Благословенная Оптина
(К 200-летию со дня рождения прп. Амвросия Оптинского и 25-летию возвращения монастыря Русской Православной Церкви. Библиографическая информация)
Андрюшина С.В., зав. Православной
библиотекой храма Преображения
Господня в Богородском
«Блаженный край, блаженная страна,
Что иноков смиренных приютила,
И место им средь пажитей дала».
Прп. Варсонофий Оптинский
«Чтобы познать христианство,
необходимо познакомиться с жизнью
Оптинских старцев».
И.В.Киреевский
Близ города Козельска в 60 км от Калуги на правом берегу реки Жиздры расположился Свято-Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь. У монастыря древняя история. Он знавал взлёты и падения, восстановление и разрушения. По преданию основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник Опта, бесчинствовавший в калужских лесах в ХIV в., получивший после пострига имя Макарий. Первые письменные сведения об Оптиной Пустыни относятся ко времени царствования Бориса Годунова. Усердием окрестных бояр и всякого чину людей монастырь в ту пору обустраивался: на смену деревянной была построена каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Среди жертвователей монастырю были и царевна Софья, и государи Иоанн и Пётр Алексеевичи. Однако к концу ХVIII в. монастырь пришёл в упадок, число братии резко сократилось. Случалось, что настоятель оставался здесь единственным монахом. В 1796 г. митрополит Московский Платон, будучи проездом в Калужской губернии, пленился видом, открывшимся перед ним с берега Жиздры. Тут же «признал место сие для пустынножительства весьма удобным, почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря». Митрополит Платон обратился к ученику старца Паисия (Величковского) Макарию, настоятелю Николо-Пешношской обители, чтобы тот указал монаха, способного возродить Пустынь. Им оказался иеромонах Авраамий. Отец Авраамий обустроил здесь общежительную обитель и начал проводить в жизнь заветы старца Паисия (Величковского), унаследованные от своего наставника архимандрита Макария: молчание, откровение помыслов, духовное рассуждение, борьба со страстями, умное делание, или непрестанная Иисусова молитва. Главным источником иноческого воспитания являлось обязательное чтение святоотеческих творений и правильное применение их в монашеской жизни. Расцветом и славой своей Козельская Оптина Пустынь обязана архимандриту Моисею (Путилову), ставшему настоятелем её в 1825 г., человеку высочайшей духовной жизни, испытавшему истинные иноческие подвиги подобно древним египетским отцам, получившему духовные наставления от преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Моисей пригласил в Оптину подвижника, постника и молитвенника иеромонаха Леонида [в схиме Льва] (Наголкина), поручив ему, зная духовную опытность и дарования его, окормлять братию и богомольцев. Тем самым было положено начало старчеству в монастыре Оптина Пустынь. С этого момента Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь становится центром возрождёного на Руси старчества, практиковавшегося в древней Церкви. Чем же было замечательно оптинское старчество? Опыт старчества в Оптиной Пустыни заключался в духовном наставлении и «вождении» новичков в монашестве их более опытными братьями путём бесед, вопросов или прямого руководства. Этот опыт духовного наставничества был вскоре перенесён и на мирян. Впрочем, хотелось бы чуть подробнее остановиться на том, что же такое старчество. Церковный историк И.М.Концевич посвятил этому целую главу в своей книге «Оптина Пустынь и её время». Он писал: «Апостол Павел… перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительное… Пророческое служение – особый, благодатный дар, дар Духа Святаго (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением — прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит их духовный смысл, видит душу человека, его прошлое и будущее.Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью… Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъёмом жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявляется в монастырском старчестве… Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это её цвет, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания… Истинное старчество есть особое благодатное дарование — харизма — непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». Таким образом, ХIХ и начало ХХ вв. наделили Оптину Пустынь целой плеядой старцев, «стяжавших истинные дары Духа Святаго», окормлявших и насельников монастыря, и мирян, живших как вблизи Пустыни, так и приезжавших из самых дальних губерний; и простецов, и мудрецов. Напомним же имена преподобных старцев, подвизавшихся в Оптиной Пустыне в течение почти полутора веков: Лев (1768-1841), Макарий (1788-1860), Моисей (1782-1862), Антоний (1795-1865), Иларион (1805-1873), Амвросий (1812-1891), Анатолий старший (1824-1894), Исаакий I (1810-1894), Иосиф (1837-1911), Варсонофий (1845-1913), Анатолий младший (1855-1922), Нектарий (1853-1928), Никон (1888-1931), Исаакий II (1865-1938). Каждый из них обладал каким-либо талантом, присущим только ему одному, но всех их объединяло общее дарование старчества — подвижничество. Старец Макарий (Иванов), ученик отца Льва, наладил в Оптиной Пустыни издание святоотеческой литературы. Это были 40-е годы ХIХ в., когда в России появилось немало переводной западной лже-мистической литературы, зачастую просто враждебной Православию. Благодаря покровительству митрополита Московского Филарета (Дроздова) и помощи профессора Московской Духовной Академии прот. Фёдора Голубинского в Оптиной Пустыни были изданы жития русских и иных православных святых, труды и жизнеописание прп. Паисия (Величковского), переводы на русский язык творений святых отцов Церкви. Отцу Макарию удалось также объединить вокруг своего начинания известных русских, духовно устремлённых, интеллектуалов: С.П.Шевырёва, М.П.Погодина, Н.В.Гоголя, М.А.Максимовича, братьев И.В. и П.В. Киреевских и др. Надо заметить, что с оптинскими старцами их связывала не только литературная работа: они целиком вверили себя духовному руководству старцев. Итак, Оптинский монастырь привлекал к себе тысячи паломников, которые устремлялись в Калужскую губернию к истинным праведникам и «печальникам народным». «Духовной санаторией многих израненых душ», – называл Оптину Пустынь отец Павел Флоренский. Почти вся интеллектуальная элита России ХIХ в. прошла через Оптину Пустынь, ища и получая здесь ответы на мучительные вопросы о смысле бытия: Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьёв. К.Н.Леонтьев, обер-прокурор Святейшего синода граф А.П.Толстой, Н.Н.Страхов и др. Даже знаменитый писатель граф Л.Н.Толстой, несмотря на своё мировоззрение резко расходившееся с православными догматами, также посетил Пустынь и имел длительную беседу со старцем Амвросием, которого охарактеризовал как истинно святого человека. Кстати, наиболее известным среди оптинских старцев стал именно прп. Амвросий (Гренков). Как писал схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть её стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далёких губерний — все знали смиренного прозорливого оптинского старца». Этому способствовал, по мнению иных историков, научно-технический прогресс: появление регулярной почтовой связи, телеграфного сообщения, железных дорог. В прессе того времени появилось немало публикаций об отце Амвросии. Преподобный, обладая духовными дарами, умел беседовать с любыми посетителями Оптиной, вне зависимости от их социального положения или образовательного статуса. В его беседах не было прямого назидания или поучения — меткое слово, притча, шутка, загадка были средством воздействия на душу человека, заставлявшим размышлять над сказанным. Одной из любимых присказок старца была такая: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». А на частый вопрос: «Как жить-то, батюшка?», — отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». С именем прп. Амвросия связана также замечательная история написания иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», благословляющей колосящиеся поля. Этому образу посвятил одно из стихотворений цикла «Песни смутного времени» (1917 г.) поэт Вяч. Иванов: «Владычица с неба / Глядит на простор колосистый, / Спорятся колосья / И множатся в поле снопы золотистого хлеба…». Уместно заметить, что более всех из русских писателей для увековечения духовных подвигов оптинских старцев, всего уклада монастырского жития и знаменательных событий истории Пустыни потрудился С.А.Нилус, духовное чадо старца Варсонофия (Плиханкова). Благодаря репринтному изданию книг С.Нилуса в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. многие современные российские читатели узнали и о знаменитом когда-то монастыре, и о его старцах-подвижниках. Революционные события 1917г. не обошли Оптину Пустынь стороной. Новой власти монастыри стали помехой в построении «светлого» будущего. Монашествующие в Оптиной голодали, «распропагандированная» молодёжь из ближайшей округи била стёкла в келиях и храмах. А вскоре большевики объявили оптинский монастырь «рассадником контрреволюционной пропаганды». Какое-то время Оптина продержалась под видом сельхозартели, но в Вербное воскресение 1923 г. была окончательно закрыта. Многие из насельников Пустыни подверглись репрессиям. В 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян последний оптинский настоятель архимандрит Исаакий (Бобриков) . Оптинские старцы оставили большое эпистолярное и литературное наследие. Важно, чтобы их книги читали не только монашествующие и миряне, но и серьёзно изучали литературоведы, специалисты по языкознанию, а также педагоги по русскому языку и литературе (современный русский язык, по мнению ряда лингвистов, лексически беднеет, а многие выпускники средних школ неспособны связно излагать свои мысли в письменной речи). Шесть с половиной десятилетий Оптина Пустынь находилась в поругании и лишь в конце 80-х гг. (17 ноября 1987г.) возродилась к новой жизни. И это возрождение вновь было сопряжено с мученичеством. На Пасху 1993г. были злодейски убиты иеромонах Василий (Росляков) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). Так, сонм оптинских святых пополнился новыми мучениками за веру. До недавнего времени в скиту Оптиной Пустыни проживал известный всей России молитвенник, духовник монастырской братии схиигумен Илий (Ноздрин), приглашённый с Афона ещё Святейшим Патриархом Алексием II. Для желающих подробно ознакомиться с историей Свято-Введенской Оптиной Пустыни и её святыми старцами-подвижниками, а также их творениями предлагается следующий библиографический список книг. Данный список не претендует на полноту, однако он даёт ретроспективу издания литературы об Оптиной Пустыни и преподобных старцах её на протяжении двадцати лет. Кстати, монастырь продолжает традицию книгоиздательской деятельности, заложенную прп. Макарием (Ивановым) в ХIХ веке. Это также можно увидеть в предлагаемом списке литературы.
———————————————————————————————————————————————— 1. Горбачева Н. Оптинские старцы. – М., 1996. – С. 8. 2. Прп. Паисий (Величковский), 1722—1794, — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, автор перевода с греческого на церковно-славянский язык книги для монашествующих «Филокалия», или «Добротолюбие», включающую наставления отцов древней Церкви об очищении души от страстей и о творении непрестанной молитвы Иисусовой; восстанавливал монашеские традиции древней Церкви согласно учению святых отцов, возрождая при этом школу старчества. 3. Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время. – Владимир, 1995. – С. 7, 8, 9, 38. 4. 5 ноября 1910 г. Оптинский старец Варсонофий (Плиханков) приезжал на станцию Астапово для напутствия умирающего Л.Н.Толстого, но не был допущен к нему ни родственниками, ни врачами; сам Толстой даже не был поставлен в известность о приезде старца . – См.: Житие схиархимандрита Варсонофия. – Б.м., 1995. – С. 346. 5. Первым из оптинских старцев был причислен к лику святых в 1988 г. иеросхимонах Амвросий (Гренков). Канонизация Собора преподобных оптинских старцев состоялась в 1996 г. В 2012 г. Церковь вспоминает о 200-летии со дня рождения прп. Амвросия Оптинского. 6. Прп.Амвросий Оптинский. Жить — не тужить. – М.. 2011. – С. 67, 68. 7. См.: Ераст (Вытропский), иеромон. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни… – Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2005.- С. 209 и сайт Оптиной пустыни www.optina.ru. 8. В некоторых источниках фамилия прп. Исаакия пишется как «Бобраков».
Список литературы:
Из истории Оптиной пустыни
1. Афанасьев В. Житница жизни: Страницы истории и духовного бытия Оптиной Пустыни. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2005. – 254 с.: ил.
2. Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и её старцах / Сост.: Е.В. Помельцова. – М.: Козельск: Отчий дом; Введен. Оптина Пустынь, 1998. – 302 с.: ил.
3. Ераст (Вытропский), иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита: (Калуж. губ.). – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2000. – 303 с.: ил.
4. Игнатьева Т. Спорительница хлебов // Божий мир. – 1997. – № 2. – С. 19-21: ил.
5. Каширина В.В. Первые издания Оптиной пустыни: Деятельность издательства при прп. Макарии // Православ. книжное обозрение. – 2012. – № 4. – С. 58-65: ил.
6. Каширина В.В. Продолжатели: Перевод.и издат.деятельность оптинских подвижников в ХIХ в. // Православ. книжное обозрение. – 2012. – № 3. – С. 50-57: ил.
7. Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время. – Владимир: Изд. отд. Владимир.епархии; Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1995. – 607 с.: ил. – Репринт.изд.
8. Лазарь (Афанасьев), монах. Оптинские были: Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни.- М.: Сибир.благозвонница, 2011. – 496 с.
9. Нилус С.А. На берегу Божией реки. Святыня под спудом: Тайны православного монашеского духа. – М.: Сретен.мон., 2004. – 1230 с.: 1 л. ил.
10. Нилус С.А. Сила Божия в немощи совершается. Великое в малом. – М.: Сретен.мон., 2004. – 1039 с.: 1 л. ил.
11. Семёнова Г. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Божий мир. – 2010. – № 5. – С. 8-9: ил.
Жизнеописания Оптинских старцев. Воспоминания о них.
1. Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч.1-2 [в одном томе]. – С.Посад: Изд. Св.-Троиц. Сергиевой Лавры; Посад, 1992. – Репринт.изд. – Ч.1. 184 с.: ил.; Ч.2. 151, ХIV с.; ил.
2. Горбачёва Н.Н. Оптинские старцы. – М.: АСТ; Олимп, 1999. – 205 с. – (Великие пророки)
3. Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). – С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1991. – 144 с.
4. Житие и наставления преподобного Амвросия старца Оптинского. – М.: Прометей: Изд. Св.-Введен. Оптиной Пустыни, 1990. – 48 с.: ил.
5. Житие иеромонаха Никона. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 1996. – 464 с. – (Преподобные старцы Оптинские)
6. Житие иеросхимонаха Анатолия. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 1995. – 176 с. – (Преподобные старцы Оптинские)
7. Житие иеросхимонаха Нектария. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 1996. – 320 с. – (Преподобные Оптинские старцы)
8. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). – Козельск: Изд. Введен. Оптиной Пустыни, 1994. – VI, 407, III с. – (Преподобные старцы Оптинские). – Репринт.изд.
9. Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). – Козельск: Изд. Введен. Оптиной Пустыни, 1995. – 159 с.: ил. – (Преподобные старцы Оптинские)
10. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. – СПб.: Изд. церкви Смоленской иконы Божией Матери, 1991. – 12 с. – Библиогр.: с. 11-12.
11. Житие преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского. – Б.м.: Оптина Пустынь, 1991. – 48 с.: ил.
12. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795-1865. – Козельск: Введен. Оптина Пустынь, 1992. – 223 с. – (Преподобные Оптинские старцы). – Репринт.изд.
13. Житие схиархимандрита Варсонофия / Сост.: В.Афанасьев. – Б.м.: Введен.Оптина Пустынь, 1995. – 464 с. – (Преподобные Оптинские старцы).
14. Жития преподобных старцев Оптиной Пустыни. – Минск: Лучи Софии, 2007. – 480 с.
15. Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной Пустыни. – Волгоград: Ретро, 1991. – 186 с.: ил. – Репринт.изд.
16. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий богоносный старец Оптинский: Житие. Наука о спасении. Алфавит духовный. – М.: Православ.благовестник, 2003. – 206 с.: ил.
17. Преподобные Оптинские старцы: Жития и наставления. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Козельск: Введен.муж.мон. Оптина Пустынь, 2011. – 512 с.: ил.
18. Преподобный Амвросий / Сост: С. Четвериков. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2004. – 487 с.: ил. – (Жития Оптинских старцев)
19. Преподобный Анатолий (Зерцалов). – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2005. – 500 с. – (Жития Оптинских старцев)
20. Преподобный Антоний, старец Оптинский. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2003. – 286 с.
21. Преподобный Моисей. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2004. – 334 с.: ил. – (Жития Оптинских старцев)
22.Собор преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших. – Козельск: Св.-Ввден. Оптина Пустынь, 2001. – 103 с.: ил.
23. Старец Нектарий (1857-1928): Житие. Подвиги и чудеса. – М.: Трим, 1994. – 64 с.
24. Цветочки Оптиной Пустыни:Воспоминания о последних Оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове) / Сост.: С.В. Фомин. – М.: Паломник, 1995. – 185 с.: ил. – (Б-ка «Паломника»)
Духовное наследие Оптинских старцев: творения, письма, наставления
1. Амвросий Оптинский, прп. Жить — не тужить: Изречения Амвросия Оптин. – М.: Никея, 2011. – 317 с.: ил.
2. Амвросий Оптинский, прп. Письма Оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским людям. – М.: Скит; Ставропол.краевой к-т О-ва Красного Креста, 1996. – 48 с.: ил.
3. Амвросий Оптинский, прп. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. – М.: Даръ, 2007. – 351 с.
4. Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного Амвросия Оптинского к превосходительной NN и настоятельнице N общины. – Козельск: Изд. Введен. Оптиной Пустыни, 1997. – 208 с.: ил.
5. Амвросий Оптинский, прп. Умудряйся и смиряйся. – М.: Сретен. мон., 2005. – 412 с.: ил. – (Письма о духовной жизни)
6. Антоний Оптинский, прп. Наука о преданности воле Божией. – М.: Сретен. мон., 2009. – 288 с. – (Письма о духовной жизни)
7. Афанасьева З., послушница. Во всей красе блистающего солнца: Прп. Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. – М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропол., 2007. – 64 с.
8. Варсонофий Оптинский, прп. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. – Спб.: Приско, 1991. – 75 с. 9. Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. – С.Посад: Св.-Троиц.Сергиева Лавра, 2010. – 432 с.
10. Варсонофий Оптинский, прп. Духовные стихотворения. – М.: Новая книга; Ковчег, 1996. – 47 с.
11. Варсонофий Оптинский, прп. Келейные записки. 1892-1896 гг. / Сост.: Багдасаров Р.В. – М.: Кромъ; ТОО Алиот, 1991. – 61 с.: ил.
12. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Кн. 1-2. – [Козельск]: Св.-Введен.мон. Оптина Пустынь, 2009. – Кн. 1. – 688 с.; Кн. 2. – 592 с.
13. Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной пустыни. – М.: Ин-т мировой лит. РАН, 2006. – 512 с.: ил.
14. Лев Оптинский, прп. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2002. – 112 с.
15. Макарий Оптинский, прп. Слово на пользу вашу. – М.: Сретен.мон., 2006. – 333 с.: ил. – (Письма о духовной жизни)
16. Никон (Беляев), иеромонах. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). – Козельск: Введен. ставропигиальный муж.мон. Оптина Пустынь, 2010. – 464 с.
17. Никон (Беляев), иеромонах. Завещание духовным детям. – Куйбышев, 1990. – 42 с.
18. Никон (Беляев), прп. На Господа возвергаю надежду!: Письма к матери. Беседы и поучения. Последние дни жизни. – Б.м.: Сардоникс, 2003. – 94 с.
19. Нужно жить нелицемерно…: Духов.поучения прпп. старцев Оптинских. – Б.м.: Св.-Введен.мон. Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.: ил.
20. Оптинские старцы: Наставления. Письма. Дневники / Ред.: Голосова О. – М.: Лепта Книга, 2010. – 816 с. – (Путь святости)
21. Оптинский цветник: Изречения преподобных старцев Оптинских / Сост.: Кабанов И.В. – М.: Сиб. благозвонница, 2010. – 492 с.
22. Письма великих Оптинских старцев. ХIХ в.: Антология. – М.: Сретен.мон., 2001. – 656 с.
23. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1-2. – М.: Даръ, 2009. – Т.1. 640 с.; Т.2. 608 с.
Прославление Оптинских старцев
1. Канонизация святых: Поместный собор Рус. Православ. Церкви, посвящённый юбилею 1000-летия крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 8-9 июня 1988 г. – М., 1988. – С. 134-146 Житие прп. Амвросия, старца Оптинского.
2. Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших. 26-27 июля 1996 г. – Козельск: Изд. Введен. Оптиной Пустыни, 1999. – 79 с.: ил.
Оптина Пустынь и её насельники в наши дни
1. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. – Козельск: Оптина Пустынь, 2007. – 352с.: ил.
2. Лазарь (Афанасьев), монах. Древо чудоточное: Чудеса Господни по молитвам Оптинских старцев. – М.: Рус. Хронографъ, 2011. – 400 с.
3. Павлова Н.А. Пасха Красная: О трёх оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 г. – М.: Апостол веры; Альта-принт, 2008. – 416 с.: ил.
Книги для детей
1. Афанасьев В. Добрый пастырь: Оптинский старец Амвросий и дети. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2000. – 16 с.: ил.
2. Афанасьев В. Кот старца Нектария: Из жизни преподобного Нектария Оптинского. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2001. – 24 с.: ил.
3. Афанасьев В. Напоминание о Рае: Рассказ из жизни преподобного Варсонофия Оптинского. – Козельск: Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2000. – 16 с.: ил
4. Афанасьева З., послушница. Белый парус далёкого детства: Достоверные рассказы о детстве и отрочестве Оптинских старцев. – М.: Приход храма Св. Духа сошествия, 2007. – 96 с.: ил.
5. Иванов А. Свет миру: Рассказ о возникновении монашества, устроении монашеской жизни, а более всего о монастырях Руси. – М.: Отчий дом, 2002. – С. 383-392 об Оптиной Пустыни.
6. Лазарь (Афанасьев), монах. Ангел на башне: Антология [стихов и очерков из детских лет оптинских старцев]. – М.: Рус. Хронографъ, 2010. – 208 с. Аудиокнига для детей
1. Оптинские старцы: Рассказы для детей / Авт.: В.Афанасьев; Читает: В.Заманский. – Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2009. – МРЗ.