В пятницу в ЦСО района состоялась встреча с ветеранами и пенсионерами по поводу грядущего праздника.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой святый: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ставший символом неустанного заступничества Божией Матери за род христианский, — один из самых почитаемых и любимых на Руси. Относится к числу великих праздников, но его богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам. Событие, послужившее основанием для торжества, относится к началу Х века — оно произошло в конце правления императора Льва Философа (886–911 гг.), во время нашествия на Константинополь сарацин. При любом серьезном бедствии — а разного рода напасти постигали Византию часто — народ собирался для совместной молитвы во Влахернскую церковь, где были собраны чтимые иконы и святыни, связанные с Пресвятой Богородицей — мафорий и риза Девы Марии, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом.. И в этот раз священники и жители города горячо молились в храме об избавлении от врагов, был среди них блаженный Андрей (славянин, попавший некогда в византийский плен), Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний.
Вот как повествует о чудесном событии житие преподобного Андрея: «…в четвертом часу ночи (по современному счету времени — около 23 часов) увидел блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома (апостол Иоанн Богослов), держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: „Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?“ Он же ответил: „Да, отец мой духовный“. И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, который носила на Своей беспорочной главе и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а он был велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и покров, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там…» Чудесный покров защитил город, избавив жителей Константинополя от смерти. Заступничество Пресвятой Богородицы за город нашло отражение в житии святого Андрея Юродивого, но богослужебно отмечено не было. На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землей» — местом особого почитания Царицы Небесной. Появление праздника Покрова в нашей стране связано с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. В память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за войско Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Православной Церкви. Были составлены службы в честь этих событий и создан ряд произведений (при возможном участии святого князя как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери ВладимироСуздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. Дата праздника Покрова Пресвятой Богородицы в годовом богослужебном круге была приурочена к 1 (14 нов. ст.) октября; она связана с празднованием памяти блаженного Андрея Юродивого 2 (15) октября. В соответствии с православной литургической традицией, за основным праздником обычно следует прославление тех, кто был непосредственным участником воспоминаемого в праздничном богослужении события. По горячим молитвам народа многажды помогала Богородица, и свидетельством Ее заступления стали тысячи храмов, построенных в честь Покрова. Назовем два из них — самых известных: это построенный при святом Андрее Боголюбском храм Покрова на Нерли (1165 г.) и Покровский собор в Москве, называемый обычно храмом Василия Блаженного, — он был заложен царем Иоанном Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, ведь именно в праздник Покрова русские войска овладели городом. «Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира. И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас» (архим. Иоанн (Крестьянкин).
Небесная Владычица не просто ответила на эту соборную молитву константинопольцев, Она присоединилась к ней, подтвердив тем самым единство Церкви земной и Небесной. В знак же того, что эта совместная мольба была услышана Богом, Она распростерла Свой покров над собравшимися в храме. Это, конечно, было и свидетельством Ее великой любви, которая постоянно пребывает с нами. Мы безгранично радуемся от одной мысли, что находимся под защитой любви Богородицы, Которую именуем нашей общей Матерью.
Но при этом мы не можем, не должны забывать, какими трудными детьми мы являемся. Она наша Заступница, как бы восполняла слабость молитвы константинопольцев, так усердно, по видимости, просивших об избавлении их града.
Все мы хорошо знаем за собой этот недостаток. Порой мы, стекаемся в храмы стесненные каким-либо бедствием.Мы безгранично надеемся на Божию помощь, потому что нам некуда больше податься . В такое время мы готовы признать, что мы жили до сих пор не так, как следует, хотя в отличие от наших предков мы уже очень слабо чувствуем связь между нашими грехами и неблагополучием общественной жизни.
Преисполнены ли мы в эти моменты решимости посвятить всю нашу жизнь исправлению самих себя, очищению нашего существа от укоренившихся в нем греховных привычек, решимости, которая одна только и может дать Богу возможность действовать в нас? Ответ скрыт в глубине наших сердец. Есть известное возражение против всемогущества Божия. Оно звучит так: может ли Бог сотворить камень, который Сам поднять будет не в состоянии? Да, отвечают богословы, Он сотворил такой камень. Этим камнем является человек, наделенный свободой воли, которую Бог не хочет нарушить. Долго ли нам испытывать бездну долготерпения Божия, снова и снова нарушая наши обещания и во зло употребляя дары Божии, не желая подчинить нашу волю Его святой и благой воле? Мы не можем забыть о подвиге Марии, Которая в час Благовещения, час величайшего Ее испытания, предает всю Свою жизнь в руки Божии и до последнего Своего земного часа смиренно несет все тяжкие последствия этого выбора.
Но даже наша немощная общая молитва угодна Творцу и привлекает к нам Его благоволение и ходатайства Пречистой нашей Владычицы. Силу церковной молитвы знал уже апостол Павел, когда просил фессалоникийцев молиться о себе (см.: 1 Фес. 5, 25). Но сила этой молитвы говорит нам еще об одном важнейшем положении православного вероучения. По словам современного православного богослова, «Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое Тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому Телу».
Принимая Крещение в Церкви, приступая к общей Чаше, прибегая к другим спасительным Церковным Таинствам, мы соединяемся со Христом и освящаемся благодатью Божией, которая обожает наше человеческое существо и делает нас духовно близкими всем святым, просиявшим от начала христианской эры. Именно они сумели реализовать то, что для нас чаще всего существует лишь как возможность, как тот единственный талант, который мы зарываем в землю.
Чувствуя свое сродство со святыми еще во время их земной жизни, Матерь Божия обращается к ним со словами: «Любимиче мой» или «Сей есть от рода нашего». Каковы же характерные черты «рода святых», к которому причисляет Себя и Сама Пресвятая наша Владычица? По учению апостола Павла, это всегдашняя радость, непрестанная молитва и благодарение за все обстоятельства жизни (см.: 1 Фес. 5, 16-18). Черты эти формируются от постоянного хождения пред Лицом Божиим, смирения перед Ним и доверия Ему. Наша цель на земле — с помощью благодати Божией победить в себе «ветхого человека» с его разобщенностью между разумом, волей и чувствами и обрести единство и гармонию всех наших внутренних сил — то, что святые отцы называли целомудрием. И по мере того как мы будем обретать этот внутренний мир, будет меняться и наша молитва за себя, за наших близких и за наше земное отечество. И это более не будет молитва потребительская, но мы присоединим наш голос к молитве Самой Матери Божией и всех святых, славословящих Творца и предстоящих за весь мир.Помоги нам Господи по молитвам Пресвятой Богородицы.
С праздником.
По материалам Правмира.