2 октября 2022 года отошла ко Господу Ольга Александровна Валова, одна из старейших прихожанок и сотрудниц нашего храма.
5 октября настоятель храма протоиерей Дамиан Круглик совершил отпевание.
Ольга Александровна Валова, урожденная Дмитрева, родилась в Рязани, в 1933 году, в потомственной семье священнослужителей.
Придя в наш храм с назначенным в 1992 году отцом Дамианом, Ольга Александровна долгое время трудилась вместе с ним, занимала должность помощника настоятеля, содействуя отцу Дамиану в решении бесчисленных хозяйственных вопросов. Почти ежедневно пела на клиросе. Прихожане вспоминают её преданность храму, любовь к богослужению, добрый, оптимистичный характер, трудолюбие, улыбчивость, чувство юмора и скромность. Последние годы Ольга Александровна много болела, не выходила из дома. Но она всегда поддерживала связь с родным Богородским храмом, с храмами и монастырями, где почитали её святых сродников. Заказывала и отправляла написанные иконы. Радовалась, что по телевизору передают трансляции богослужений, с благоговением и молитвой смотрела их.
В 2021 году удалось записать интервью с Ольгой Александровной, приводим его отрывок:
«Я сама из священнической семьи. У меня папа – священник, отец Александр Дмитрев, его папа, мой дедушка, – отец Федор Андреевич Дмитрев. Его судьба: выгнали из дома, раскулачили, они скитались, но его не посадили в тюрьму. Он у одних поживет, у других, где он служил, это Рязанская область, Касимовский район, село Самылово. Его вотчина была, там он служил, красивая кирпичная церковь, у дедушки был хороший дом, с хорошим садом и с надворными постройками, большой крытый двор. И все это было отнято. Дочку забрали в трудовой лагерь, он остался один, он немножко жил в Самылове, а потом переехал к моей маме, своей снохе. Потому что мой папа, я его почти не помню, когда они поженились с мамой, его призвали в армию, потом он стал священником, и ему дали служить в храме села Маккавеева, это 5 километров от Самылова. Моего папу посадили в тюрьму, и мама осталась в тюрьме, и дедушка жил с нами, а до того, еще в Самылове, с ним была его дочь Наталья, и он пытался ночами то крестить, то отпевать, кто позовет. А время было голодное. И как-то он покрестил ребенка, ему заплатили стакан пшена, так он пришел домой и говорит: «Наташа, вот пшено, половину отсыпь, а половину отдай соседям, у них шесть детей».
И ещё из рода Дмитревых. Мой папа стал священником, а его младший брат Евгений уехал в Пермь и там служил псаломщиком. Его арестовали, ему было всего 20 лет, и дедушка получает записку, о которой он нам ничего не сказал: «Папа, отпой меня, меня завтра расстреляют». Так и было, и его канонизировали: он Евгений Дмитрев. Икона висит передо мной. Он не только мой родной дядя, он ещё и мой крестный. У дедушки Федора Андреевича Дмитрева был брат Михаил Андреевич, тоже в Касимовском районе, село Селищево, служил там, необыкновенный был батюшка. Его забрали в лагеря и в 1937 году расстреляли, он священномученик.
А с маминой стороны Зоя Петровна Крестова. Они жили в Рязанской области, село Панино, и там служил её папа Петр Иванович Крестов. И его два раза арестовывали по нелепым обвинениям. Он организовал в храме хор молодых девочек. И когда он пошел ночью крестить, за ним специально следили и арестовали его. В 1941 году его поместили в камеру с бандитами, они не давали ему есть, и он умер. И он священномученик Петр Рязанский. Это моя близкая родня.
Сестра моего дедушки Федора Андреевича Клавдия Андреевна вышла замуж в село Касимово Рязанской области за священника Анатолия Авдеевича Правдолюбова. И поэтому все семейство Правдолюбовых – моя родня. И Лия [Петровна Мизгирёва, супруга протоиерея Дамиана] знала всех Правдолюбовых – и тех молодых, молодую поросль, и мне обо всех рассказывала, чтобы я о них знала, о своей родне».
Вечная память рабе Божией Ольге!
Отпевание состоится в нашем храме в среду, 5 октября, после Литургии.
О святых родственниках почившей:
Мученик Евгений Дмитрев родился в 1913 г. в семье потомственного протоиерея Федора Андреевича Дмитрева и приходится племянником причисленному к лику святых новомучеников и исповедников Российских протоиерею Михаилу Дмитреву,
По окончании семилетней школы он служил псаломщиком в Иоанно-Богословской церкви в селе Митине Касимовского района Рязанской области. В 1934 г. был призван на военную службу, но, будучи лишённым гражданских прав, как и другие выходцы из духовного сословия, попал не в регулярную часть, а во 2-ю роту 9-го строительного батальона на военном заводе в Перми. Во время работы на заводе получил травму, что позднее в материалах следственного дела было расценено как «злонамеренный и диверсионный поступок».
8 апреля 1937 г. был арестован по «делу трудармейцев», обвинен в «активном участии в контрреволюционной группе «Общество трудового духовенства»». Виновным себя не признал. Сознавая, что расстрел неизбежен, сумел передать на волю записку для отца, в которой просил отпеть его.
Позже узнали, что работники того завода в полном составе были арестованы и, по-видимому, расстреляны. По уточненным данным, днем мученической кончины Евгения Федоровича является 31 августа 1937 г.
Определением Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2000 г. мученик Евгений Дмитрев причислен к лику святых для общецерковного почитания.
Священномученик протоиерей Михаил Дмитрев родился в 1873 г. в Рязанской губернии, в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея Андрея Дмитрева. Он происходил из старинного священнического рода. После окончания Рязанской духовной семинарии работал учителем церковно-приходской школы. В 1897 г. женился и был рукоположен во иерея. В 1905 г. он подал прошение о назначении его на место служения своего отца в село Маккавеево. С 1905 по 1913 г. отец Михаил был настоятелем Покровской церкви в родном селе.
В 1913 г. отец Михаил был назначен настоятелем в Покровскую церковь села Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии. Здесь он прослужил до своей мученической кончины. Церковь в селе Селищи была маленькой, деревянной. Приход был беднейшим в епархии, епархия была вынуждена сама платить отцу Михаилу минимальную плату. В приход входило несколько деревень – под соломенными крышами, с лучинами в избах. Истинный пастырь Христовой Церкви, труженик, отец Михаил со свойственной ему энергией принялся поднимать свой приход. Каждодневным кропотливым трудом отец Михаил создал приход и его возглавил. Он организовал строительство церковно-приходской школы и стал ее заведующим и законоучителем. Учителем в этой школе был и его двоюродный брат, будущий священномученик Николай Правдолюбов. Одновременно отец Михаил состоял законоучителем в Самуиловском земском училище. Кроме церковно-приходской школы ему удалось построить в селе Селищи и кирпичный, просторный храм. Отец Михаил ввел в своем храме общенародное церковное пение и много сил отдал тому, чтобы научить и приучить народ петь. Из воспоминаний дочери отца Михаила Нины: «Папа очень любил церковное пение. Он перенес клирос псаломщика с амвона вниз, чтобы верующие могли стоять около него и петь. Ездил по деревням и собирал на спевки всех желающих… И дома устраивал спевки… Вспоминается одна Святая Пасха. Второй день. Начало литургии… Вдруг через народ прошел в алтарь владыка Аркадий (Остальский – прим. ред.), вернувшийся из десятилетней ссылки. Когда после службы пришли домой, владыка сел в зале в кресло и на глазах у него были слезы – такое впечатление произвело на него общее пение в церкви…».
Каждый четверг отец Михаил участвовал в беседах касимовского духовенства, в которых затрагивались важные проблемы пастырской деятельности, обсуждалась миссионерская работа. Проповедник, миссионер, он великолепно знал Священное Писание, выезжал в окрестные села для бесед с баптистами, сектантами. Он много работал над текстами Евангелия, Библии, делал подробные тематические выписки из Священного Писания и помогал в такой работе своим соседям по приходу. Это было очень важно в миссионерской работе с сектантами. На храмовые праздники священники Касимова и окрестных сел старались собираться и служить вместе. На Покров – престольный праздник Селищ – в село съезжались отец Сергий Правдолюбов из Касимова, отец Евгений Харьков из Бетина, отец Сергий Окуньков из Синулиц, отец Петр Успенский из Ардабьева, отец Василий Ястребцов из Которова и др. Многие из них также примут мученические венцы. Собирались после службы на трапезу, разговаривали на богословские темы. По бедности прихода, чтобы прокормить семью, отец Михаил сам вел свое домашнее сельское хозяйство – сам пахал, сеял, убирал. Он сам доил корову, разводил пчел, знал все новинки сельскохозяйственной техники, выписывал и покупал многие технические приспособления. С раннего утра, до церковной службы, задолго до выхода на поля всех крестьян, он успевал поработать и на своем поле, и – тайно – помогал вдовам и немощным села. Некоторые из них только после кончины отца Михаила узнали, кто им так долго и много помогал, узнали только потому, что эта помощь прекратилась с его арестом. В летние засухи много домов уничтожалось пожарами, нередко сгорали целые деревни. Отец Михаил организовал в селе противопожарную службу, выстроил каланчу, учредил постоянные дежурства и сам не уклонялся от этих дежурств. Если случался пожар, он забирал все ведра, какие были у него в хозяйстве, и сам ехал скорее помогать тушить пожар. Всегда сам руководил тушением пожара, и крестьяне говорили: «Ну, если батюшка приедет тушить, то пожар быстро потухнет».
В 1924 г. отец Михаил был награжден саном протоиерея и стал благочинным 1-го Касимовского округа. Он твердо противостоял обновленцам, его много раз вызывали в ОГПУ и пытались заставить подписать письменное согласие с обновленчеством. Однажды его отказались выпускать, если не подпишет, и священник согласился «подумать». Вскоре к нему пришел сотрудник ОГПУ. «Ну, как, надумал?» – спросил он священника. – «Да, надумал… не подписываться», – ответил отец Михаил. Сотрудник ОГПУ в ярости бегал по комнате из угла в угол, тряс перед лицом священника наганом и кричал: «Ведь я сейчас тебя убью, и никто ничего со мной за это не сделает!» Но отец Михаил остался непреклонным, и от него отступились. Много раз к отцу Михаилу приходили с обыском: искали, за что бы обвинить. Полным ходом шла коллективизация, раскулаченных в селе Селищи с семьями погрузили на баржи и отправили в окрестности города Нижний Тагил, многие по дороге умерли. Селищенский приход был обескровлен.
В конце 1929 г. протоиерей Михаил Дмитрев был арестован вместе со многими священнослужителями города Касимова и его окрестностей. Назначили суд, на который пришли толпы крестьян, чтобы заступиться за своего пастыря. Несмотря на обвинительный приговор, священника вскоре выпустили из-за многочисленных ходатаев, хлопотавших о пересмотре дела. Но недолго оставалось отцу Михаилу послужить на своем приходе. Преследования не прекращались, семью священника мучили постоянными обысками, поиском обвинений, сбором лжесвидетельств, вызовами на допрос. В 1935 г. к отцу Михаилу вновь пришли с арестом. Во время обыска матушка Елисавета Ивановна была унизительно обыскана; после нервного потрясения, недолго пожив, в 1936 г. она умерла. Отец Михаил был заключен в тюрьму в городе Касимове, но опять за него заступились прихожане, и вскоре по ходатайству он был освобожден. После смерти матушки Елисаветы отец Михаил весь следующий год служил ежедневно.
В конце 1930-х годов гонение на Церковь и священнослужителей усилилось. Старший сын предлагал отцу Михаилу уехать временно в Москву или какое-то другое место, чтобы переждать самые напряженные годы и избежать ареста. Но отец Михаил твердо и решительно отказался, заявив, что свой приход он не сможет бросить в такое тяжелое время. В ночь с субботы на воскресенье 18 сентября 1937 года, после субботнего всенощного бдения, протоиерей Михаил был арестован и отвезен в Касимовскую тюрьму. При допросах «в отношении отца Михаила применялись пытки в полном объеме». Тем не менее, отец Михаил никого не оговорил, виновным себя не признал. Приговор о расстреле был вынесен тройкой при НКВД по Рязанской области в день памяти Архистратига Михаила (19 сентября или 21 ноября). По рассказам человека, сидевшего с ним в одной камере, отец Михаил не унывал, поддерживал всех; потом был вызван с вещами и расстрелян в ночь с 1 на 2 декабря, в день памяти иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
Память священномученика Михаила Дмитрева совершается Церковью 2 декабря (19 ноября ст. ст.).