Накануне великого праздника Рождества Христова в ЦСО района «Богородское» прошла беседа

555

Накануне великого праздника Рождества Христова в ЦСО района «Богородское» прошла беседа об этом удивительном празднике. Верующие помолились, приложились к иконе, послушали тропарь и приняли активное участие в беседе.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — вы услышали эти замечательные слова в тропаре праздника. О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума?

Дело в том, что в наше время “разум” понимается не так как в библейские времена, и не так, как во всех традиционных культурах.

Для абсолютного большинства человеческих цивилизаций — для древних индийцев, китайцев, римлян, греков и всех остальных — мир был осмыслен, в нем было предназначение и цель, закон и порядок, гармония и иерархия. Человек был призван увидеть этот порядок, прочесть в нем свое предназначение и жить сообразно этому. Именно в этом и состоял разум — в осознании реальности и в способности найти свое место в ней, исполнить свою партию в грандиозной симфонии бытия. Разум позволял находить правильный путь, отличать добро от зла, быть тем, кого Конфуций называл “благородным мужем”, человеком, занимающим свое место и достойно исполняющим свои обязанности.

Скажите, зачем Христос пришел к нам, стал Человеком?

Правильно, священномученик Ириней Лионский просто объясняет это: «Бог стал человеком, для того чтобы человек смог обожиться…»

А святой апостол Лука говорит — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

Действительно воплотившись от Приснодевы Марии человечество получило наконец долгожданное примирение с Богом, благоволение Божие в человецех.

Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда Вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2, 10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен. И вот Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2, 7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2, 7).

Весь Израиль всполошился увидев звезду Миссии. Шедшие из Персии волхвы судили по себе, да и весь синедрион, состоящий из фарисеев и саддукеев считали, что Бог должен родиться в царских чертогах или в храме. Но Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, ни дворцы богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.

Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету, Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца. По слову преподобного Серафима Саровского, «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать. . . “Сыне, даждь Мне сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие».

Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и, тем более, Он не пренебрегает имеющими физические недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и не должно повергать его в уныние или становиться причиной губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих. Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое, – призывает Он (Притч. 23, 26). Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14, 6).

И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование.

Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям.

Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды.

Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. «Вы слышали, – обращается ко внимающим Ему Господь, – что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, … да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5, 43-45).

Помоги, Господи, чтобы эти слова Спасителя стали для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе. Давайте, мои дорогие, сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран, как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов.

В Рождественскую светозарную ночь и последующие святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота – нашу искреннюю любовь, вместо ладана – теплое моление, вместо смирны – доброе и заботливое отношение к ближним и дальним. Имена волхвов известны, это Валтасар, Гаспар, Мельхиор. Принявшие Крещение от апостола Фомы, они стали проповедниками слова Божия на востоке.

Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием, молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от Великодаровитого Господа Иисуса Христа.

Тамара Шилова