Камерный хор «Анфим» возник в 2002 году по благословению ныне покойного протоиерея Александра Геронимуса (+2007), духовной дочерью которого является руководитель хора Марина Паншина. Хор включил в себя певцов пяти московских храмов. Всех их объединяет вера, любовь к русской культуре и православному Богослужению.
Концертная деятельность началась в 2006 году. За этот промежуток времени хор исполнил около 50 программ в разных концертных залах Москвы: в Славянском культурном центре, Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. преп. Андрея Рублева, в Большом и Камерном залах Дома ученых, в Доме ветеранов №19 в Измайлове, в музее С.В. Рахманинова, в Институте искусствознания,в музее В.Я.Брюсова, в доме-музее П.В.Нащокина, в литературном музее в Трубниковском переулке.
В 2008 году хор участвовал в постановке трех сцен из оперы Х.В. Глюка «Орфей и Эвридика» совместно с пластической студией Дома ученых.
В 2015 году хор принимал участие в вечере памяти прот.Александра Геронимуса, который состоялся в храме ап. Иоанна Богослова под Вязом 29.09.
Интервью с художественным руководителем хора Мариной Паншиной.
Марина Николаевна, 10 лет хору это немалый срок, «проверка на прочность». Не так сложно начать новое и благое дело, как его продолжать, оставаться ему верным. А как возник хор «Анфим»?
– Отец Дамиан как-то решил «омолодить» левый клирос и пригласить всех желающих научить петь. Мы стали заниматься теорией музыки и сольфеджио и поначалу не думали стать хором. Сначала занимались по 1 часу 1 раз в неделю, но уже много лет, особенно после изменения состава хора (у кого-то появились внуки, кто-то переехал в др. город и т.д.) мы репетируем 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Многим слушателям Вашего коллектива импонирует форма проведения концертов. Исполнение песнопений чередуется с Вашими комментариями или репликами, которые и настраивают соответствующе, и ставят перед слушателями глубокие вопросы. Как родилась идея такого творческого подхода?
– Идея комментирования также принадлежит отцу Дамиану. Ещё отец настоятель очень помог нам с концертными платьями и смокингами.
Ваш коллектив недавно принимал участие на вечере памяти отца Александра Геронимуса, Вашего духовника. Что Вы можете сказать об этом пастыре-богослове?
– Отец Александр был удивительным пастырем, чрезвычайно тонким, и, хотя я окормлялась у отца Александра 29 лет, многое открылось для меня на вечере памяти Батюшки в прошлом году. Это был один из образованнейших людей нашего времени. Батюшка очень поддержал меня после маминой кончины, особенно его слова: “Теперь только от тебя зависит, как сложится твоя дальнейшая жизнь”. Эти слова звучат во мне и тогда, когда я бываю расстроена результатами наших концертов. Они вселяют в меня веру и надежду, что я должна продолжать, несмотря ни на что, доверяясь молитвам Батюшки…
Вы много лет регентуете в нашем храме. Что Вы можете сказать о церковном пении, о привлечении к пению простых прихожан?
– У желающих обучаться церковному пению должны быть, безусловно, определенные способности, нужно проверять слух, ритм, память и общий культурный уровень в форме коллоквиума. Значение хора в богослужении огромно, многие люди приходят именно послушать песнопения, отрешиться от “жизни мышьей беготни”, ощутить вечность,
“души готической рассудочную пропасть”.
И, следовательно, важнее всего не вокальные данные певцов, а внутренний строй души человека, ее воцерковленность. Это самое главное.
Спасибо, Марина Николаевна, за беседу. Желаем всему коллективу помощи Божией в церковном богослужебном пении и миссионерском концертном служении!