ДЕНЬ ЖЕН-МИРОНОСИЦ В ЦСО района БОГОРОДСКОЕ


[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать текст”]
В пятницу прошла встреча с ветеранами и пенсионерами по поводу праздника жен-мироносиц.

В воскресный день Святая Церковь вспоминает духовный подвиг жен-мироносиц. И этот день является настоящим женским днем православной традиции. Когда мы говорим о женщинах, мы говорим о матери, мы говорим о жене, мы говорим о сестре по вере.

В миру говорят, что женщины — это слабый пол. Но, когда мы читаем житие великомученицы Варвары, трудно представить, что она была представителем слабого пола. Она переносила физические муки, я не хочу сказать: с мужескою крепостью, женскою крепостью, так, что не каждый мужчина может перенести такие страдания. Подвиг жен-мироносиц — это подвиг ВЕРЫ, не рассудочной, а сердечной. И женская религиозность — это та сила Божия, которая оберегает и нашу землю. Именно женщина несет на себе многие и многие семейные тяготы, тяготы общественной жизни. И главный подвиг и высокое назначение женщины — быть матерью. Мать, которая девять месяцев вынашивает в чреве своём дитё — она связана с ним таким образом, что нет для человека более близкого существа, чем собственная мать. Человек формируется во чреве матери своей, и те биоритмы, которые проистекают из её сердца, становятся его биоритмами. Это удивительная не только физиологическая, но и духовная связь. Она непостижима.

И мы знаем, что Матерь нашего спасения Пресвятая Дева Мария в чреве своём совершила тайну встречи Бога с человеком, встречу небес с землёю, в истинном Богочеловечестве Христа Иисуса, который, Христос Иисус, истинное человечество воспринимает от Пресвятой Девы Марии. И сия Дева, представительница так называемого слабого пола, она поднялась выше ангел, архангел, Херувим, Серафим. И каждый из нас помнит свою мать, каждый из нас знает свою мать и любит её, потому что это естественно — любить родителей, ибо любить родителей и означает любить себя, так как наша жизнь никак не отделима от их жизни. Наша радость — это их радость, проблемы детей — это всегда и проблемы родителей.

Но женщина ещё и жена. Когда Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою, то Бог сказал: «Плохо быть человеку одному». Вслушайтесь в эти слова — Бог говорит: «Плохо». Человек, лишенный семейных начал человеческой жизни, не считается человеком в полном смысле этого слова. Это недоделанный человек. Цельный человек — это муж и жена в плоть едину. То есть единый человек — это женатый человек, имеющий жену. И, напротив, человек, не имеющий жену, это не цельный человек, это полчеловека, как и говорят: мужской пол, женский пол, а вместе — это целое.

Когда Адам впервые увидел свою жену, в нём пробуждается поэтическое чувство и он начинает стихословить. Особенно это видно на языке оригинала, когда он говорит эти известные слова: «Вот это плоть от плоти моей, вот эта кость от кости моей, ибо оставит человек отца и мать и прилепится к жене и будут едины». Вот в оригинале это просто рифмуется, то есть, поэтическое чувство впервые проявляется, когда Адам видит Еву. Поэтому в каждой романтической истории — движение юноши навстречу девушке, в любви между мужчиной и женщиной — присутствует дыхание эдемского райского сада.

Какая первая заповедь во всей Библии? Первая, ниспосланная от Бога ещё в Раю — это заповедь исполнять супружеские обязанности. Первая глава Библии (книга Бытия) — Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Если это первая ниспосланная Богом заповедь, все остальные идут за нею, это значит, что в семейной жизни человек наиболее уподобляется своему СОЗДАТЕЛЮ. Бог создал человека, но Бог дал возможность человеку воспроизводить себе подобных. И, когда, муж и жена — плоть едину, от этой цельной жизни рождается новая жизнь, зачинается и является в этом мире.

Каждый стоящий в храме — это плод любви мужчины и женщины. И нет ни одного, стоящего в храме, который не являлся бы плодом любви между мужчиной и женщиной. Уже вот это очевидное обстоятельство свидетельствует о высоте семейных отношений. Даже взаимоотношение Христа с Церковью является иконой того, как должны быть взаимоотношения между мужем и женою. Апостол Павел так и пишет: «Ибо как Христос Глава Церкви, так и муж глава жены». Причём мужчинам сказано: «Обращайтесь с женами вашими, как с сосудами из тонкого стекла». Это действительно очень красивые поэтические слова, особенно, когда в оригинале мы их читаем. Стекло в первом веке, когда апостол Павел записал эти слова, являлось драгоценностью. И чем тоньше были стенки стеклянного сосуда, тем более дорогостоящим считался такой сосуд. Мужчинам прямо сказано, что, если они будут раздражать своих жен, это препятствие для их молитвенной жизни, это разрушение их отношений с Богом. Таким образом, мир в семье — это мир в церкви. Мир между мужчиной и женщиной — это мир во взаимоотношениях с Создателем, который Сам изрёк это правило. Плохо быть человеку одному, сотворим ему помощницу соответственно ему.

Женщина — это и сестра по вере. В храме служат женщины,наверняка чувствуется большая поддержка священников. Наши сестры по вере, которые молятся за всех, которые обстирывают , которые кормят , приготовляют пищу, убираются и, поистине, то, как женщина может оказать помощь любому человеку, ни один мужчина не способен на такую кропотливую заботу, да он и не считается мужчиной, если у него нет женщины. Это, как бы, полчеловека, недоделанный человек. Восславим Бога за наших сестёр по вере. Восславим Бога за наших матерей. Восславим Бога за жён и осознаем высокое назначение православных женщин пожилого возраста, наших бабушек. Как не вспомнить о них? Именно пожилые женщины-христианки являются наиболее миссионерски активной частью любого христианского сообщества.

Почему так? Дело в том, что бабушки занимаются детьми в дошкольный период. Это самый решающий, самый важный период в жизни человека. Родители больше занимаются их воспитанием, воспитанием детей в школьный период. Это депрессивное состояние, изуродованное этой системой образования, а бабушка естественно влагает глаголы веры в уши своих внуков, она шепчет молитвы, чтобы они знали их наизусть. Она всегда интуитивно ощущает, как действовать по отношению к внучатам, и это самые великие миссионеры — православные пожилые женщины, бабушки. Я сама выучила три основных христианских молитвы: Отче Наш, Богородицу и Верую, сидя у бабушке на закорках. И я вспоминаю, как она меня несёт и произносит эти молитвы и я за ней повторяю эти молитвы, и не одно поколение воспитано пожилыми христианками.

Даже крещение Руси было обусловлено тем, что у князя Владимира была бабка — княгиня Ольга. И, когда он принимал решение о крещении Руси, он сам сказал: «Так и бабка моя, княгиня Ольга, мудрейшая из женщин сию веру избрала». Это было решающее определение, главнейший аргумент, когда князь Владимир принимает решение крестить Русь.

Таким образом, мы не можем недооценить роль наших жен, наших сестёр по вере, наших матерей и наших бабушек. И в этот день мы хотим прославить Бога за каждую женщину, которую Бог послал нам в этой жизни, прежде всего, мать, которая сформировала в чреве своём нашу жизнь. Мы хотим прославить Бога за наших бабушек, которые формировали веру в сердцах наших, за наших сестер по вере: это тётки, двоюродные сестры, прихожанки, которые окружают нас и с большей, чем заботой промышляют о нас.

Поистине, сердце каждой женщины вмещает сотни мужских сердец, в том смысле, что оно более любвеобильно, более открыто для служения перед Богом. И в этот день мы радуемся о женах-мироносицах и осознаём, что каждая христианка по-своему жена-мироносица.

Жены-мироносицы несли весть о Воскресшем Христе апостолам, а вы несете весть о Воскресшем Христе своим мужьям, как апостол Павел пишет: «Неверующие мужья освящаются верующими женами своими». Вы несете весть о Воскресшем Христе своим внукам, своим правнукам. Вы, украшая храмы Божьи, всё, что мы видим в храме: выстиранные красивые ризы, надетые на священников, полотенца, всё вымыто чисто, красиво потому, что женская рука прикоснулась к этому, женская рука проявила заботу, и мы благодарим Бога, что вы есть среди нас. Без вас бы не было ни одного из нас, и жизнь была бы плохой и ужасной одинокого Адама в Раю, и был бы это Рай, если бы Адам был без своей жены Евы.

В воскресенье святая матушка-церковь чествует не только жен –мироносиц,но и святых Иосифа Аримафейского и Никодима.

Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь присутствует среди смерти победоносно. И среди жизни победоносной мы видим смерть. Память о смерти, которая всегда хранится Господом для нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы, раны на руках и ногах, прободенное ребро, видели всегда среди радости и ликования пасхального присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, что совершается с нами, какой путь мы проходим.

Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2-21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его?» (Ин. 7, 51).

А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (Мф. 27, 60). Эта гробница, в которой было положено Тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу – то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей келлии, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно, у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.

Об этой гробнице сказано, что она была новой, что никто никогда не был положен в нее, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). И мы говорили в Великую Субботу, что в этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.

И в том, что эта гробница была высечена в скале, Святая Церковь видит тоже великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.

Что еще мы знаем о святом Иосифе Аримафейском? В Евангелии сегодня сказано, что это был знаменитый член совета, который ожидал Царствия Божия. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу. Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят Святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем.

Но об Иосифе сказано в Евангелии нечто несравненно более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждут Царствия Божия и хотят быть его причастниками, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тела Иисусова. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым. Но когда он увидел распятие Христа – может быть, он тоже был среди тех, кто стояли около этого Креста Господня – его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.

Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда – та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе. Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.

 

И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: «сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126-127). Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.

В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира, – «литр сто», что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2).

С праздником,дорогие сестры и братия! Христос Воскресе!

Слово прот.Олега Стеняева и прот.Александра Шаргунова.