Неделя перед Воздвижением, 15-я [Гал. 6; 11–18; 2 Кор. 4; 6–15]
Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 4.7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 4.8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 4.9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 4.10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 4.11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 4.12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 4.13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 4.14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 4.15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Эти два чтения объединены одной мыслью, которую можно выразить образно — путь ко спасению лежит не через приятности и удовольствия, а через гору Голгофа, которая для каждого своя. Миновать её никак нельзя, потому что только через неё можно войти в вечную радость. В этом состоит глубокая истина об этом мире и о месте в нем человека: чтобы достигнуть подлинной, истинной радости, блаженства и жизни, необходимо пройти через горнило скорбей, сложностей и болезней. Подобно тому, как зерно необходимо перемолоть и испечь в печи, чтобы получился хлеб, подобно золоту, которое необходимо плавить в огне, чтобы остался чистый без примесей металл, подобно лечению болезни, которое само по себе бывает болезненным и неприятным, испытания служат совершенствованию, очищению и исцелению человека.
Более того, апостол Павел говорит, что хвалится Крестом Христовым. Послушаем, что пишет по этому поводу свт. Феофан Затворник: «Как это святой апостол до такого дошел расположения, что ничем другим хвалиться не хотел, кроме Креста Христова? Крест всяко есть скорбь, теснота, уничижение; как же хвалиться им? И вот, однако ж, апостол Павел хвалится им; вместе с ним хвалились, конечно, и все апостолы, а за ними и все другие крестоносцы. Почему же это так? Прозрели богомудрые мужи великое значение Креста, высоко ценили его и хвалились, что сподобились носить его. Они зрели в нем вместо тесноты широту, вместо горести сладость.
В чём значение Креста Христова для нас? Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею. Но каждый из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как чрез свой собственный крест. И вы не найдете ни одного спасённого, который не был бы крестоносцем. По сей-то причине каждый всесторонне обложен крестами, чтоб не затрудняться исканием крестоношения и недалёку быть от спасительной силы Креста Христова. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединённо со Крестом Христовым, — и будешь спасён.
Крестов много, но видов их три: первый вид — кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй — кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божью».
Всякий несёт «свой крест, и крест большею частию не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него чрез Крест Христов, не всякий обращает его в устроение спасения своего, не у всякого потому крест бывает спасительным крестом».
Например, если кто испытывает скорбь, но вместо терпения ропщет, злобствует, отчаивается, то крест-то он всё равно несёт, но пользы от него не получает. По словам свт. Василия Кинешемского, «испытания бывают всегда серьезнее и тяжелее, когда необходимо сломить наше упрямство и подавить наше своеволие, восстающее и ропщущее против того креста, который Господь возложил на наши плечи. Если же Господь встречает полную покорность со стороны человека и если все испытания последний принимает твердо веруя, что всё это посылается для его пользы, тогда искушения смягчаются и Господь ведёт человека такой нежной, любящей, благостной рукой, что тяжесть креста почти незаметна Можно сказать, что крест каждого человека сделан точно по его мерке и что только наша нетерпеливость, непокорность и страстность делают его тяжёлым. Не бывает бесполезных, бесцельных, лишних страданий, ибо не жестокость, но любовь определяет наказания, посылаемые Господом человеку. Ибо Господь, кого любит, того наказывает. Наказывает же для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его (Евр. 12; 6,2)».
Или другой пример креста — внутренние наши страсти — гордость, гнев, уныние, сребролюбие. От них страдают все, но есть большая разница между теми, кто подчинился страстям и выполняет все их позывы, и теми, кто изо всех сил борется, чтобы страстям не подчиняться. Первые, как говорится, «работают страстям», раболепствуют им, а страсти, как немилосердный рабовладелец, мучают и изводят их. Гордый мучается тем, что есть люди, превосходящие его в чём-то, гневливый — терзается самой эмоцией гнева, унывающего гнетёт печаль, сребролюбец охвачен мыслями о деньгах и многоприобретении (не зря у Пушкина говорится «там царь Кощей над златом чахнет», именно «чахнет»). Напротив, тот, кто борется со страстьми, хоть и страдает (например, силой отказывает себе в лишней рюмке, в едком замечании, понуждает себя творить милостыню), но страдает осмысленно и целенаправленно, как бы постепенно очищая свой огород от многолетних сорняков. Бороться со страстьми бывает тяжело и болезненно, потому что их приходится как бы вырезать из своего существа, где они пустили корни.
Наконец, есть страдания, которые возвышают человека. Отец Иоанн Крестьянкин, отзываясь о времени, проведенном в лагерях, говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. «Потому что Бог был рядом! – с восторгом объяснял батюшка, хотя, без сомнения, отдавал себе отчет, что до конца окружающие понять его не смогут. – Почему-то не помню ничего плохого, – говорил он о лагере. – Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах! Такой молитвы у меня нет».
Таким образом, можно подытожить, что далеко за крестом ходить не надо — мы отовсюду видим эти ключи в вечную жизнь. И так придётся каждому страдать, как ни отверчивайся, поэтому лучше каждую скорбь превращать в лишний шаг по направлению к Царству Небесному. Подобно апостолу, «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей».Тогда и мы сможем сказать, что «мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем», потому что с нами и за нас — Бог. Аминь.
автор Владислав Алпатов
произнесена 24 сентября 2011г. диаконом Андреем Тихоновым