18 января состоялась встреча с ветеранами ВОВ и труда и пенсионерами в теплом, светлом зале центра. Верующие соборно помолились, приложились к праздничной иконе, послушали о празднике и задали вопросы.
ДРУЗЬЯ, С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ! Сегодня Сочельник – день строгого поста. И уже во вторник 19 января православный мир встречает великий праздник КРЕЩЕНИЯ (БОГОЯВЛЕНИЯ) ГОСПОДНЯ! Уже сегодня во всех храмах будет вечерняя служба (где-то и ночная), а во вторник утром – праздничная Литургия – ранняя в 6. 40 и поздняя в 9. 40 в нашем Богородском храме Преображения Господня.
А ВЫ ПОЙДЕТЕ В ХРАМ НА КРЕЩЕНИЕ?
Обязательно приходите. Евангелие от Матфея начинается словами: «Родословие Иисуса Христа». «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: Вот я посылаю Ангела моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою, глас Вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему».
Ангелом называется сам Иоанн Креститель, который являлся по матери родственником Иисуса Христа и изображается с ангельскими крыльями православной традиции так, как стремительно выполнял то служение, которое поручил ему Бог и вел поистине не человеческий, а ангельский образ жизни, живя в пустыне. Поэтому далее, как объяснение: «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для обращения грехов и выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне и крестилися все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед». Поистине это было ангельское житие – Его пребывание в пустыне. Но здесь не может не смутить нас то, что проповедь произносится в пустыне. Это все равно, что если священник оставит храм и рано-рано утром пойдет на перекресток и там, осенив себя крестным знамением будет проповедовать.
Почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в Иерусалиме, не в Назарете, не в Вифлееме, не весях, не там, где собиралось много людей, а там, где была иудейская пустыня? Этим самым Он хотел сознание евреев вернуть к временам, когда все началось. Когда БОГ вывел еврейский народ из египетского рабства, чтобы они как бы заново пережили эти времена в пустыне, когда БОГ сорок лет водил их по пустыне и они из семейства Иакова соделалися народом с двенадцатию коленами. «И проповедал, говоря: Идет за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Что означает водное крещение, которое совершает в иудейской пустыне Иоанн на Иордане? Крещение — это стандартная практика, которая совершается у евреев и в наше время, называется Миквэ, обряд омовения, он описан в книге Левит, где сказано, что если человек осквернился, то он должен совершить полное погружение в воду. В те времена такой обряд совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними и чтобы очистится их надо было погружать в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них все в порядке, что они живут по закону БОГА и никакого нечестия у них нету. Поэтому такое его поведение — это был вызов тогдашним религиозным лидерам, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнем.
Крещение Иоанново — это было крещение в покаянии, в отречении от прежней жизни. Как сказано, крещение не есть омытие нечистоты, но прежде всего обещание Богу доброй совести. Вот таким было иудейское крещение.
А христианское крещение — это таинство, когда силой крови Сына Божия человек очищается от ответственности за грех, от власти греха и страха смерти и сподобляется получить Духа Святаго, как в день пятидесятницы в виде огненных языков Дух сошел на апостолов. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «Тот, кто идет за мною, Он будет крестить Духом святым и огнем». То есть, Дух Святой сойдет в виде огненных языков, когда будет крещение в Сионской горнице, таким образом он предсказывает событие, которое произойдет только через три с половинной года.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи», читаем мы уже Евангелие от Матфея третья глава, тринадцатый стих, «к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно крестится от Тебя и Ты ли приходишь ко мне». Иоанн не может понять, как он будет крестить Иисуса. Ведь крещение Иоанново это в покаянии, а Иисус — это чистый Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И действительно, с древних времен отцы церкви задавались вопросом: зачем Христу надо было крестится? И нашли ответ: Он это сделал для того, чтобы, освятив обряд крещения, придать ему силу таинства Божия. То есть, когда человека крестят в Христову Веру, то силой Христовой благодати он очищается от власти греха. Иоанн Креститель возмущается: «Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». То есть ОН крестится не ради себя, а ради других.
Надо сказать, что все, что было в жизни Господа Иисуса было нас ради человек и нашего ради спасения. Блаженный Августин пишет: Он рождается младенцем, чтобы освятить младенческий возраст, Он становится отроком, чтобы освятить отроческий возраст, Он становится юношей и потом мужчиной, чтобы освятить зрелый возраст, Он умирает, чтобы освятить и саму смерть, одержав над нею победу, как мы и поем: смертью смерть поправ, жизнь нам даровал. И когда Иоанн Креститель услышал об этой Высшей Правде, что сей час еврейский обряд трансформируется и это будет уже не миквы, это будет уже крещение, тогда Иоанн допускает Его «и, крестившись, Иисус в тот час вышел из воды и се отверзлись ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь и испускался на Него, и се глас с небес глаголющий: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».
Этот день называется не только днем Крещения, но и днем Богоявления, потому, что в этот день человек по имени Иоанн созерцал Божество. Он видел Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо. Он видел, как в виде голубином Дух Святой явился и парил над головой Сына Божия и он слышал, как из осеняющего облака раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Второй раз Бог произнесет эти слова на Фаворе, когда Сын Божий преобразится перед апостолами, но там будет отличие слов. Здесь говорится: «Cей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а там добавляется: «Его слушайте». Ведь как мы с вами определились, именно со дня крещения начинается проповедь Святого Вечного Евангелия, тех глаголов вечной жизни, которой наполняют смыслом боль и страдания, которой наполняют смыслом любое переживание, которой вдыхают в надежду в сердце каждого человека, который в этих словах ищет для себя начало новой жизни. И именно поэтому в Евангелие от Марка говорится: «начало Евангелия Иисуса Христа», т. е начало Проповеди, а другие Евангелия свидетельствуют о событиях, которые были раннее, и в этом причина отличие слов Бога на Иордане и на горе Фавор. К тому времени уже прозвучала и Нагорная проповедь и множество притч Иисуса Христа и люди должны были не только веровать в Него, как Сына Божия, возлюбленного, в котором благоволение Бога Отца, но и во всем слушаться Его.
Я поздравляю вас с этим праздником, будет совершен чин освящения воды. Эта вода не отличается от той, которая будет освящена завтра. Ибо Дух дышит где хочет. И когда вы принесете эту воду в свои дома и будете совершать орошение ваших жилищ, пусть благодать Божия явится в ваши дома. Это будет та самая вода, в струях которой стоял Сын Божий, над которой в виде голубином витал Дух Святой. Это будет та самая вода, когда совершится освящение в этом храме, вы принесете домой, над которой из осеняющего облака раздался голос Бога Отца, свидетельствующей о Сыне своем: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Пусть струи этой воды принесут радость нашим родным и близким, осветят место вашей работы, пусть эта вода сохраняется в течении года, чтобы неразрывная связь с этим чудом Богоявления позволяла нам, если мы вдруг теряем ощущения благодати, вновь рождать это состояние. Пожалуйста, окропите всю квартиру этой водой.
И самое последнее: все мы когда-то были крещены, многие не помнят, когда это было, я была младенцем, когда меня крестили, но когда день крещения, день Богоявления и брызги освященной воды наполняют храмы, наши дома, мы как бы восстанавливаем обеты крещения, мы как бы переживаем вновь это очищение, эту радость, которую вкусили, когда были крещены во ИМЯ ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА и запечатлены Святым помазанием.
Поздравляю вас с днем Сочельника — Крещения с днем Богоявления, Крещения Господня. С праздником! По материалам Олега Стеняева.
Вопрос. Значит вода крещенская и богоявленская одна и та же?
Святую воду называют и крещенской, и богоявленской – речь идет об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это не так. Благодать освящения подается воде одна и та же.
18 и 19 января вода освящается одним и тем же чином, поэтому различать их не следует.
В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.
Вопрос. Крещение Господне и Богоявление — это разные праздники или один и тот же?
Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Вопрос. С какого времени берет начало традиция освящения воды?
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан и водоосвящение в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая Иерусалимской, совершается в дни навечерия праздника и в сам день Богоявления торжественное водосвятие.
Вопрос. Освящается ли на Крещение вода из-под крана?
Вопрос, который можно встретить очень часто. В популярной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» мы можем встретить рассказ о том, как совершали Богослужение новомученики и исповедники Российские. У одного из них спросили: «А как же, батюшка, вы освящали воду в день Крещения? Ведь молитвы на Крещение читаются однажды в год и они очень длинные?», на что получили такой ответ: «А нам и не нужно было помнить эти молитвы. Ведь если хотя бы в одном месте Вселенной в православном храме совершается Чин великого освящения воды, то по молитвам Святой Церкви освящается и «всех вод естество» – вся вода в мире делается крещенской и святой. В этот день мы брали воду из любого источника, и она была нетленной, благодатной, крещенской. И, как всякая крещенская вода, не портилась по многу лет».
Но если в этот день освящена вся вода, нужно ли идти в храм? Нам кажется, из этого рассказа никак нельзя сделать вывод, что тем, у кого есть возможность посетить храм Божий, можно просто набрать воды из-под крана. Вода освящается молитвой всей Церкви и для верных чад Церкви, поэтому всякий, кто имеет возможность прийти в церковь, должен это сделать. Если нет такой возможности, нужно попросить кого-то сходить за водой в храм, если же поблизости нет храма, то только в этом случае можно воспользоваться примером новомучеников.
Вот что говорит о. Максим Козлов: «В праздник Крещения Господня водопроводная вода, вопреки народному поверью, не становится святой.
В большинстве не только московских, но и в любом городе находящихся храмов вода для освящения в праздник Крещения берется именно из водопровода. Так что освящение воды — это не процесс изменения ее биохимического состава, речь идет о духовной составляющей. Если же речь идет о том, что можно ли налить дома ванну с 18-го на 19-е и считать, что это та же вода, освящаемая в церкви — то это не так. Потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых», — считает батюшка.
«Между прочим, она раздается, во-первых, совершенно бесплатно, то есть даром, а во-вторых, допускает разбавление, от концентрации ее свойства не зависят. Так что достаточно набрать в храме маленькую бутылочку», — отметил священник.
Вопрос. Принимать крещенскую воду только натощак?
Принимать святую воду принято натощак вместе с просфорой после прочтения утренних молитв. Пить ее следует благоговейно, с молитвой, чтобы этот дар Господень был во здравие души и тела. В случае болезни можно пить святую воду, по мере необходимости (также можно пить крещенскую воду в стремлении избавиться от сильного действия какой-либо страсти или скорби).
Вопрос. Можно ли в ванну добавлять святую воду при купании внучки?
При купании ребенка святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте внучке святую воду пить, а также почаще причащайте ее.
Вопрос. У меня осталось немного святой воды с прошлого года, куда мне ее вылить?
Можно допить эту воду. У меня также осталась крещенская вода и я буду продолжать ее пить, пока не закончится. Либо можно полить цветы этой водой, если сомневаетесь в ее свежести.