ях и ко­то­рое рас­крыл и вер­нул нам Хри­стос. Не­бо — это Цар­ст­во Бо­жие, это цар­ст­во ве­ч­ной жиз­ни, цар­ст­во ис­ти­ны, до­б­ра и кра­со­ты. Всё это рас­крыл, всё это да­рит нам Хри­стос.

Воз­не­с­шись на не­бо, Гос­подь не ос­та­вил зе­м­лю Сво­им Бо­же­ст­вен­ным при­сут­ст­ви­ем, стал ещё бли­же к че­ло­ве­ку, ко всем ве­ру­ю­щим в Не­го. Ны­не Он на­хо­дит­ся на зе­м­ле не толь­ко ве­з­де­су­щим Сво­им Бо­же­ст­вом, но и в ве­ли­ком и пре­не­бе­с­ном та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии – Бо­же­ст­вен­ных Те­ла и Кро­ви Его, ко­то­рых при­об­ща­ют­ся вер­ные. Пре­слав­ное Воз­не­се­ние Спа­си­те­ля на не­бо бы­ло про­дол­же­ни­ем и за­вер­ше­ни­ем про­сла­в­ле­ния Его по че­ло­ве­че­ст­ву, ко­то­рое на­ча­лось в Вос­кре­се­нии, и ос­но­ва­ни­ем ко­то­ро­му по­слу­жил Крест Хри­стов. Здесь со­вер­ша­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся та­ин­ст­во До­мо­стро­и­тель­ст­ва на­ше­го спа­се­ния Хри­стом в Его пре­бы­ва­нии пло­тию на зе­м­ле.

Воз­не­се­ние Ии­су­са Хри­ста на не­бо вме­сте с тем от­кры­ва­ет для всех ве­ру­ю­щих в Не­го путь к не­бу, к ве­ч­ной жиз­ни, по­доб­но то­му, как Его смерть и Вос­кре­се­ние есть по­бе­да над гре­хом и смер­тью для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Хри­стос воз­нёс­ся на не­бо, как пер­ве­нец из мёр­т­вых, пред­ста­вив в Сво­ём Ли­це на­ча­ток ис­ку­п­лён­ной и воз­ро­ж­дён­ной Им че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды. Он взо­шёл со сла­вой к Све­то­на­чаль­ни­ку От­цу Сво­ему, Кре­стом Сво­им раз­ру­шив древ­нее осу­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва и сре­до­сте­ние (пре­гра­ду) вра­ж­ды ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом.

При­бли­жал­ся празд­ник ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, и уче­ни­ки Хри­сто­вы воз­вра­ти­лись из Га­ли­леи в Ие­ру­са­лим. В со­ро­ко­вой день по­с­ле вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста они со­бра­лись в од­ном до­ме. Ии­сус Хри­стос явил­ся им и бе­се­до­вал с ни­ми, го­во­ря: «так на­пи­са­но, и так над­ле­жа­ло по­стра­дать Хри­сту и вос­кре­с­нуть из мёр­т­вых в тре­тий день; и про­по­ве­да­ну быть во имя Его по­ка­я­нию и про­ще­нию гре­хов во всех на­ро­дах, на­чи­ная с Ие­ру­са­ли­ма. Вы же сви­де­те­ли се­му. Иди­те по все­му миру и про­по­ве­дуй­те Еван­ге­лие (уче­ние Хри­сто­во) всей тва­ри. Кто бу­дет ве­ро­вать и кре­стит­ся, спа­сён бу­дет; а кто не бу­дет ве­ро­вать, осу­ж­дён бу­дет. Уве­ро­вав­ших же бу­дут со­про­во­ж­дать сии зна­ме­ния: име­нем Мо­им бу­дут из­го­нять бе­сов; бу­дут го­во­рить но­вы­ми язы­ка­ми; бу­дут брать змей, и ес­ли что смер­то­но­с­ное вы­пьют, не по­вре­дит им; воз­ло­жат ру­ки на боль­ных, и они бу­дут здо­ро­вы».

По­том Спа­си­тель ска­зал уче­ни­кам, что ско­ро по­шлёт на них Свя­то­го Ду­ха; а до то­го вре­ме­ни по­ве­лел им не рас­хо­дить­ся из Ие­ру­са­ли­ма. Он ска­зал: «Я по­шлю обе­то­ва­ние От­ца Мо­е­го на вас; вы же ос­та­вай­тесь в го­ро­де Ие­ру­са­ли­ме, по­ка не об­ле­чё­тесь си­лою свы­ше; ибо Ио­анн кре­стил во­дою, а вы че­рез не­сколь­ко дней бу­де­те кре­ще­ны Ду­хом Свя­тым».Бе­се­дуя с уче­ни­ка­ми, Спа­си­тель вы­вел их из го­ро­да в сто­ро­ну Ви­фа­нии, на го­ру Еле­он­скую,т.е Масличную-название ее.

Уче­ни­ки, об­ра­до­ван­ные сло­ва­ми Спа­си­те­ля, об­сту­пи­ли Его и ста­ли спра­ши­вать: «не в это ли вре­мя, Гос­по­ди, вос­ста­но­в­ля­ешь Ты цар­ст­во Из­ра­и­лю?»

Спа­си­тель же ска­зал им: «не ва­ше де­ло знать вре­ме­на или сро­ки, ко­то­рые Отец по­ло­жил в Сво­ей вла­сти. Но вы при­ме­те си­лу, ко­г­да сой­дёт на вас Дух Свя­той, и бу­де­те про­по­ве­до­вать обо Мне в Ие­ру­са­ли­ме, и во всей Иу­дее и Са­ма­рии и да­же до края зе­м­ли».

Ска­зав это, Ии­сус Хри­стос, под­няв ру­ки Свои, бла­го­сло­вил уче­ни­ков Сво­их; и ко­г­да бла­го­сло­в­лял, стал от­да­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на не­бо, и ско­ро об­ла­ко взя­ло Его из ви­да их.

Так Гос­подь и Спа­си­тель наш Ии­сус Хри­стос воз­нёс­ся че­ло­ве­че­ст­вом Сво­им на не­бе­са и сел оде­с­ную (по пра­вую сто­ро­ну) Бо­га От­ца Сво­его, т. е. Его че­ло­ве­че­с­кая ду­ша и те­ло при­ня­ли (та­кую же) сла­ву не­раз­дель­но с бо­же­ст­вом Его, а бо­же­ст­вом Сво­им Он все­гда был и бу­дет на не­бе и ве­з­де.

Уче­ни­ки по­кло­ни­лись воз­не­с­ше­му­ся Гос­по­ду и дол­го про­дол­жа­ли сто­ять и смо­т­реть на не­бо вслед Ему. То­г­да яви­лись пе­ред ни­ми два ан­ге­ла в бе­лых оде­ж­дах и ска­за­ли: «му­жи га­ли­лей­ские! Что вы сто­и­те и смо­т­ри­те на не­бо? Сей Ии­сус, воз­не­с­ший­ся от вас на не­бо, опять при­дёт (на зе­м­лю) та­ким же об­ра­зом (т. е. во пло­ти че­ло­ве­че­с­кой), как вы ви­де­ли Его вос­хо­дя­щим на не­бо». По­с­ле это­го уче­ни­ки Ии­су­са Хри­ста воз­вра­ти­лись в Ие­ру­са­лим с ве­ли­кою ра­до­стью и ос­та­ва­лись там все вме­сте, ожи­дая со­ше­ст­вия Свя­то­го Ду­ха. Все они еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в мо­лит­ве, бу­ду­чи все­гда в хра­ме Бо­жи­ем, про­сла­в­ляя и бла­го­да­ря Бо­га. С ни­ми бы­ли не­ко­то­рые жё­ны и Ма­рия, Пре­свя­тая Ма­терь Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, со Сво­и­ми срод­ни­ка­ми. В эти дни апо­сто­лы, по­мо­лив­шись, вы­бра­ли по жре­бию из дру­гих уче­ни­ков Хри­сто­вых две­на­д­ца­то­го апо­сто­ла Мат­фия, на ме­с­то по­гиб­ше­го Иу­ды-пре­да­те­ля.Какое послушание проявили апостолы,они ожидали обещанного от Господа.

Смысл и цель этого праздника для нас с вами,дорогие наши в том, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, «помнили о том, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, старались мыслями и сердцем подниматься над всем чувственным», обращаясь к вечности (архимандрит Рафаил (Карелин)).

Праздник Вознесения – это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома,не могу не повторять об этом. Праздник полного освобождения от страданий и тягот земного жития.

«Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат – там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа». О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам. Господи, отверзи двери милосердия Твоего! »Свт. Дмитрий Ростовский

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.