Огласительная беседа перед Крещением
В связи с распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г. взрослым и детям старше 7 лет, желающим принять Таинство Крещения, а также родителям и восприемникам детей младше 7 лет, необходимо прослушать две огласительные беседы. По итогам бесед в храме дается соответствующее свидетельство.
С 28 сентября расписание бесед переходит на зимнее время. Будут проводиться две беседы:
1-я в субботу в 14:30
2-я в воскресенье в 13:00
Предварительная запись обязательна. Номер для записи: 8-915-230-94-19 (Тимофей Дмитриевич)
Место проведения – здание воскресной школы.
Опыт храма Преображения Господня в Богородском.
Молитва «Царю небесный»
Приветствие.
Цель нашей сегодняшней встречи – подготовка к участию в таинстве Крещения. Поэтому первый вопрос, ответ на который мы постараемся найти – Что происходит с человеком во время этого таинства. Главное событие этого таинства есть второе рождение человека, не физическое, но духовное, его жизнь начинается с чистого листа. Как младенец не имеет личного греха, когда рождается, так и человек, приступающий к таинству Крещения с верой и намерением изменить свою жизнь, получает отпущение грехов. Когда верующие родители крестят своих младенцев они с самого начала жизни своих детей вводят их в таинственное общение с Богом, делают членами Церкви.
Человек приняв Крещение, становится членом Церкви, то есть частью единого мистического тела, сообщение с центром которого – Христом происходит посредством Причащения Святых Тела и Крови Христовых. Как в человеке, если та или иная часть тела не получает кровоснабжения то отмирает, так и человек некогда крещёный но не живущий литургической жизнью (то есть регулярно не исповедующийся и не причащающийся) является засохшей ветвью живого дерева. Но мы знаем, что засохшая ветвь подчас может пустить побеги, так и человек крещеный, но отпавший от Церкви в виду беспечного отношения к вере может возродиться через покаяние и начало личной духовной борьбы, духовной жизни.
Что же необходимо для участия в таинстве Крещения. Прежде всего, важнейшим условием для участия в любом таинстве является вера в Бога, а второе что необходимо для Крещения это намерение для взрослого изменить свою жизнь (то есть в человеке должен произойти внутренний переворот переосмысление всей жизни), для крещения младенцев родителям (родным и крёстным) необходимо иметь твёрдое намерение как самим жить по заповедям Божиим, так и ребёнка воспитывать в этой вере.
Вопрос: Что же это за вера, о которой мы говорим?
Варианты ответов: Культура, традиция, образ жизни.
Конечно же, под верой мы подразумеваем именно образ жизни. То есть жизнь осмысленную, целеустремлённую. Что же это за смысл, о котором мы говорим, каков он должен быть для верующего человека? Чтобы нам ответить на этот вопрос нам необходимо сказать о двух аксиомах православия, которые необходимо знать для правильного понимания смысла жизни. Первая аксиома это вера христианина в бессмертие души. Осознание факта бессмертия кардинально меняет взгляд человека на его земную жизнь. Это первый шаг к переосмыслению прожитой жизни.
Вторая аксиома это вера в человека как свободное существо. Понимание того, что главной отличительной чертой человека тем, что отличает его от животного, является дарованная Богом свобода. Очень часто люди, которых привело в храм некое горе спрашивают: «Почему Господь допускает столько зла в этом мире»? Ответ очень прост, человек сам это зло материализует посредством своей свободной воли. Господь ценит в человеке свободу и ждёт, чтобы человек сам своей волей пришёл к Нему. Диавол же напротив насилием и обманом пытается завлечь душу человека в свои сети. Господь попускает людям творить злые дела, оставляя возможность человеку самому совершать свой выбор.
Суммируя выше сказанное, мы получаем возможность легче понять смысл жизни христианина. С одной стороны мы помним о бессмертии, помним о том, что после смерти нас ждёт ответ за те дела, которые мы совершили. С другой мы помним, что наша земная жизнь есть время, данное нам для самореализации, то есть совершения своего жизненного выбора, помним, что своими добрыми делами мы выбираем жизнь с Богом, а злыми жизнь вне Бога с диаволом. Таким образом, смысл жизни каждого христианина заключается в стремлении к Богу и вечной жизни с Ним, через уподобление Ему совершением дел Любви. В евангелии от Иоанна сказано: «Бог есть Любовь… пребывающий в Любви в Боге пребывает». Из этих слов явственно следует, что Любовь есть одна из важнейших характеристик Существа Бога. Не случайно слово Любовь употреблено именно в форме существительного.
Есть два состояния для души человека: первое это состояние любви, то есть состояние уподобления Богу (обожения) и второе состояние гордыни – состояние противления Богу и Его замыслу о человеке. Эти состояния есть фундамент, на котором человек строит здание своей духовной жизни. Как нет ни одной добродетели в основе, которой не было бы любви. Так в основе каждого греха лежит гордыня.
Говоря о любви, под этим словом мы подразумеваем не то, что пропагандирует современная массовая «культура» (то есть потребление и получение удовольствии, что есть эгоизм), а смиренную жертвенность, примером которой является жертва совершённая Господом нашим Иисусом Христом. Эта искупительная жертва есть пример высшей любви.
Что даёт человеку любовь? В первую очередь она восстанавливает нарушенные грехом отношения человека с Богом. Человек, пребывающий в любви по-настоящему свободен. Его душа чувствует гармонию с Богом. Любовь раскрывает в человеке заложенные Богом способности к творчеству (а правильнее сказать к сотворчеству Богу). И последнее, любовь делает человека счастливым. То есть человек уже здесь на земле отчасти чувствует то, что его ожидает в вечной жизни с Богом.
Гордыня приводит человека к состоянию прямо противоположному. Первое что происходит с человеком – это помрачение ума, человек утрачивает способность к адекватной самооценке. Далее у человека появляется зависимость, пристрастие ко греху. Задумайтесь, как легко перестать делать дела добрые и как сложно отказаться от привычек греховных. Будь то раздражительность, осуждение, объедение, блуд. Сколько труда необходимо приложить человеку, чтобы победить эти греховные привычки. Совершая грех, мы утрачиваем Богом дарованную нам свободу, то есть сами добровольно идём в рабство греху. И в конечном итоге совершение любого греха ведёт человека к страданию не только в этой земной жизни, но если человек не раскается то и в жизни вечной.
Рассматривая Заповеди Божии, нам необходимо обратить особое внимание на первые две. В которых говорится о недопустимости идолопоклонства. В наше время многие полагают, что эти заповеди устарели, но на самом деле это не так. Идолопоклонство, но только не явное грубое язычество, а замаскированное, продолжает существовать как мировая религия и по сей день. Мало того массовые человеческие жертвы этим идолам совершаются повсеместно. Эти идолы алчность и гедонизм (культ удовольствия). Достаточно просмотреть новостную ленту, и мы увидим списки жертв этого страшного идола. Я не случайно говорю идола, а не идолов, потому что идол всегда один – гордыня.
Ещё одна заповедь, на которую нам необходимо также обратить наше внимание это чётвёртая заповедь Закона Божиего. Эта заповедь говорит о том, что человеку дано шесть дней, чтобы в эти дни он делал свои дела, но есть ещё и седьмой день, который необходимо посвятить Богу. В древнем ветхозаветном календаре этим днём была суббота, но после совершения Спасителем искупительной жертвы таким днём стало воскресенье – день, когда мы вспоминаем центральное событие человеческой истории. Из Евангельского повествования мы видим, как Сам Господь даёт нам пример исполнения этой заповеди. Он проповедовал в синагогах, то есть общался с людьми, мы же призваны к общению с Богом посредством молитвы и участия в Евхаристии (Причащении). Господь исцелял больных, за что был, обличаем лукавыми фарисеями, мы же призваны творить добрые дела. Более подробное рассмотрение заповедей нам предстоит, прочитав статью на сайте храма, о чём я скажу в конце нашей встречи.
Центральное место нашей сегодняшней беседы займёт рассмотрение текста Символа веры. Этот текст будет читать крещаемый или один из восприемников. Дома вам предстоит прочесть на сайте храма статью с переводом и объяснением каждого предложения текста символа веры к нашей второй встречи, а сейчас нам необходимо поставить главные акценты в понимании этого сакрального текста.
В первых словах символа веры мы свидетельствуем о нашей вере в Единство Божества: «Верую в Единого Бога…», но уже в следующих словах начинается перечисление трёх лиц Пресвятой Троицы. Это значит, что мы верим в то, что Бог один, но в трёх Лицах. Как это понять одновременно и один и три. Поможет нам пристальное изучение самих себя, ведь человек создан по образу и подобию Божию. Образ то, что дано, подобие то к чему надо стремиться. А дано человеку не только тело, но и бессмертная душа освящённая духом. Таким образом, мы видим, что троичность конечно не в полноте, но отразилась в человеке. В III веке во время Первого вселенского собора свт. Спиридон Тримифунский по промыслу Божию совершает следующее чудо. Он взял в руки кирпич сжал его, как вдруг вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а в руке у святителя осталась глина. Тогда свт. Спиридон сказал:»Подобно тому, как в этом кирпиче были соединены три стихии (огонь, вода и глина), так и Бог один, но в трёх Лицах».
Далее в символе веры говорится о творении видимого и невидимого мира. Что означает видимый мир нам понятно – это то, что нас окружает. Мир же невидимый был создан до творения человека. Были созданы бесплотные духи, во главе которых был поставлен некий дух по имени Денница. Этому духу была дарована огромная власть и слава, но, не смотря на эту честь, он первый из творений Божиих впадает в состояние гордыни. Как мы уже говорили, первая ступень этой лестницы ведущей в пропасть является помрачение ума. Денница в безумии своём помыслил, что может сам быть Богом. И была великая битва на небесах. В результате бесплотные духи, последовавшие за Денницей, были низвержены с небес и стали бесами, а те духи, которые остались верны Богу стали ангелами.
Далее в символе веры говорится о Втором Лице Пресвятой Троицы Сыне Божием. Центральное место в этой части символа веры занимает повествование о совершении Иисусом Христом Сыном Божиим искупительной жертвы за наши грехи. Чтобы нам понять, что это за жертва и почему она была необходима, нам надо мысленно вернуться к творению человека. Господь творит человека, дарует ему свободу, но для того чтобы испытать эту свободу Он даёт первую заповедь, не вкушать от древа познания добра и зла и предупреждает человека о смерти, которая последует в случае нарушения этой заповеди. Как металл закаляется в огне, так и человек должен был закалиться в своей свободе. Но этого не произошло. Еве в виде змия является Денница, возненавидевший Бога и желающий Ему отомстить, погубив Его лучшее творение. Он обманывает её, говоря, что Господь специально запретил, есть с этого древа, потому что если с него съесть, то человек станет как Бог. Ева не хотела, как денница свергать Бога, но она знала что смысл и цель жизни человека обожение, то есть уподобление Богу. И Ева проявляет непослушание, вкушая с древа желая лёгким путём без труда достигнуть цели. Как часто современные люди также магически без труда хотят, что бы то ни было получить. Необходимо помнить, что такой путь ведёт всегда в погибель.
Происходит Грехопадение, человек сам выбирает совершение греха. Господь взывает к Адаму и говорит, где вы и что вы сделали? Господь, конечно, знал и где они были и что совершили, но таким образом он даёт возможность шанс людям покаяться, самим осмыслить и оценить свой поступок. Но в ответ Адам как бы обвиняет Самого Бога, говоря: «Это жена, которую Ты дал мне, дала мне». А Ева повторяет за мужем: «Это змий дал мне есть и я ела». Не было главного личного искреннего покаяния. Этими словами Адам и Ева подтвердили свой выбор. И естественно получили то, что выбрали. Они были изгнаны из Рая. Из-за их греха исказилось всё творение и главное они стали смертны. С таким ужасом и неприятием мы воспринимаем смерть именно потому, что она не была сотворена Богом. Смерть есть противоестественный акт нашего существования. Но не только смертным физически стал человек, будучи изгнан из Рая, самой страшной была смерть духовная, а именно неизбежность пребывания бессмертной души человека после смерти тела в аду независимо от праведности его жизни. После изгнания из Рая, когда первые люди ощутили на себе последствия того искажения, которое претерпела природа из- за их греха, ощутили жажду Богообщения, они обращаются к Богу с покаянием. И даже в ответ на это запоздалое покаяние Всемилостивый Господь отвечает своим милосердием, обещая послать Своего Единородного Сына, который совершит искупительную жертву. Но совершилось это не сразу, было необходимо, чтобы прошло несколько тысячелетий пока человечество получило то, что некогда оно само выбрало, а именно познание добра и зла.
По прошествии этого времени на земле рождается та которая ни разу за всю свою жизнь не использовала данную Богом свободу для совершения зла, та через которую воплотилось Второе Лицо Пресвятой Троицы Господь Иисус Христос. Три года Спаситель проповедует о том, что приблизилось время искупления первородного греха. Господь учит людей как надо жить для того чтобы после смерти быть с Богом в Раю. На третий год проповеди Спасителя иудейские старейшины по зависти предают Богочеловека, Мессию на самую позорную и мучительную смерть – распятие на кресте. Господь знал что Его ждёт и добровольно шёл на эти страшные муки и смерть. Здесь проявляется высшая жертвенная любовь возможная в нашем мире. Не ради друзей или близких, которые любили Его, Он восходит на крест, а ради нас с вами, тех кто своими грехами ещё и ещё раз распинают Его, Он взошёл на крест и принял смерть. Но своею смертью он побеждает акт смерти. Ведь смерть есть следствие греха, а как мог умереть безгрешный Богочеловек. Как поётся в одном из пасхальных песнопении и смерть не удержаста Его (не смогла удержать Его). Христос Спаситель мира воскресает из мертвых. Смерть побеждена. Из ада выведены все праведники, томившиеся там от грехопадения до совершения Спасителем искупительной жертвы. И теперь каждый человек, следуя заповедям Божиим, может после смерти попасть в обители рая. Таким образом, побеждена смерть духовная. Далее говорится о вознесении Спасителя на небо и о том, что также с небес но уже во славе Господь явится в день страшного суда и тогда воскреснут все люди когда либо жившие на земле и произойдёт победа над смертью физической.
Далее в символе веры мы говорим о нашей вере в Третье Лицо Пресвятой Троицы – святой Дух. О том что Он сходил на пророков и они возвещали людям божию волю. Говорится о вере в Церковь. О том что мы верим что истина может быть только одна и сохранена не искажённой именно и только в Православной Церкви. И последние слова, символа веры раскрывают подлинный смысл нашей жизни : «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века Аминь.»То есть моя жизнь есть подготовка к дню страшного суда и уповая на милосердие Божие я готовлюсь к вечной жизни с Богом в раю. Последнее слово аминь в переводе означает да будет так.
Следующий вопрос, который мы затронем, касается поста и молитвы. Говоря о посте мы должны понимать, что пост не есть диета или испытание своей воли, а есть время борьбы с привычкою ко греху. Воздержание от пищи и удовольствий является лишь инструментом для очищения души. Ведь бесы вообще ничего не едят, но от этого праведными не становятся. Можно есть растительную пищу, но в таком количестве и качестве, что постом этом являться не будет никак. Относительно молитвы можно вспомнить русскую пословицу: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб себе расшибёт». Если человек не будет осмыслять слова молитвы, не будет пропускать через своё сердце эти слова, то толку от такой молитвы не будет. Это будет нарушением третьей заповеди, запрещающей произносить имя божие в суе, то есть просто так как присказку или поговорку. Молитва должна быть искренним обращением человека к Богу, общением с творцом.
Также нам необходимо сказать о таинствах к которым приступает каждый из нас. Таинств всего семь, но поговорим с вами о шести из них, потому как о таинстве священства нет смысла говорить подробно в виду того, что к нему существует особая подготовка.
Таинство Крещения. В этом таинстве человек входит в таинственное общение с Богом, становится членом Церкви. Человек объявляет войну греху, отрекаясь от сатаны, приносит присягу Богу. Читая символ веры. И в таинстве Миропомазания, которое в современной практике объединено с таинством Крещения получает духовное оружие для борьбы с грехом. Через помазание святым миром получает благодать Святого духа. Чтобы эти таинства были на пользу человеку необходима искренняя вера и намерение жить христианской жизнью.
Таинство Исповеди. В этом таинстве сам Христос невидимо присутствующий при совершении таинства прощает человеку грехи, в которых он раскаивается. Чтобы это таинство было на пользу человеку необходимо иметь искреннее раскаяние в грехе, отвращение к нему, и решимость бороться с привычкой к повторению его. Особенно опасно, когда человек приходя на исповедь что-то скрывает по ложному стыду. Мы должны помнить что священник есть всего лишь свидетель, а невидимо предстоит Всеведущий Господь, Которого обмануть не возможно.
Таинство Причастия(Евхаристия). В этом таинстве происходит высшая точка общения человека с Богом. Под видом Хлеба и Вина мы принимаем истинные Тело и Кровь Христову, таинственно соединяясь с самим Богом. Для того, чтобы это таинство было на пользу необходимо сознание собственного не достоинства и греховности перед лицом Божиим. А также вера в то, что под видом Хлеба и Вина мы принимаем в себя Само Божество. Не случайно диакон при выноси святой чаши возглашает со страхом Божиим и верою приступите.
В таинстве Соборования мы просим Бога об исцелении наших физических болезней. Чтобы это таинство было на пользу необходимо избавиться от причины болезни, а такой причиной как правило бывает болезнь более глубокая- болезнь нашей души, то есть грех. Поэтому таинству Соборования всегда предшествует Исповедь и Причастие. Чтобы это таинство было на пользу необходима вера во Всемогущество Божие и раскаяние.
В таинстве Брака Господь даёт особую благодать брачующимся, которая при совершении духовного труда укрепляет супругов в их жизни. Сент Экзюпери говорил о том, что любящи это не те кто смотрят друг на друга, а тек то смотрит в одном направлении. Для Супругов Христиан это направление Вечная жизнь с Богом. Исходя из этого мы пониманием что для того чтобы это таинство было на пользу, супругам необходима общая вера в Бога, устремление к царству небесному и взаимная жертвенная христианская любовь, намерение самим жить по христиански и в этой вере воспитывать своих детей.
Последнее о чём мы скажем касается только тех кто участвует в крещении младенцев. Речь конечно же пойдёт об обязанностях крёстных родителей. Во время крещения крёстные родители выступают поручителями за ребёнка, обещаются научить его вере молитвам и христианскому образу жизни. Для этого ребёнка необходимо с младенчества носить в храм на причастие, молиться за него поминая в записках приходя в храм, а дома читая молитвенное правило. По мере взросления готовить ребёнка к осознанной духовной жизни обучать его основам веры. К семи годам подготовить к первой исповеди. Крёстный родитель должен быть примером для ребёнка. На страшном суде одинакова ответственность как родителей, так и крёстных за духовное воспитание детей.
Крещение – это Таинство Церкви, в котором происходит духовное рождение человека для жизни вечной. Подобно тому, как физически человек рождается лишь однажды, так и Крещение совершается один раз. Поскольку же это новое рождение, человек получает новое имя. В Крещении человек сбрасывает с себя ветхие ризы, совлекается ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека, то есть очищается и исцеляется от первородного греха.
Крещение не гарантирует спасения, но является его необходимым условием (Ин. 3: 5: “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”), так как внутренняя тьма и грязь, называемая грехом, не позволяет человеку соединиться с Богом, Истинным Светом и Чистотой, Который ненавидит грех и с ним не сочетается. Иными словами, чтобы стать причастником Бога, человек должен очистить себя от всякой тьмы и неправды и позволить Богу наполнить его Своей Любовью. Чем больше в человеке греха, тем дальше и сильнее он устраняет себя от Бога. В Крещении человек становится членом Церкви, что позволяет ему участвовать и в других Таинствах (Исповедь, Евхаристия, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Священства), в которых он достигает близости и общения с Богом и в которых ему сообщается особая божественная благодать.
Троекратное погружение во время совершения Таинства символизирует трехдневное погребение Христа и нашу смерть как “ветхого человека” (Рим. 6: 4). Приобщаясь смерти Христа, мы приобщаемся Его Крестному Подвигу, Его Искупительной Жертве. Выходя из купели, мы, подобно Христу, воскресаем, становимся причастниками не только Его смерти, но и воскресения.
Для участия в Таинстве Крещения при себе иметь:
- Свидетельство о рождении или паспорт (для лиц старше 14 лет).
- Крест на ленточке (цепочке) и крестильную рубашку.
- Для детей – пеленки, полотенце и запасной памперс. Для взрослых – простыня и тапочки.
- Для детей обязательно присутствие крестных и родной мамы. Если крестный один, то для девочки необходима крёстная, для мальчика – крёстный.
Крещение в нашем храме совершается:
Дни совершения крещений | Время | В летний период | Исключение |
четверг | 10-30 | ||
пятница | 10-30 | ||
суббота | 10-30 | ||
воскресенье | 11-30 | в 10-30 | 7, 9 и 12 июля, 2, 14, 19 и 28 августа в 11-30 (уточнить в храме), |
Подробнее о Таинстве Крещения
https://azbyka.ru/m-kreshhenie-alfeev
https://pravoslavie.ru/105021.html
http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/Tainstvo_krescheniJa/