Накануне праздника Вознесения Господня в ЦСО прошла беседа о смысле и истории праздника. В теплой доверительной обстановке верующие соборно совершили моление ко Господу, а затем задали миссионерам интересующие вопросы.
В четверг 21 мая православный мир славит Вознесение Господне. Этот праздник отмечается в сороковой день после Воскресения Иисуса Христа (Пасхи) и входит в число двунадесятых (двенадцати) важнейших христианских праздников наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и другими.
Описание события Вознесения Христова содержится в Евангелиях от Луки (Лк. 24, 50-51) и Марка (Мк. 16, 19), а также в Деяниях свв. апостолов (Деян. 1, 4). После воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, чтобы убедить их в истинности Своего телесного воскресения, укрепить в них веру и подготовить к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16, 7).
На сороковой день после воскресения Господь Иисус Христос вывел учеников из Иерусалима в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1, 12). Здесь, благословив их, Он начал отдаляться и возноситься на небо.
В Деяниях св. апостолов также упомянуто, что во время Вознесения Христова явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). После Вознесения Господня ученики с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52), ожидая сошествия на них Святого Духа, которое произошло через несколько дней (Деян. 2, 1-4).
Вознесение как всеобщий христианский праздник отмечается с IV века, но в современном мире существует целый ряд стран (например, Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Франция и др.), в которых этот день входит даже в число государственных праздников.
Что этот праздник дает ныне живущим людям?
Он дает нам радость, потому что Господь нам завещал и оставил ее, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости – радости разлучения. Еще мы радуемся сегодня встрече на земле. Господь нам благословил сегодня встретиться в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе к одной цели, с одним чувством.
Господь вознесся на небо. Вспомним слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: «Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу…» И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир начал быть. А нам Он все же оставляет радость. Радость эта состоит и в том, что теперь мы понимаем путь спасения, видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога.
Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен – Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? Давайте подумаем о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что стал одним из нас, Человеком среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом – в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля – та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?
А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут – и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами.
Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, – говорил Господь. Это страшно; так любить – страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.
Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоуст, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной – человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом радоваться?
А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову.
Будем жизнью нашей, а если нужно – и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку сближаться со Спасителем. Ближний – тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами, Бог даст, вырастем в меру истинной церковной радости.
В тексте использованы материалы сайта portal–slovo.ru и проповедь митр. Антония Сурожского
Вопросы из зала:
- Можно ли молиться за здоровье и благополучие некрещеных детей и внуков (зять не дает согласия на крещение ребенка)? И услышит ли Господь такие молитвы?
ОТВЕТ. Конечно, можно и нужно молиться и дома, и в храме. Но в храме поминайте их сами во время чтения часов (тогда совершается перед литургией проскомидия), а в записках можно писать только крещеных.
- Можно ли вступать в брак православным русским с иностранцами.
ОТВЕТ. В брак вступают с любимыми людьми. А церковный брак возможен только с православными: раса и национальность не имеют никакого значения. Во Христе нет ни эллина, ни иудея.
- Насколько полезно заказывать сорокоуст?
ОТВЕТ. Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется “седминами и сороковинами”. “Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами”. Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных. Сорокоуст “О здравии” заказывают не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой.