Суббота Акафиста

27 марта, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, вечером было совершено особое богослужение, которое бывает только один раз в году — утреня Субботы Акафиста, иначе называемая «Похвала Пресвятой Богородицы». В чинопоследование утрени вводится акафист Божией Матери, причем он разделен на 4 фрагмента, каждый из которых читается в свое время перед другой иконой. Священники читают кондаки и икосы акафиста по очереди. В нашем храме первый фрагмент читался перед Казанской иконой Божией Матери, лежащей на центральном аналое, далее — перед Тихвинской, Скоропослушницей и Владимирской иконами.

В Греческой Церкви Суббота Акафиста — единственный день в году, когда исполняется акафист Пресвятой Богородице.

Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов.

Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (под которыми могли подразумеваться и славяне) связано и происхождение кондака «Взбранной воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году — после того, как в море опустили ризу Пресвятой Богородицы, поднялась буря и потопила корабли.

Изначально празднование совершалось только в Константинополе в Влахернском храме, где хранились чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Позднее праздник был внесен в Студийский устав, являвшийся эталоном для монастырских уставов древней Руси, а потом и в церковные богослужебные книги, став общим для Восточной Церкви.